a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тренинг для педагогов "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния"

Автор: Липина Юлия Николаевна Опубликовано: 2018-01-11 17:14:05

Документы для скачивания

Тренинг для педагогов" Стресс и способы регуляции эмоционального состояния" Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения. Задачи: Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств. Сохранять психическое здоровье педагогов. Оформление: стендовая информация “Первая помощь при остром стрессе”, книжка – раскладушка “Антистрессовые приемы”. Оборудование: листочки, ручки, записи с музыкой природы, магнитофон, мяч, бланки с тестом “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом? ”( по А. И. Тащевой, 2000) , звезды разного цвета, наклеенные на фоне “неба”, карточки с буквами для звуковой гимнастики. Участники: педагоги( 10- 12 человек) . Условия поведения: кабинет психолога( комната психологической разгрузки) или класс с большим количеством зелени, в котором стулья стоят полукругом. Время проведения: 45 минут. Ход занятия 1. Вводная беседа. Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: “ Я думаю”, слушать друг друга внимательно. Наш психологический тренинг рассчитан на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время. Принцип нашего занятия “Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”. Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее. В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства. 2. Знакомство и введение в тренинг. А) Упражнение  “Знакомство”. ( Ведущий начинает выполнять упражнение первым) . Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – “смелая ”. Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество. Любая психологическая игра имеет “двойное дно” – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему- нибудь научиться. 3. Разминка. А) Упражнение- разминка  “Карандаши” Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70- 90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх- вниз, вперед- назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг( расстояние между соседями 50- 60 см) , карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. Вытянуть руки вперед, отвести назад. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед( сужение и расширение круга) . Присесть, встать. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров. Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить. 4. Основная часть. А) Упражнение  “Без маски”. Давайте сейчас попробуй поведать друг другу что- то о себе без всякой подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! ( Приложение 1) Б) Тест  “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом? ”( по А. И. Тащевой, 2000) . Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “ посвседневный ” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации. Самое время узнать, как состоит дело со стрессовоустойчивостью у нас. ( Приложение 2) . Практическая часть. В) Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения. По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью. Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе: - смех, улыбка, юмор, – размышление о хорошем, приятном, – различные движения типа потягивания, – наблюдение за пейзажем за окном, – рассматривание цветов в помещении, фотографий, – “купание” в солнечных лучах, – вдыхание свежего воздуха, – высказывание похвалы, комплиментов кому- либо просто так. Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации. Г) Упражнение  “Путешествие”( медитация) Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки. Закройте глаза. . . Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что- то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу. Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто- то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что- то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите. . . Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох. . . и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам. Рефлексия- Какие чувства вы испытываете после путешествия? Д) Упражнение  “Звуковая гимнастика”. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук. А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение. Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления. Е) Упражнение  ( Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”) . ( Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды. ) Здесь есть звезды и учителей нашей школы, помните на одном из прошлых тренингов делали эти звезды, они тоже дарят людям…. . Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что- то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “Что ты даешь людям? ”_ спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни или могу предложить вашему вниманию “Мантра от усталости” Например: Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек человек. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. И так – с каждым человеком. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я верю в себя и в свое будущее. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность. 5.  Подведение итогов. 6. Рефлексия занятия. Упражнение “Закончи предложение ”. – Во время занятия я поняла, что… – Самым полезным для меня было… – На занятии мне не понравилось… – Если бы я еще раз попало на тренинговое занятие, то я хотела бы… 7. Прощание. Список используемой литературы: Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. Вежновец И. Как быть уверенным в себе. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г. Грецов А. Тренинг общения для подростков. – Изд. Дом “Питер ”, 2006 г. Зеленова И. Программа деятельности педагога- психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание. – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г. Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г. Под. Редакцией Асмолова А. Г. , Солдатовой Г. У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М. : Учебная книга БИС, 2007.

Оставить комментарий: