Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «На что клад, коли в семье лад»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
«На что клад, коли в семье лад»
Цель: Воспитание в душе ребёнка гармоничного видения мира и матери, как центр мироздания.
Задачи: 1.Помочь детям почувствовать какое это счастье - жить в семье.
2.Способствовать желанию к речевому общению, используя свой личный опыт.
- Упражнять детей в умении пользоваться условными обозначениями.
Оборудование:
1.Магнитная доска
2.Текст В.А.Сухомлинского «Крылья матери».
3.Маска волка.
4.Озеро, кувшинки, камушки.
5.Мальберты, маркеры, указки (по количеству детей).
6.Микрофон.
7.Мяч.
Ход
1.В-ль: Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Михайловна. Работаю воспитателем в детском саду «Уголёк», в подготовительную группу ходит мой сын Владюша, «зайчик мой»- так я его ласково называю.
Давайте поиграем в игру «Соберём венок из ласковых слов» и мы узнаем, как любят называть вас мамы.
В-ль: Замечательно! «При солнышке светло, а при матушке -добро». - Что общего, дети, между солнечным светом и любовью матери? (ответы).
В-ль: Солнышко да матушка
Именами разные,
Именами разные
А делами равные.
Красно солнце греет,
Матушка жалеет.
Мама!
Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У всего живого есть своя мама. У ёлочек - ель, у берёзок -…(берёза). У цыпляток -…(курочка), у гусят -…(гусыня).
2.Сегодня я познакомлю вас с рассказом Василия Александровича Сухомлинского «Крылья матери».
В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг.
Гусыня стала учить деток щипать неявные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой.
Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней. А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать.
Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.
Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».
Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Вопросы по сказке:
1.Куда вывела гусыня гусят?
2.Какое у них было настроение?
3.Каким был этот окружающий мир?
4.Почему гусыня стала созывать гусят?
5.Что чувствовала гусыня, когда не все гусята её услышали?
6.Как мама-гусыня защитила гусят от непогоды?
7.Что чувствовали гусята под крыльями?
8.Что увидели гусята, когда всё стихло? Как чувствовала себя гусыня?
9.Кто пожалел маму?
10.Что ответила маленькому гусёнку мама-гусыня?
В-ль: Мама- гусыня не жаловалась детям, она была счастлива, что её детям весело!
А вы, дети, замечали, что ваша мама бывает не здорова или уставшая, как вы поступаете?
3.Физ. минутка.
1.Подвижная игра «Гуси-гуси».
2.Гуси летят, крыльями машут
Прогнулись над водою, качают головою.
Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся.
(выполняем движения в сочетании с последовательностью текста).
4.Дети приседают на «камушки», воспитатель вносит корзину с цветами.
Ребята, у меня есть целая корзина прекрасных цветов. Это - водяные лилии, или по-другому, кувшинки.
Это цветок мира, добра и счастья. Жить он может только в воде. Но, прежде чем опустить наш цветок на воду, давайте каждый вспомнит о своей маме и как же она бывает, счастлива, когда вы ей помогаете.
Я буду по - очереди передавать по цветку, а вы, называть одно действие, «Как можно помочь маме?», и опускать цветок на воду. Таких действий бывает очень много, давайте будем внимательно друг друга слушать, чтобы не повторяться…
В-ль: Замечательно, ребята, нам всем радостно стало оттого, что вы любите своих дорогих мам. Вы не только знаете, как помочь маме, но я уверенна, что и помогаете ей во всём, оберегая точно так же, как мама оберегает вас. Какое же это счастье,- жить в семье!
5.У меня большая и дружная семья. В большом круге рисуются круги,- члены семьи.
Я - мама Настя, У нас есть папа - Игорь, дети - Владик и Светлана. Баба Ира, деда Миша, баба Люба и деда Толя. А так же сестра Лена и брат Коля. Мы любим собираться все вместе за большим столом и весело проводить время.
6.А давайте спросим у наших дорогих гостей, какая у них семья и сколько в ней человек?
Воспитатель с микрофоном берёт интервью у одного из гостей, после чего, по примеру, делают то же самое дети.
В-ль: Ребята, а теперь ваша очередь рассказать о своих семьях. Давайте подойдём к мольбертам. Перед вами «круг», это ваша семья, единое целое, берите маркеры, и, как показывала Анастасия Михайловна, в виде кружочков обозначайте состав вашей семьи, начиная с себя. Например, я Оля, у меня есть мама -…, и папа -…
Вы будете работать в парах, и, когда закончите, друг другу расскажете о своей семье.
(В конце, один ребёнок расскажет все гостям о своей семье).
Ребята, я очень рада, что у вас такие большие и дружные семьи. Вы с такой добротой о них рассказывали, стараясь никого не забыть. Я думаю, что все, кого вы назвали, почувствовали сейчас тепло и спокойствие. Потому что, когда тебя любят и думают о тебе, всегда это чувствуешь, и жизнь становится ещё прекрасней.
7.Ребята, а кто же создаёт дома уют и комфорт? Дарит вам своё тепло и улыбку? Обнимает вас при любой возможности, и всегда прощает?
Ну, конечно, это ваша дорогая, мама. Я предлагаю встать нам всем в круг и поиграть в игру «Дети и мамы».
Воспитатель с мячом, кто мяч поймал, отвечает на вопрос, и возвращает мяч.
Что сделать, что бы мама:
- не скучала
- не грустила
- не уставала
- улыбнулась
- обняла
- похвалила
- не сердилась
- поцеловала
- не огорчалась
10.была весёлой
Ребята, вы просто молодцы!
Я убедилась, что вы умеете, и можете себя вести с мамой, с родными так, как положено в крепкой дружной семье. Вы любите, друг друга, бережёте и уважаете.
Какое же это счастье,- жить в семье!
За это время, пока мы провели вместе, вы мне очень понравились. Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё тепло.
Я дарю своё тепло Алине (надавила тихонько за руку), и так по кругу.
А ещё, я хочу вам подарить альбомы, в которых вы нарисуете портреты всех членов вашей семьи. А после, сможете поиграть в игру «Найди себя».