a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Мы Донские казаки"

Автор: Казанцева Марина Анатольевна Опубликовано: 2018-02-21 19:11:17

Документы для скачивания

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСТОРИЕЙ И ТРАДИЦИЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ. ТЕМА: « МЫ ДОНСКИЕ КАЗАКИ » ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Подготовила и провела: Казанцева М. А. воспитатель ЦЕЛЬ:   приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представление детей о быте казаков в далёком прошлом; знакомить с казачьими песнями, закреплять знания о казачьей кухне; развивать и обогащать словарный за пас, пополнять новыми словами и понятиями связанными с предметами быта: прялка, ухват, прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине. Задачи: Образовательные: - приобщать детей к культуре и быту казачества; - закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи; - формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях; Развивающие: - развивать познавательный интерес к истории своего народа; - развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями. Воспитательные: - воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ; - воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков; - воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим. Материалы и оборудование: Аудио запись «Эх донские казаки», костюм донской казачки для воспитателя, макет «Казачий курень», рушник, куклы казак и казачка, тесто и начинка для вареников, полоски белой ткани, маркеры, деревянные лошадки. Ход занятия( Звучит казачья песня, дети в казачьих костюмах пританцовывая заходят в группу их встречают апплодисментами родители) Воспитатель: Здорово дневали казаки! ( Здоровается с родителями) . Здорово дневали, казачата! Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить игры да обычаи казаков, чтобы не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим. Воспитатель: Ты- казачий мой край необъятный, Ты- донская сторонка моя, И просторы твои не объять мне, Не объять своим взором поля. Ребенок: «Как у нас на Дону зорьки ясные. Как у нас на Дону ветры- ястребы. Над веселой водой ходит месяц молодой. Да подмигивает, да подпрыгивает. Как у нас на Дону люди сильные. Прославляют землю изобильную. Как у нас на Дону, дали синие. А казачки у нас –все красивые» Воспитатель: А знаете ли вы что означает слово «казак»? Дети: Да, слово казак – это очень древнее слово, и означает оно – вольный удалой человек. Воспитатель: Да, всё верно. Казаки были храбрые, смелые войны, преданные своему Отечеству, готовые в любую минуту защитить свою Родину. Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Издавна были крепки казачьи семьи, сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. А сейчас мы посмотрим, как вы знаете обязанности казаков. Кто охраняет любимую Родину? ( казак) Кто ведёт домашнее хозяйство? ( казачка) Кто пашет и засевает широкие донские поля? ( казак) Кто поёт своим детям колыбельные песни? ( казачка) Кто готовит вкусный доской борщ? ( казачка) Кто ухаживает за лошадьми? ( казак) Кто печёт вкусный каравай? ( казачка) Воспитатель: Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщ ин! ( Показ кукол) Воспитатель: Ребята, я пригласила к нам гостей и попросила чтобы они пришли в казачьих костюмах, для того, чтобы мы с вами ещё раз поговорили, как одевались раньше люди на Дону. - Дети, а кто это? Воспитатель: А кто сможет рассказывать об одежде казака? Дети( Ответы детей) Воспитатель: А кто расскажет о костюме казачки? Дети( Ответы детей) Воспит а тель: Одежда казаков, дети, очень древняя, шилась вручную, её украшали вышивкой, хранили в сундуках. А ещё одежда была простая и удобная. А удобная для того, чтобы казаку было легче садиться на коня. Воспитатель: У казака есть пословица. - Конь для казака – отец родной. Как вы думаете. Почему? Дети( Ответы детей) Воспитатель: Да, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака первый друг и товарищ. Без коня казак не мог воевать – Родину защищать, не мог землю пахать. А ещё есть также поговорки: - Казак сам глодает, а коня накормит Почему конь на первом месте? ) - Казак без коня, что солдат без ружья( Почему конь как часть вооружения? ) Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. ( физ культ минутка) . Конь Скачет конь наш цок, цок, цок Слышен цокот быстрых ног Кто того коня поймает С нами вместе поиграет. Игра – хоровод. Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим на нашу казачью горницу издалека. Скажите мне, что стоит на самом видном месте. Дети: Печь. Воспитатель: Да, это печь. Что же стоит на печи? Дети стоят вокруг воспитате ля и печи. Рассказывают и показывают( чугунок, глэчик, макитра) . Воспитатель: А ещё на печи стоит утюг, как вы думаете, почему? Дети: Раньше не было электричества и утюг грели на печке. Воспитатель: Да, это верно. А что стоит возле печки? Дети: Коромысло, ухват. Воспитатель: Правильно, а для чего они нужны? ( Ответы детей) Воспитател ь: А ещё об одной казачьей традиции мы забыли поговорить. ( Беру рушник с угощением) Донские казаки были очень гостепри имные люди, гостей всегда чем- то угощали. А угощение ставили на красивый рушник. Воспитатель: А какие основные цвета использовали при изображении узора на рушнике. Дети: Белый, красный, чёрный. Воспитатель: Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение. Белый – зарождение жизни Красный – цвет любви и жизни Чёрный – цвет донского чернозёма Воспитате ль: На Дону любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие- нибудь казачьи кушанья? Дети:  В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали. А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки. Воспитате ль:  Вот и мы сегодня будем готовить блюдо из казачье й кухни, а называется оно варени ки. Давайте пригласим наших мамочек нам помочь, подойдем к столу и займемся делом( По ходу работы воспитатель знакомит детей с особенностями приготовления и что приправлять можно жареным салом с луком) . А мы будем, есть со сметаной и сахаром. ( Помощник воспитателя по окончании работы уходит варить готовые изделия, дети моют руки) . Воспитатель: Ребята, а вы со мной вместе будете угощать гостей, наших дорогих родителей. - А у меня всего только один рушник. Что же делать? ( Предложения детей) . Воспитатель: А я вам могу помочь. У меня есть заготовки для рушника, но они без узоров. Вы поможете мне их нарисовать? ( Да) Воспитатель: Тогда подходите к столам пригласите ваших мамочек, помочь вам, начинайте расписывать рушники. ( Рисуют маркерами на ткани) . Воспитатель: Молодцы, красивые рушники у вас вышли, теперь можно и гостей угощать. Дети угощают родителей: у каждого своя тарелка и свой рушник. А воспитате ль угощает детей. Воспитатель: Спасибо большое, дорогие казачата и дорогие наши родители, надеемся, что Вам у нас понравилось. До свидания!

Оставить комментарий: