Методическая разработка "Формирование умения строить устный ответ (обучение рассуждению)"

Опубликовано: 16:50:01 06-02-2018

Автор: Светлова Надежда Николаевна

 

                         Методическая разработка на тему   

             «Формирование умения строить устный ответ»

                                       (обучение рассуждению)

    Сегодня одной из ключевых компетенций  выпускника начальной школы по требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373), является ученик «доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать и доказывать свое мнение». Одним словом, рассуждать на ту или иную тему. Обучение рассуждению в начальной школе– одна из наиболее сложных проблем преподавания,   требует творческих усилий, как от учеников, так и от учителя. Следует также отметить, что     умение писать сочинение-рассуждение – необходимое условие успешной  сдачи ребятами Единого государственного экзамена по русскому языку.   Как показывает статистика, у школьников данное испытание  вызывает трудности, поскольку недостаточно развито умение рассуждать.

           Мы должны формировать языковую личность, обладающую ключевыми компетенциями, в частности коммуникативной.

Практическая значимость:  используя данную методическую разработку в своей работе, учитель не только сформирует у ребят языковые компетенции, а также сможет отлично подготовить учащихся начальных классов к переходу в среднее звено, где ребята без труда смогут аргументировать свой ответ, грамотно спорить, и в конечном итоге,  будут готовы к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

 

Цель: сформировать такие речевые  качества ученика, как  умение общаться, строить диалог с собеседником, высказывать свои мысли последовательно и логично, мастерски отстаивать свою точку зрения, убеждать, приводить выводы.

Данная методическая разработка

ПРОГРАММА

  1. Подготовительный этап - совершенствование знаний обучающихся о тексте и особенностях его построения. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

    Строить свою работу по обучению младших школьников рассуждению,  можно начиная с 1 класса (в зависимости от уровня подготовленности детей)  на любом уроке. Прежде чем знакомить ребят с типом текста рассуждение, введем понятие «текст» и познакомим детей с его признаками.     Выслушав ответы ребят на вопрос «Что такое текст?», введем определение данного понятия (Текст – это группа предложений, которые связаны единой мыслью, переходящей из предложения в предложение). Далее на примере трех текстов, составленных на основе произведения «Кабан», показали детям   основные признаки текста: связность и целостность. Затем уточним знания учеников о трех типах речи: повествование, описание, рассуждение.

     Завершается работа обобщением  полученных  знаний:

- Что такое текст? Каковы его основные признаки? (Текст – это любое по объему высказывание, подчиненное единой теме, созданное  с определенной целью. У текста есть заглавие).

- О чем рассказывает текст описание? (Мы узнаем, как выглядит предмет).

- О чем рассказывает текст повествование? (О событиях).

- Как называется текст, который содержит рассуждение? (Рассуждение).

  1. Основной этап – знакомство со структурой текста рассуждение-объяснение; обучение составлению и анализу высказывания данного типа текста.

      При решении методической задачи - научить  обучающихся определять и создавать текст в форме рассуждение-объяснение  за основу берем  следующую композиционную схему: вступление – факт – объяснение факта – вывод.

    Нами была выделена основная, наиболее общая цель данного типа рассуждения:  объяснить сущность факта (или фактов), чаще всего путем указания на причину. Большое внимание уделяли вопросу, вызывающему рассуждение, его формулировке, так как именно из нее ученик извлекал и цель своего рассуждения, и содержание первой его части. Обучение проводили по принципу от простого к сложному, то есть сначала  знакомили учащихся с понятием «рассуждение-объяснение», затем разбирали высказывания, опираясь на схему «Модель рассуждения-объяснения».

«Модель рассуждения-объяснения»

  1. То, что надо объяснить (факт).
  2. Само объяснение (составляется с использованием слов-мостиков: потому что; так как;  ведь; дело в том, что; объясняется это тем, что).

        Перед тем как ввести понятие «рассуждение», попросим ребят вспомнить, что значит рассуждать? Выслушав ответы детей, введем определение. Рассуждение– это текст, в котором вы о чем-то размышляете,  что-то объясняете или что-то доказываете, утверждаете, в чем-то убеждаетесь, а с чем-то не соглашаетесь.

Упражнение. «Ответь – почему?»

      Цель упражнения: познакомить ребят со структурой  текста рассуждение-объяснение.

      Содержание задания: Закончите предложения.  Выделите то, что объясняется, слово-мостик и объяснение.

-         Важное значение …,   потому, что …

-         Мне очень понравилась…., так как …

  Методические приемы: беседа, подсказ, вопросы, использование схем.

     

Упражнение  «Ответь, используя таблицу-подсказку «Структура текста рассуждения-объяснения».

Цель  упражнения: совершенствовать умение учащихся составлять текст рассуждение-объяснение.

Содержание задания: Постройте предложение по    таблице-подсказке «Структура текста рассуждение-объяснение».  Ответьте устно на предложенные вопросы:

Методические приемы: коллективное составление текста рассуждение-объяснение, показ образца, использование схемы, использование таблицы.

 

Структура текста рассуждение-объяснение.

То, что объясняется

(Факт)

«Слова-мостики»

Объяснение

 

Потому, что

 

 

Так как

 

 

Из-за того, что

 

 

По той причине, что

 

 

Упражнение «Объяснил – приведи пример».

Цель  упражнения: совершенствование умений строить рассуждение-объяснение по схеме: факт – объяснение факта, показать необходимость введения примера для полноты, убедительности объяснения.

Содержание задания:   Прочитайте вопросы. Ответьте на них, используя таблицу-подсказку «Структура текста рассуждение - объяснение» 

Структура текста рассуждение-объяснение с использованием примера.

То, что объясняется

(Факт)

«Слова-мостики»

Объяснение с использованием примера

 

Потому, что

 

 

 

Так как

Из-за того, что

 

По той причине, что

 

 

Методические приемы: беседа,  вопросы,  использование таблицы.

Упражнение «Скажи  вывод».

Цель упражнения: совершенствование умений строить рассуждение-объяснение по схеме: факт – объяснение факта – вывод.

Содержание  задания:

  • Объясните, почему …?

При ответе используйте таблицу-подсказку «Структура текста рассуждение-объяснение с выводом в конце»

 Методические приемы: показ образца, контр-вопросы, использование таблицы, подсказ.

Структура текста рассуждение-объяснение с выводом в конце.

Факт (то, что объясняется)

«Слова-мостики»

Объяснение

Вывод, начинается со слов

 

потому, что

 

 

 

поэтому

так как

вот поэтому

из-за того, что

значит

по той причине, что

итак

 

ведь

следовательно

 

  1. Этап – знакомство со структурой текста рассуждение-доказательство, обучение составлению и анализу высказывания данного типа текста.

Упражнения  «Ответь, используя таблицу-подсказку «Структура текста рассуждение-доказательство ».

Цель упражнения: знакомить учащихся с построением текста рассуждения-доказательства по схеме: тезис – рассуждение-доказательство – вывод.

Содержание задания: используя таблицу-подсказку «Структура текста рассуждение-доказательство», составьте ответ на вопрос.

Методические приемы: подсказ, сравнение, контр-вопросы, коллективное составление текста рассуждения-доказательства, использование таблицы.

 

Структура текста рассуждение-доказательство.

Тезис.

Слова-мостики

Доказательство

Вывод начинается со слов

 

потому что

 

значит

так как

поэтому

из-за того, что

вот поэтому

по причине того, что

итак

оттого, что

следовательно

Упражнение. «Согласен или не согласен»

Цель  упражнения: учить ребят отвечать на вопросы проблемного характера в форме рассуждения-доказательства.

Методические приемы: дискуссия, повтор образца, сравнение.

 

Упражнение «Аргументы начинаются со слов: «во-первых, во-вторых». Покажи».

Цель упражнения: развивать умение приводить несколько убедительных аргументов со словами «во-первых, во-вторых…».

Содержание задания: ответьте на вопрос, используя  таблицу-подсказку «Структура текста рассуждение-доказательство с использованием вводных слов» 

Структура текста рассуждение-доказательство с использованием вводных слов.

Тезис начинается со слов:

Ответ на вопрос начинается со слов:

Доказательство с введением убедительных аргументов с помощью слов:

Вывод начинается со слов:

Я думаю,

потому что

 

во-первых

во-вторых

в-третьих

 

 

 

значит

Я уверен,

так как

поэтому

Ведь,

из-за того, что

вот поэтому

По-моему,

по причине того, что

итак

Я считаю,

оттого, что

следовательно

 

Методические приемы: использование иллюстрации (показ), коллективное составление текста рассуждение-доказательство, работа в парах, подсказ.

    Следующее занятие начинается с обучающей беседы, во время которой рассматривается пример, с помощью которого педагог подводит учащихся к понятию «цитата как аргумент в качестве доказательства»:

    Учитель просит зачитать одного из ребят вслух помещенное на доске определение цитаты.

Цитата – это небольшой, но точный, слово в слово отрывок из текста басни, сказки, рассказа или какого-либо другого произведения. Цитата – это один из очень убедительных и весомых аргументов в тексте рассуждения-доказательства.

- Но! Цитата – это не значит  пересказ текста. Это небольшое, точное высказывание мы употребляем лишь как  доказательство сказанного.

     Особое внимание учащихся обращается на оформление цитат  на письме. Для этого  ребята  читают и вместе с педагогом  разбирают запись  на доске:

Он сам об этом говорит так: «Цитата».

Вот как говорится об этом в произведении: «Цитата».

Автор говорит об этом так: «Цитата».

Об этом сам герой говорит так: «Цитата».

Об этом в произведении сказано так: «Цитата».

Упражнение «Подтверди ответ цитатой».

Цель упражнения: учить ребят использовать в тексте рассуждение - доказательство цитаты из произведения.

Методические приемы: коллективное составление текста рассуждение-доказательство, показ образца, использование таблицы.

Структура текста рассуждение-доказательство с использованием цитаты.

Тезис начинается со слов:

Ответ на вопрос начинается со слов:

Доказательство с введением цитаты с помощью слов:

Вывод начинается со слов:

Я думаю,

потому что

Он сам об этом говорит так…

значит

Мне кажется,

так как

Вот как говорится об этом в произведении…

вот почему

Может быть,

из-за того, что

Автор говорит об этом так…

вот поэтому

По-моему,

по причине того, что

Об этом сам герой говорит так…

итак

Я считаю,

оттого, что

Об этом в произведении сказано так…

следовательно

 

                         

Методические рекомендации для учителей начальных классов.

 

  1. Изучить методическую литературу по обучению младших школьников рассуждению.
  2. Оформить в кабинете стенд, на который поместить схемы построения текста рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства.
  3. Продумать систему работы над обучением детей рассуждению, не только на уроках русского языка, литературного чтения, математике и на других уроках. Следовательно, требовать от ребят построения высказывания (ответ на вопрос) на всех уроках.
  4. Создавать ситуации, требующие от детей умения рассуждать во внеурочной деятельности.
  5. Учить детей дискутировать.
  6. Данной тематике посвятить классные родительские собрания, для того чтобы объяснить родителям актуальность данной проблемы.
  7. Предложить родителям алгоритм работы над написанием сочинения-рассуждения.

Алгоритм.

Как  сочинить текст-рассуждение.

  1. Подумать над вопросом, на который надо ответить.
  2. Составить тезис.
  3. Составить доказательства, используя слова и союзы: так как, потому что, во-первых, во-вторых, и другие.
  4. Составить вывод, используя слова: потому, итак, значит, следовательно, вот за это и другие.
  5. Записать текст.
  6. Проверить текст. Обратить внимание на знаки препинания.
  7. Составить памятки для детей.

Как  работать над текстом – рассуждением.

  1. Прочитать текст. Задать к нему вопросы.
  2. Определить тему (о ком или о чем говорится в тексте).
  3. Определить основную мысль (что хотел сказать автор этим текстом).
  4. Найти тезис.
  5. Найти доказательства.
  6. Сделать вывод.
  7. Пересказать текст подробно.
  8. Пересказать текст, сжато.     

 

 

 

                        

 

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: