КОНСПЕКТ Игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Правила хорошего тона за столом (или учим Буратино основам столового этикета)»
КОНСПЕКТ
Игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
Тема: «Правила хорошего тона за столом (или учим Буратино основам столового этикета)»
Воспитатель: Пасынкова Н.П.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с основами столового этикета сформировать у детей навыки правильного поведения за столом; развивать умение сервировать стол, закрепить умение объединять предметы по общим признакам.Развивать мышление, речевую активность, воспитывать желание работать в коллективе, чуткость и сострадание к персонажу сказки
Материалы:
Демонстрационный: письмо от Буратино, картинки с изображением посуды, картинки « Правила поведения за столом», мешочек для игры, скатерть, цветы в вазе, хлебница, бумажные салфетки в салфетнице, мяч
Видеоматериал – « Мультэкзамен» (фрагменты мультфильмов), видеозапись « Письмо от Буратино в группе « Ягодки»».
Раздаточный: посуда для сервировки стола: глубокие и мелкие тарелки, столовые ложки, вилки, ножи, чайные ложки, чайные чашки, блюдце, тканевые салфетки
Оборудование: интерактивная доска, мольберт , ноутбук
Предварительная работа:
( записывается на видео)
Утро: Дети в группе самостоятельно играют по интересам. Вдруг им в группу приносят письмо . Воспитатель приглашает детей подойти к нему , читает письмо.
« Письмо от Буратино»
«Здравствуйте ребята из группы « Ягодки»! Помогите мне, пожалуйста! Мне очень нужна Ваша помощь, обо всем расскажу позже. Жду Вас у себя дома ».
Буратино
Ну, что ребята поможем Буратино. Тогда давайте собираться и пойдем в гости к Буратино.
Ход игровой деятельности
( занятие проходит в музыкальном зале)
На интерактивной доске показывается видео чтения письма от Буратино. Буратино находится в зале очень грустный, ждет прихода детей. Дети заходят в музыкальный зал.
- Ребята, посмотрите сколько гостей нас ждет здесь, давайте поздороваемся с ними.
( дети здороваются с гостями и Буратино)
- Здравствуй, Буратино! Почему ты такой грустный? Расскажи, что у тебя случилось?
Буратино: Меня пригласила в гости самая красивая девочка с голубыми волосами, а я все испортил... И, было это так.
( На экране проектора, появляется иллюстрация Буратино за столом у Мальвины, читается отрывок из сказки)
«Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. Она оглядела мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашку какао. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть».
- Теперь, понятно, почему наш Буратино такой грустный.
Игра «Назови ошибки Буратино» ( с мячом)
- Ребята, вспомните сюжет сказки и опишите, какие ошибки совершил Буратино, сидя за столом
(Кому мячик я бросаю, тот ошибку Буратино громко называет)
- Сидя за столом, нельзя класть ногу под себя
- Пищу нужно тщательно пережевывать
- Пирожные нужно было откусывать маленькими кусочками
-Пальцами есть варенье нельзя
- Обсасывать и облизывать пальцы нельзя, даже если блюдо было очень вкусным
- Пить из кофейника нельзя, для этого, есть кофейные чашки
- Нужно аккуратно пить, не проливая содержимое на скатерть
- Буратино, ты понял, какие ты ошибки допустил, находясь в гостях у Мальвины
Буратино: Да, ребята понял. Хочу научиться правильно вести себя за столом, красиво накрывать на стол и пригласить девочку с голубыми волосами в гости на « праздничный обед». Помогите, мне пожалуйста, научите меня.
- Ну, что ребята научим Буратино? ( Выслушиваются ответы детей)
-Сейчас мы поговорим о столовом этикете
- Скажите пожалуйста, ребята, а что такое столовый этикет ( ответы детей)
Столовый этикет – это правила поведения за столом и правила использование столовых приборов.
Поэтому начнем мы с вами с того, какой посудой мы пользуемся
Игра « Какая бывает посуда» (по подгруппам)
Посуда у нас различается по назначению.
Задание: На столах у вас разложены картинки, на которых изображена посуда, вам необходимо убрать лишнюю картинку, а все остальные разместить на мольберте и сказать, как называется ваша посуда ( одним словом)
1 стол ( столовая посуда): тарелки ( глубокая и мелкая), салатница, супница, сковорода
2 стол ( кухонная посуда): сковорода, кастрюля, скалка, чугунок, поварешка, блюдце
3стол ( чайная посуда): заварник, кофейник, блюдце, чашка, чайный сервиз, тарелка
-Но одной посуды недостаточно. Для сервировки стола, нам не хватает столовых приборов ( 4 мольберт с изображением ложек, вилок, ножей)
-Теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник:
(Дети надувают животик.)
Очень важный, как начальник!
(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
(Приседают, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни — разобьются!
(Кружатся, рисуя руками круг.)
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)
Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
(руки вытягивают вперед.)
Сейчас мы с вами будем учить Буратино сервировать стол:
- Ребята! А что вы знаете о сервировке стола?
- Накрываем стол скатертью.
- Расставляем тарелки.
- Раскладываем столовые приборы.
- Раскладываем салфетки.
Игра « Учим Буратино сервировать стол к обеду »
( на столедля сервировки стоят тарелки, лежат столовые приборы, ваза с искусственными цветочками, хлебница, салфетки бумажные и полотняные)
Я предлагаю разделиться на две команды и накрыть 2 стола.
Какой красивый стол у нас получились. Постарайтесь сами выглядеть хорошо за таким столом А , чтобы мы с вами сами выглядели хорошо за таким столом, я предлагаю вспомнить правила поведения за столом. Давайте сядем в круг на коврике и поиграем в игру.
Игра « Чудесный мешочек» (картинки « Правила поведения за столом)
(-Не клади локти на стол , это может помешать соседям справа и слева
- Не играйте за столом , не катайте хлебные шарики и не чертите ножом по скатерти
- Не подпирай ладонями подбородок или щеку. Такая поза говорит о неуважении к присутствующим
- Сидя за столом, не раскачивайся на стуле
- Главное предназначение тканевой салфетки защищать одежду. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками
- Не лезь руками в тарелку. Для этого есть столовые приборы
- За едой не читайте - это вредно и невежливо
- Кладите в тарелку ровно столько, сколько сможете съесть. Не жадничайте!
- Не тянитесь через весь стол, а вежливо попросите передать
- Хлеб и булочки не едят с помощью ножа и вилки. От них откусывают. А не отламывают небольшие кусочки.
- Не чавкайте, старайтесь есть беззвучно.
- Не разговаривайте громко, тем более с набитым ртом, можно подавиться
- Не дуйте на слишком горячее блюдо, подождите, пока остынет.
- Когда пьете чай, не оставляйте чайную ложку в стакане, положите ложку на блюдце
- Не облизывайте пальцы, даже если блюдо было вкусным
- Закончив еду , ложку не облизывайте. Грязные нож и вилку на стол не кладут
- Не направляй на соседа нож и вилку. Вы можете его поранить
- Не облизывайте тарелку, каким бы вкусным не было блюдо, лучше попросите добавку
- Не кладите ноги на стол, это очень грубо.
- Не хватайтесь за столовые приборы раньше времени
- Не используйте упавшие приборы, попросите их заменить
- Не указывайте приборами на кого-то или что-то
- Не выплевывайте еду в салфетку или руку. Если в рот попала маленькая косточка, её нельзя выплевывать, а надо губами выложит её на поднесенную ко рту ложку или вилку , а затем положить на край своей тарелки.
- Нельзя чистить свои приборы салфеткой, попросите их заменить
- Не ковыряйте ножом или вилкой в зубах. Это опасно, можно пораниться.
- Не держите чашку чая или кофе двумя руками
- Не играйте за столом
- Подносите еду ко рту, а не рот к еде
- Нельзя дуть на суп
- Нельзя энергично мешать суп ложкой
- Шумно втягивать суп в себя нельзя
- Не вытирайте руки скатертью
- Не вытягивайте ноги во всю длину под столом
- Закончив есть, салфетку положите слева от себя, а столовые приборы на тарелку
- Не забывайте говорить, вежливые слова)
Правило игры: Сейчас каждый из вас по очереди будет доставать по одной картинке из волшебного мешочка и проговаривать то, как правильно вести себя в такой ситуации. Игра проводится 2-3 раза (ориентироваться на время)
Ребята, в нашем волшебном мешочке осталось ещё много правил, которые Буратино необходимо выучит , чтоб быть культурным мальчиком. Мы этот волшебный мешочек подарим нашему другу Буратино.
Итог: Ребята вы очень много знаете правил поведения за столом. И Буратино у вас многому научился. И теперь ему не страшно приглашать к себе в гости Мальвину. Правда, Буратино?
Буратино: Да, я много узнал. Но Мальвина такая строгая.
- Что-то он как то не уверенно отвечает
- Давайте для Буратино устроим экзамен. Мы сейчас все вместе посмотрим отрывки из мультфильмов, где эти правила нарушались, а он нам о них расскажет. Но, если он растеряется или забудет, мы ему поможем. Поэтому будьте внимательными
Игра « Мультэкзамен»
( Показываются фрагменты из мультфильмов:
« Буратино»
эпизод « Карабас Барабас в таверне» -ест мясо и курицу руками и бросает кости в кувшин, а не ложит их на свою тарелку.
« Винни Пух в гостях у кролика»
эпизод «у кролика за столом» - Вини Пух облизывает ложку, ест лапами, пьет через край из тарелки, вылизывает тарелку, вытирает рот тканевой салфеткой
« Осторожно, обезьянки!»
Эпизод « Обезьянки обедают, чужой пикник»- еда естся неправильными приборами, руками и лапами, на еду набрасываются с волчьим аппетитом, жадничают
- Надеюсь, что теперь уж Буратино точно усвоил все правила хорошего тона за столом
Буратино: Спасибо, ребята, я теперь могу и стол красиво накрыть и правильно вести себя за столом.
- Мы очень за тебя рады, но нам пора прощаться. До свидания , Буратино