Рекомендации по работе с гиперактивными детьми, детьми имеющими детские страхи, тревожность .

Опубликовано: 07:39:48 14-01-2018

Автор: Охотникова Анастасия Михайловна

Феноменология запросов на оказание психологической помощи детям младшего школьного возраста.

Проблема развития.

Проявление проблемы.

(симптоматика)

Причины.

Методики, диагностики.

Рекомендации.

 

Гиперактивность.

 

 Чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо .

Слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.  Нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость. 

Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

- Наследственность,

- внутриутробная гипоксия,

- травмы во время беременности,

- серьезные инфекции или травмы на первых годах жизни, хронические заболевания,

- неправильное или плохое питание, свинцовое отравление, дефицит питательных элементов,

- отношения внутри семьи (семьи с высоки уровнем психологической напряженности; семьи, ведущие асоциальный образ жизни и т.п.)

- неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми.

 

Специально разработанные коррекционно-развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания.

Например:  «Ласковые лапки» (Шевцова И.В.) 
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. 

«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) 
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

 

 

Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

- смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

- реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, родителей).

- повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы. 

 

Тревожность.

Это форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка, выражающаяся в волнении, чрезмерной замкнутости, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

-факторы семейного воспитания,

-успеваемость в школе,

-взаимоотношения с учителями и сверстниками,

-эмоциональный опыт.

 

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1.    Повышение самооценки.

2.    Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3.    Снятие мышечного напряжения.

 

Поддерживать доброжелательные взаимоотношения, найти и обеспечить сферу успеха. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.

 

Детские страхи.

 Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей.

Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер.

Рисуночная терапия,  разработанная Захаровым А.И., позволяющия предупредить развитие невротических отклонений в поведении детей.

С детьми нужно разговаривать об этих страхах. Только тогда, когда они рассматриваются открыто, ребенок может обрести силу, достаточную для взаимодействия с окружающим миром.

Оставить комментарий: