МБДОУ д/с «Березка» Доклад: «Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья» Обобщение опыта работы

Опубликовано: 19:41:54 06-02-2018

Автор: Тырыкина Татьяна Александровна

Цель: обобщение опыта по формированию здорового образа жизни при работе с родителями в ДОУ.
Задачи: познакомить с формами работы с родителями по формированию ЗОЖ, расширить представления о работе ДОУ по работе с родителями.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания зож. Сегодня закон «Об образовании» определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.

Если мы хотим вырастить здоровое поколение детей, то мы должны «научить ребенка быть здоровым». Здоровый ребенок — счастье семьи.

В рамках нашего детского сада мы реализовали проект «Здоровые дети — здоровое общество», в котором мы выдели такие формы взаимодействия с семьёй как: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, практические.

 Цель нашей работы: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни.
Задачи:

- Создать условия для укрепления здоровья детей в рамках ДОУ и семьи.

-Привлечь родителей к активному воспитательно - образовательному процессу по вопросам оздоровления детей ( принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).

 -Повысить качество работы ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению.

 -Апробировать новые, нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников по здоровьесбережению.


Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. 
Таким образом, необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса.


Основной задачей информационно-аналитических  форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Анкетирование и анализ анкетирования, тесты. Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, «почтовые ящики», изучение социального портрета семей воспитанников. 

На вопрос « Какие виды активной деятельности предпочитает ваш ребенок в выходные дни»,  100% родителей отвечают, что дети играют в основном в компьютерные игры, любят прогулки на свежем воздухе. У 24% дома имеется необходимый спортивный инвентарь для двигательной активности: мячи, скакалки, лыжи, велосипеды, спортивные уголки. 76% родителей, не указали наличия спортивного инвентаря. На вопрос «Часто ли болеет Ваш ребенок», 78% родителей ответили, что ребенок болеет не часто, 22 % часто. Основной причиной заболевания детей родители считают 67% - недостаточное физическое воспитание в семье, 30% -предрасположенность и наследственность, 3% считают, что в болезнях ребенка виноват детский сад, то есть на их взгляд в ДОУ детей недостаточно развивают  физически. Однако физические показатели развития своего ребенка знают лишь 47% из анкетируемых родителей. Практически 97% родителей считают, что заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка, особое внимание сад и семья должны уделять комплексу оздоровительных мероприятий. В первую очередь отмечают, соблюдение режима дня, пребывание детей на свежем воздухе, физкультурные занятия.

На вопрос «Знаете ли вы как укреплять здоровье ребенка»? Лишь 45% ответили утвердительно, остальные 55% частично. И в помощи детского сада по укреплению здоровья детей нуждаются – всего 22%, 58% частично, 20% - не нуждаются. Из всех родителей только 2% могут поделиться своим положительным опытом семейного физического воспитания.

 

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам относятся – семейный клуб, семейные спортивные досуги, праздники.
Родители с энтузиазмом принимают участие в семейном клуб, который существует уже        лет. Вместе с детьми они, участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе соревнований родители и дети, что особенно важно, активно общаются, переживают и подбадривают друг друга. 
Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении таких мероприятий отводятся родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил.
Родителям и детям предлагается найти и подготовить атрибуты к какой либо игре, выбирается день, когда родители смогут прийти в детский сад и поиграть вместе с детьми.
Также вниманию родителей предлагаем картотеку игр, составленную воспитателем с учетом возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр, которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач. Картотека хранится в физкультурном уголке. Родители могут брать ее домой, чтобы подробно ознакомиться с предлагаемым материалом. Данная форма работы способствует тому, что у родителей за целый год накапливается багаж знаний подвижных игр, которые они могут организовать с детьми.

 Полезно начинать день с утреней зарядки. А если рядом любимые мама, папа, то это еще и праздник, масса положительных эмоций! Каждый месяц я приглашаю родителей на совместные утренние  гимнастики. Личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Родители, которые имеют свободный график работы (мамы в декретном отпуске, бабушки и дедушки), с удовольствием посещают образовательную деятельность «Физическая культура». Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиции. А для родителей, данный метод взаимодействия, еще и основы физкультурной грамоты.

Родители с удовольствием принимают участие в совместных  спортивных мероприятиях. Раскрывают для себя способности своих детей, их спортивный дух, желание быть всегда впереди, и бороться за честь команды.


Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания у родителей практических навыков по формированию здорового образа жизни. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как родительские собрания, групповые консультации, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников. Так же проводятся родительские гостиные – встречи родителей с гостями ДОУ.

 
Еще один прием в работе с семьей – привлечение родителей и детей к изготовлению спортивных атрибутов своими руками. Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома. 
Проводятся театрализованные представления для детей с участием родителей; 
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей к здоровому образу жизни используются: открытые мероприятия,  буклеты,  рисунки, информационные бюллетени.

Практические формы предназначены для того чтобы дать родителям практические способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы:

-Изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы,

-Участие в досуговых мероприятиях,

-Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей (непосредственное участие в образовательно-оздоровительном процессе, совместные дид. и подвижные игры, физ. упражнения, минутки здоровья и др.)

-Гигиеническое воспитание. Приучать детей мыть руки перед едой, умываться, если замарался, полоскать рот после еды, проводить различные беседы и игры на тему здоровья. Для родителей, я предлагаю консультации в родительском уголке, раздаю памятки-буклеты.

-Лечебно-профилактическое. Организовывать хождение по массажным ребристым дорожкам,  упражнения на релаксацию для снятия напряжения; точечный массаж, самомассаж; а также обязательное проветривание помещения.

Физкультурно-оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, семье. Это различные утренние гимнастики, дыхательные, пальчиковые, бодрящие, гимнастика для глаз, подвижные игры, физкультминутки и динамические паузы. Экскурсия на стадион, в поликлинику, в аптеку; спортивные развлечения совместно с детьми и родителями. Мастер-классы для родителей.

Очень эффективным приёмом, привлечения внимания родителей воспитанников к вопросам укрепления здоровья, является трансляция положительного опыта других семей, они могут поделиться секретами обустройства спортивного уголка дома или семейных выходных велосипедных или лыжных прогулок, посещение спортивных секций или нетрадиционных видов закаливания.

 


Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия спортом имеет личный пример людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.
Например, приглашаем на встречу воспитателя группы, которая расскажет о своих спортивных увлечениях (катание на коньках, лыжах, велосипеде) и спортивных достижениях. Данная встреча позволяет по-другому взглянуть на воспитателя. Дети узнают, чем она занимается в свободное время, как проводит свой досуг.
Или медсестру, которая расскажет о правильном питании, о значении витамином для детского и взрослого организма, о пользе зарядки или о вредных привычках.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.

Надеемся, что информация окажется для вас полезной и, что данные нами рекомендации будут использоваться дома. Хотелось бы напомнить, о том, что любые формы работы с детьми в данном направлении, какие бы мы не применяли на практике это прекрасно, но личный пример родителей в любом деле важнее всего! Потому здоровые дети - это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители! Всем удачи! Благодарю за внимание!

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: