КОНСПЕКТ Игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Правила хорошего тона за столом (или учим Буратино основам столового этикета)»

Опубликовано: 16:07:27 27-01-2018

Автор: Пасынкова Наталья Петровна

КОНСПЕКТ

Игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному  развитию в старшей группе

Тема: «Правила хорошего тона за столом (или учим Буратино основам столового этикета)»

 

Воспитатель: Пасынкова Н.П.

 

Программное содержание: продолжать знакомить детей с  основами столового этикета сформировать у детей навыки правильного поведения за столом; развивать умение сервировать стол, закрепить умение объединять предметы по общим признакам.Развивать мышление, речевую активность, воспитывать желание работать в коллективе, чуткость и сострадание к персонажу сказки

Материалы:

Демонстрационный: письмо от Буратино, картинки с изображением  посуды, картинки « Правила поведения за столом»,  мешочек для игры, скатерть, цветы в вазе, хлебница, бумажные салфетки в салфетнице,  мяч

Видеоматериал – « Мультэкзамен» (фрагменты мультфильмов), видеозапись « Письмо от Буратино в группе  « Ягодки»».

Раздаточный: посуда для сервировки стола: глубокие и мелкие тарелки, столовые ложки, вилки, ножи, чайные ложки, чайные чашки, блюдце, тканевые салфетки

Оборудование: интерактивная доска, мольберт , ноутбук

 

Предварительная работа:

( записывается на видео)

Утро: Дети в группе самостоятельно играют по интересам. Вдруг им в группу приносят письмо . Воспитатель приглашает детей  подойти к нему , читает письмо.

« Письмо от Буратино»

«Здравствуйте ребята из группы « Ягодки»! Помогите мне, пожалуйста!  Мне очень нужна Ваша помощь, обо всем расскажу позже. Жду Вас у себя дома ».

Буратино

Ну, что ребята поможем Буратино. Тогда давайте собираться и пойдем в гости к Буратино.

Ход игровой деятельности

( занятие проходит в музыкальном зале)

 

На интерактивной  доске показывается видео чтения письма от Буратино. Буратино находится в зале очень грустный, ждет прихода детей. Дети заходят в музыкальный зал.

- Ребята, посмотрите сколько гостей нас ждет здесь, давайте поздороваемся с ними.
( дети здороваются с гостями и Буратино)

- Здравствуй, Буратино! Почему ты такой грустный? Расскажи, что у тебя случилось?  

Буратино: Меня пригласила в гости самая красивая девочка с голубыми волосами, а я все испортил... И, было это так.

( На экране проектора,  появляется иллюстрация Буратино за столом у Мальвины, читается отрывок из сказки)

«Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за малень­ким столом, накрытым кукольной посудой. Она оглядела мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в кро­шечную чашку какао. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть».

- Теперь, понятно, почему наш Буратино такой грустный.

Игра «Назови ошибки Буратино» ( с мячом)

- Ребята, вспомните сюжет сказки и опишите, какие ошибки совершил Буратино, сидя за столом

(Кому мячик я бросаю, тот ошибку Буратино громко называет)

- Сидя за столом, нельзя класть ногу под себя

- Пищу нужно тщательно пережевывать

- Пирожные нужно было откусывать маленькими кусочками

-Пальцами есть варенье нельзя

- Обсасывать и облизывать пальцы нельзя, даже если блюдо было очень вкусным

- Пить из кофейника нельзя, для этого, есть кофейные чашки

- Нужно аккуратно пить, не проливая содержимое на скатерть

 

- Буратино, ты понял, какие ты ошибки допустил,  находясь  в гостях у Мальвины

Буратино: Да, ребята понял. Хочу научиться правильно вести себя за столом, красиво накрывать на стол  и пригласить девочку с голубыми волосами в гости на « праздничный обед». Помогите, мне пожалуйста, научите меня.

- Ну, что ребята научим  Буратино?  ( Выслушиваются ответы детей)

-Сейчас мы поговорим о столовом этикете

- Скажите пожалуйста, ребята, а что такое столовый этикет ( ответы детей)

Столовый этикет – это правила поведения за столом и правила использование столовых приборов.

Поэтому начнем мы  с вами с того, какой посудой мы пользуемся

 

Игра « Какая бывает посуда» (по подгруппам)

Посуда у нас  различается  по назначению.

Задание: На столах у вас разложены картинки, на которых изображена посуда, вам необходимо убрать лишнюю картинку, а все остальные разместить на мольберте и сказать, как называется ваша посуда ( одним словом)

1 стол ( столовая посуда): тарелки ( глубокая и мелкая), салатница, супница, сковорода

2 стол ( кухонная посуда): сковорода, кастрюля, скалка, чугунок, поварешка, блюдце

3стол ( чайная посуда): заварник, кофейник, блюдце, чашка, чайный сервиз, тарелка

-Но одной посуды недостаточно.  Для сервировки стола, нам не хватает столовых приборов ( 4 мольберт с изображением ложек, вилок, ножей)

-Теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник:

(Дети надувают животик.)

Очень важный, как начальник!

(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

(Приседают, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни — разобьются!

(Кружатся, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

(руки вытягивают вперед.)

Сейчас мы с вами будем учить Буратино сервировать стол:

- Ребята! А что вы знаете о сервировке стола?

  1. Накрываем стол скатертью.
  2. Расставляем тарелки.
  3. Раскладываем столовые приборы.
  4. Раскладываем салфетки.

Игра « Учим Буратино сервировать  стол к обеду »

( на столедля сервировки стоят тарелки, лежат столовые приборы, ваза с искусственными цветочками, хлебница, салфетки бумажные и полотняные)

Я предлагаю разделиться на две команды и накрыть 2 стола.

Какой красивый стол у нас получились. Постарайтесь сами выглядеть хорошо за таким столом А , чтобы мы с вами сами выглядели хорошо за таким столом, я предлагаю вспомнить правила поведения за столом. Давайте сядем в круг на коврике и поиграем в игру.

Игра « Чудесный мешочек» (картинки « Правила поведения за столом)

(-Не клади локти на стол , это может помешать соседям справа и слева

- Не играйте за столом , не катайте хлебные шарики и не чертите ножом по скатерти

- Не подпирай ладонями подбородок или щеку. Такая поза говорит о неуважении к присутствующим

- Сидя за столом, не раскачивайся на стуле

- Главное предназначение тканевой салфетки защищать одежду. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками

- Не лезь руками в тарелку. Для этого есть столовые приборы

- За едой не читайте - это вредно и невежливо

- Кладите в тарелку ровно столько, сколько сможете съесть. Не жадничайте!

- Не тянитесь через весь стол, а вежливо попросите передать

- Хлеб и булочки не едят с помощью ножа и вилки. От них откусывают. А не отламывают небольшие кусочки.

- Не чавкайте, старайтесь есть беззвучно.

- Не разговаривайте громко, тем более с набитым ртом, можно подавиться

- Не дуйте на слишком горячее блюдо, подождите,  пока остынет.

- Когда пьете чай, не оставляйте чайную ложку в стакане, положите ложку на блюдце

-  Не облизывайте пальцы, даже если блюдо было вкусным

- Закончив еду , ложку не облизывайте. Грязные нож и вилку на стол не кладут

- Не направляй на соседа нож и вилку. Вы можете его поранить

- Не облизывайте тарелку, каким бы вкусным не было блюдо, лучше попросите добавку

- Не кладите ноги на стол, это очень грубо.

- Не хватайтесь за столовые приборы раньше времени

- Не используйте упавшие приборы, попросите их заменить

- Не указывайте приборами на кого-то или что-то

- Не выплевывайте еду в салфетку или руку. Если в рот попала маленькая косточка, её нельзя выплевывать, а надо губами выложит её на поднесенную ко рту ложку или вилку , а затем положить на край своей тарелки.

- Нельзя чистить свои приборы салфеткой, попросите их заменить

- Не ковыряйте ножом или вилкой в зубах. Это опасно, можно пораниться.

- Не держите чашку чая или кофе двумя руками

- Не играйте за столом

- Подносите еду ко рту, а не рот к еде

- Нельзя дуть на суп

- Нельзя энергично мешать суп ложкой

- Шумно втягивать суп в себя нельзя

- Не вытирайте руки скатертью

- Не вытягивайте ноги во всю длину под столом

- Закончив есть, салфетку положите слева от себя, а столовые приборы на тарелку

- Не забывайте говорить,  вежливые слова)

Правило игры: Сейчас каждый из вас по очереди будет доставать  по одной картинке из волшебного мешочка и проговаривать то, как правильно вести себя в такой ситуации. Игра проводится 2-3 раза    (ориентироваться на время)

 Ребята, в нашем волшебном мешочке осталось ещё много правил, которые Буратино необходимо выучит , чтоб быть культурным мальчиком.  Мы этот волшебный мешочек подарим нашему  другу Буратино.

Итог: Ребята вы очень много  знаете правил поведения за столом. И   Буратино у вас многому научился. И теперь ему не страшно приглашать к себе в гости Мальвину. Правда, Буратино?

Буратино: Да, я много узнал. Но Мальвина такая строгая.

-  Что-то он как то не уверенно отвечает

- Давайте для Буратино устроим экзамен. Мы сейчас все вместе посмотрим отрывки из мультфильмов, где эти правила нарушались, а он нам о них расскажет. Но, если он растеряется или забудет, мы ему поможем. Поэтому будьте внимательными

Игра « Мультэкзамен»

( Показываются фрагменты из мультфильмов:

 « Буратино»

 эпизод  « Карабас Барабас в таверне» -ест мясо и курицу руками и бросает кости в кувшин, а не ложит их на свою тарелку.

« Винни Пух в гостях у кролика»

эпизод «у кролика за столом» - Вини Пух облизывает ложку, ест лапами, пьет через край из тарелки, вылизывает тарелку, вытирает рот тканевой салфеткой

« Осторожно, обезьянки!»

Эпизод « Обезьянки обедают, чужой пикник»- еда естся неправильными приборами, руками и лапами, на еду набрасываются с волчьим аппетитом, жадничают

- Надеюсь, что теперь уж Буратино точно усвоил все правила хорошего тона за столом

Буратино: Спасибо, ребята, я теперь могу и стол красиво накрыть и правильно вести себя за столом.  

 

- Мы очень за тебя рады, но нам пора прощаться. До свидания , Буратино

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: