a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка "Основы театральной культуры"

Автор: Захарьян Ирина Сергеевна Опубликовано: 2018-02-23 10:56:05

Документы для скачивания

Захарьян И. С. Воспитатель МБДОУ д/ с №20 «Снегурочка» г. Оха Сахалинской области. Методическая разработка Основы театральной культуры. Данная глава включает рассмотрение 5 основных тем: I. Особенности театрального искусства: ♦ синтетический характер; ♦ коллективное творчество; ♦ искусство, творящееся каждый раз заново. II. Виды театрального искусства: ♦ драматический театр; ♦ музыкальный театр( опера, балет, оперетта, мюзикл) ; ♦ кукольный театр. III. Рождение спектакля: ♦ творцы сценического чуда( служители Мельпомены) ; ♦ спектакль и актер; ♦ спектакль и зритель. IV. Театр снаружи и изнутри: ♦ театральное здание; ♦ зрительный зал; ♦ мир кулис. V. Культура поведения в театре: ♦ театр начинается с вешалки; ♦ зрительская культура. Рассмотрим подробно содержание каждой темы: I. Особенности театрального искусства Все вопросы этого подраздела могут быть рассмотрены во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Достаточно выяснить с детьми, что театр использует и объединяет другие виды искусства — литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в театре — это игра актеров. Можно использовать высказывание В. И. Немировича- Данченко: «Вы можете построить замечатель- ное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, пострелят коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки — и театр уже есть. Ибо актер — царь сцены». На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т. к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. И, наконец, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии при поддержке зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей( дошкольники, родители) . II. Виды театрального искусства Говорить о них можно лишь после того, как дети посмотрели спектакли кукольного и драматического театра. Если нет такой возможности, то можно показать видеозаписи, особенно отрывки из балетных и оперных спектаклей. Затем можно предложить им поставить хорошо знакомую сказку, например, «Теремок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный( опера, балет, оперетта) . III. Рождение спектакля Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей. Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка». Закрепить знание театральной терминологии по теме «Спектакль и актер» можно, используя игру «Волшебная корзинка» и другие игры. ( Упражнения и игры к главе «Культура и техника речи», творческие игры со словом) . IV. Театр снаружи и изнутри Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой, красивым фасадом, часто с лестницами и колоннами, недаром театр называют «храмом искусства». Можно рассмотреть фотографии или иллюстрации с изображением известных театров( Большого, Малого, МХАТа, Музыкального детского) . Говоря об устройстве зрительного зала, можно предложить детям построить из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Можно показать на иллюстрациях, каким был театр в Древней Греции, и современное устройство театра. V. Культура поведения в театре Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка», «Сегодня мы идем в театр» и др. Можно познакомить детей с воспоминаниями известных деятелей культуры о первом посещении театра Словарь театральных терминов Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом. Актер — деятельный, действующий( акт — действие) . Амфитеатр — места, расположенные за партером. Антракт — промежуток между действиями спектакля. Аплодисменты — одобрительные хлопки. Артист — художник( умение, мастерство) . Афиша — объявление о представлении. Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Бельэтаж — 1- й этаж над партером и амфитеатром. Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены. Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках( посуда, оружие, украшения) . Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу( посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п. ) внешности, необходимой актеру для данной роли. Декорация( лат. ) — украшение; художественное оформление действия на театральной сцене( лес, комната) . Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. Драма — сочинение для сцены. Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли. Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены. Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей. Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент. Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, те лодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние. Монолог — речь одного лица, мысли вслух. Опера — музыкально- драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют. Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором. Падуги — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены. Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом. Парик — накладные волосы. Партер — места для зрителей ниже уровня сцены. Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля. Реквизит — вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля. Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах. Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени. Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля. Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое- либо сценическое действие. Театр — место для зрелищ. Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций. Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Оставить комментарий: