a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опытническая работа с растениями

Автор: Бахбергенова Ирина Николаевна Опубликовано: 2018-02-22 13:17:18

Документы для скачивания

Тема: «Опытническая работа с растениями» Цель: формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность. Задачи: Развитие воображения, логики, речи, памяти, внимания, чувства эмоциональной отзывчивости, способности к эмпатии, сопереживания, навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Раскрытие творческого, нравственного потенциалов. Средства используемые в экспериментальной работе с растениями: Наблюдения( наблюдения за способами функционирования отдельных органов растения( стебля, корня, листа) ; Рассматриванию натуральных предметов( рассматривание внешнего строения растения) ; Поисковой и практической деятельности; Эвристическим беседам; Чтению познавательной литературы; Сочинению сказок; Рисованию; Изучению пословиц и поговорок. Технология экспериментальной работы через художественный образ такова. Избираются длительные опыты, ход которых фиксируется в рисунках, диаграммах, схемах, графиках. Перед детьми выставляется природный материал для исследования( семена овощей, комнатные растения и др. ) . Рассматривание его облекается в художественные( сказочные) образы. Используется метод антропоморфизма( одушевление предметов природы) . Создаётся проблемная ситуация для того, чтобы вызвать интерес к факту, событию. На начальном этапе работы педагог выдвигает перед детьми задачу( позднее дети сами выдвигают задачи) , которую можно решить способом экспериментирования. С детьми обсуждается условие и организация опыта. Соблюдается основной принцип проведения эксперимента: все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено. Так возникла серия опытов с методами символической аналогии, аналогичного, ассоциативного решения. Отождествление человека, его условий проживания с условиями жизни растений. Для диагностики и закрепления темы «Растения» можно использовать следующие формы, приёмы работы: практические задания для выяснения сформированных навыков и приёмов по уходу за растениями( поливка, рыхление, опрыскивание, протирание сухой кисточкой опушённые и ворсистые листья растений, черенкование и др. ) ; практические задания, направленные на выяснение умений определять здоровый и больной вид растений по определённым признакам; решение ситуационных и логических задач; чтение сказок, заканчивающихся вопросами для размышления; сочинение сказок детьми; решение ребусов, кроссвордов; игры( дидактические, подвижные, словесные, ритуальные и др. ) ; советы дают дети; рисунки детей в диагностике; показываю и рассказываю о лучшем опыте с растениями. Методы: методами символической аналогии- все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено( «Тепло ли в мягкой постели? ». Зачем крыша над головой? » «Свет и тень». ) метода фантастической аналогии- обозначенными художественными образами, с использованием( «Мать- и- мачеха». «Семья и одиночка» опыт «Выращивание зелёного лука». ) и другие. Экспериментируя с комнатными растениями, нужно учитывать тот факт, что недопустимо наносить во время опыта вред растению. Это несовместим о с охраной природы. Детей учить таким приёмам ухода за растениями, которые обеспечивали бы ему хороший рост. Выработать с детьми правила, например, : около растений нельзя ссориться; нельзя шуметь взрослым нельзя курить; нельзя говорить грубые слова; входя в комнату, с растениями нужно здороваться, уходя, говорить «до свидания»; с цветочками нужно всегда разговаривать, желат ь им здоровья и отличного роста Вывод: заключение вышесказанного надо отметить, технология детского экспериментирования сложнее других видов деятельности. Но именно в опытнической работе дошкольники прослеживают различные взаимосвязи объектов ж ивой природы со средой обитания. М орфофункциональной приспособленности к ней. В циклы включаются наблюдения сравнительного характера, проблемные ситуации. Дети прослеживают рост и развитие растений, их меняющуюся связь с внешней средой. Последовательное обучение детей экспериментированию способствует развитию у них анализирующего восприятия предметов, формированию действий на их обследование, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, ведёт к усвоению правильных словесных обозначений признаков, что в целом вызывает у детей повышенный познавательный интерес к изучению природных явлений. Каждый проведённый опыт с предметами или явлениями природы – это урок развития детского ума, творчества, чувства. Можно утвердительно заявить, что такое построение обучения в старших группах детского сада можно считать эффективным и целесообразным. Практическ ая часть: Решение познавательной задачи: «В какой земле цветочного гор шка больше воздуха: в земле обильно пропитанной водой или рыхлой? Цель. Доказательство того, что в почве обильно пропитанной водой, не рыхлённой, воздуха меньше, чем в почве, хорошо разрыхлённой. Содержание и методика проведения опыта с губкой. Проводится беседа о том, в каких частях растения есть воздух. Нужен ли он для роста растения? Перед детьми выставляются два растения герани. У одной герани земля в горшочке хорошо разрыхлённая, у второй герани земля чрезмерно полита водой. Вопрос детям: - в каком горшочке с геранью в земле больше воздуха: в первом, с хорошо разрыхлённой землёй, или во втором- с обильно политой землёй? Ответы детей проверяются опытом – с губкой. Перед вами две губки. Чем они одинаковы? По форме, величине, материалу, цвету губки одинаковые. - Чем они отличаются? Педагог проносит две губки, предлагает детям потрогать их руками, высказать свои ощущения, какая из двух губок сухая и мокрая. Показывает сухую губку. Есть ли в губке воздух? Как проверить? Если опустить губку в баночку с водой, воздух может выходить наружу, так как его место будет занимать вода. Наблюдаем. Что происходит? Воздух лёгкий, он выходит из губки, мы его видим. Вода заняла его место. Значит, воздух прятался в отверстиях сухой губки. Ответ правильный. Берём вторую губку. Она уже намочена водой. Проверим, есть ли в этой губке воздух. Опускаем влажную губку в баночку с водой. – Выходит ли из неё воздух? Нет. Почему в этой губке нет воздуха? Эту губку заранее намочили водой, и воздух уже вышел из неё, а место воздуха заняла вода. Вот поэтому в этой баночке нет пузырьков воздуха. Вновь обращение к растениям. Дети делают вывод. В горшочке с рыхлой землёй больше воздуха, так как он легко проникает через отверстия. В сырой почве все отверстия уже заполнены водой. Воздух не проходит к корням растения. – Что нужно сделать, чтобы воздух проник к корню, не дать ему погибнуть? Нужно рыхлить влажную почву, тогда через отверстия воздух будет проникать к корням растения. По аналогии можно взять два растения. В одном горшочке земля рыхлённая, во втором – сухая, покрытая твёрдой корочкой. Ребята решают проблему, в каком горшочке с растением больше воздуха и почему. Объясняют, ка к нужно ухаживать за растениями.

Оставить комментарий: