a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Создание спектакля с дошкольниками"

Автор: Захарьян Ирина Сергеевна Опубликовано: 2018-02-23 10:34:09

Документы для скачивания

Консультация для педагогов. Воспитатель МБДОУ д/ с №20 «Снегурочка» Захарьян И. С. Создания спектакля с дошкольниками. Совместная творческая деятельность по создание спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю рекомендуется соблюдать несколько основных правил: 1) не перегружать детей; 2) не навязывать своего мнения; 3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других; 4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые полны чудес, тайн, приключений, превращений и очень близки ребенку дошкольного возраста. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок. Десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем: 1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми. 2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. 3. Работа над эпизодами в форме этюдов с текстом. 4. Поиски музыкально- пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев( если есть необходимос ть) . Создание совместно с деть ми эскизов декораций и костюмов. 5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. 7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями деко- раций и реквизита( можно условными) , с музыкальным оформлением. 8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену. 9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. 10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями. Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным и авторским сказкам, педагог проводит беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Инсценировки по сказкам Х. К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной работы: рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений, знакомые фильмы. Полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов. Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, придумывают им название. Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее. Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой- либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом. Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией. Пятый этап —постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т. е. один и тот же текст звучит много раз, это дозволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой- то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение. Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спекта клем. Добиваясь вы разительности и четкости речи, надо выяв лять речевые характеристики ге роев( плавно, растягивая слова, очень быстро, эмоционально, медленно, ув еренно, сварливо, сердито) . Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с ус пехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции. Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети дей ствовали в условных декорациях, с условными предметами( большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки) , то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением, уточняется темпо- ритм спектакля. Затянутость отдельных сцен или излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество репетиций всего спектакля может быть от одной до трех. Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети не действовали в костюмах. Премьера — это всегда волнение, суета, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого испол нителя зависит успех спектакля. Но уже на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. Заключительный, этап — повторные показы. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем исполнителям. Для детей же наиболее полезным является период подготовки спектакля и возможность играть его, как можно дольше и чаще. Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по- разному, то это уже элемент творческой импровизации. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать( стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись) . Очень интересно сравнивать вид еозаписи нескольких спектаклей.

Оставить комментарий: