a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

цикл консультаций для родителей

Автор: Безрукавая Валентина Владимировна Опубликовано: 2018-03-02 14:37:02

ЗДОРОВЬЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкой обогащает внутренний мир малыша, дает ему духовную закалку на всю жизнь,  и таким образом, служит незаменимым средством «гигиены души».  Музыка способствует формированию ребенка, его характера, взглядов на жизнь, отношения ребенка  к внешнему миру.  

Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребенка с музыкой состоялась вовремя.              

         Эта задача вполне под силу мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим сестрам и братьям ребенка, тут  не требуется  особых музыкальных или педагогических способностей: ведь речь идет не о том, чтобы готовить  из ребенка музыканта или певца, достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки и приобщить к пению в таких пределах, которые доступны и необходимы каждому человеку. Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребенка, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил. Недаром на протяжении многих веков знакомство  человека с музыкой обычно начиналось с колыбельной песни, которую матери поют, укачивая ребенка.

         Музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребенка. А это  очень важно, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют по протекающие процессы в организме: дыхание, сердечную деятельность, обмен веществ.

         Первые контакты с музыкой способствуют  также развитию внимания и обеспечивают  тренировку слуховых органов, необходимую для нормального, здорового развития слуха ребенка.

         Взрослым необходимо сформировать и затем постепенно поддерживать у ребенка эмоциональную отзывчивость к музыке и интерес к ней. А для этого важно учитывать его возрастные особенности и возможности, подбирать мелодии и песенки, доступные для восприятия.

         Доступная для восприятия  и приятная музыка обычно вызывает оживление и чувство удовольствия, радостную улыбку. Развивая и тренируя слух малыша, очень важно в тоже время оберегать и сохранять его  от непосильной нагрузки, которая весьма вредна для здоровья.

         В целях профилактики болезненных нарушений не только слуха, но и психики ребенка нужно беречь слух детей от воздействий вредных раздражителей, необходимо иметь в виду, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами. Должна звучать спокойная и мелодичная музыка.

         Одним из первых   компонентов музыки ребенок начинает улавливать ритм и реагирует на него. Ведь большинство жизненно важных человеческих функций (дыхание, сердцебиение, ходьба) ритмичны.   Различные музыкальные  ритмы по-разному  действуют на состояние человека, на деятельность его внутренних органов и работоспособность мышц. Не случайно с давних времен используют танцевальные маршевые ритмы, пробуждающие бодрость и стремление к движению.

         Уже на втором году жизни  ребенкаможно начинать знакомить с простейшими плясовыми движениями, последовательно усложняя их с возрастом. Пляска и танец активно помогают здоровому развитию костно-мышечной системы и формированию правильной осанки. Разучивание плясок строится по принципу подражания ребенка движениям взрослого.

Хорощо, если в пляске участвуют сразу несколько детей.

         Однако в семье ребенок, нередко, растет один среди взрослых. В таком случае можно использовать игрушки в качестве партнеров малыша по танцу, или зрителя, перед которым танцует ребенок.

         Но что делать, если ребенок  хочет излить избыток энергии  не только в движении, но и в музыке, в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне как к наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру?

Особый интерес для ребенка приобретает жанр песни. Слушание и разучивание песен помогает совершенствовать и развивать разные навыки ребенка, расширять его активный словарный запас, улучшать дикцию.

         Не случайно пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов, которые нередко наблюдаются у детей дошкольного возраста. Так, с помощью пения выправляют невнятное произношение отдельных звуков, искореняют нездоровую привычку к скороговорке и проглатыванию окончаний у слов, а также вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного ритма, исполнение которых приближается к речитативу.

         Если нужно ликвидировать картавость при произношении звуков «р» и «л», полезно почаще напевать с ребенком мелодии без слов, используя повторяющиеся звуки: «Ту-ру-ру», «Тра-ля-ля» и т.п.

         Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и  вокально-слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию органов дыхания. Нельзя допускать, чтобы в песне малыш форсировал звук и срывался на крик. Следует показать ребенку на примере, насколько  приятнее, когда песня звучит не громко.  Важно добиваться, чтобы дети пели без напряжения. Слишком громкое пение, может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках. Кроме того, оно  отрицательно влияет  на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Неприятно оно для окружающих. Нельзя разрешать им  петь на улице в холодную или сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Неокрепший голосовой аппарат ребенка требует бережного обращения, охраны от перегрузок и вредных факторов.

        

         Важно умело использовать, организовать  и направить эти  стремления ребенка, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. А это значит научить малыша внимательно слушать  музыку, понимать и разделять не настроения и чувства, которые она передает, воспроизводить  незамысловатые мелодии, не форсировать звук, добиваться, чтобы он звучал естественно и свободно.

Примерно на четвертом году жизни, когда певческие возможности ребенка несколько разовьются, следует специально разучивать с ним детские песни. Вначале нужно, чтобы ребенок несколько раз прослушал песню в исполнении взрослого. Затем проверить, задавая вопросы, всё ли в ней понятно ребенку. Важно, чтобы песня ему понравилась, тогда он с удовольствием будет её разучивать и петь. Сначала он поет вместе со взрослым, подпевая лишь отдельные слова и фразы. Лишь после таких тренировок в совместном исполнении малышу можно предложить спеть самостоятельно. Занятие пением недолжно быть излишне продолжительным, чтобы не наскучить малышу. Лучше всего чередовать пение со слушанием музыки или с играми и плясками под музыку.

Песня – самый популярный  и любимый жанр у детей дошкольного возраста. По отношению к этому жанру особенно наглядно проявляется их активность, тут они охотно становятся не только слушателями, исполнителями, но порой и творцами. Действительно, дети любят петь о том, что их занимает и волнует, на ходу импровизируя незамысловатую мелодию и складывают текст.

         Стремление к песенному творчеству заслуживает самого бережного  отношения и поддержки со стороны взрослых. Обычно музыкальным сочинительством начинаю  заниматься дети, которые уже  знают много песен, любят их петь. А  о том, чтобы у ребят были любовь к пению умение петь, должны позаботиться в первую очередь их родители, бабушки и дедушки.

 

 

Консультация для родителей

 "Почему дети не поют?"

«Почему дети не поют?»  Один из компонентов музыкального слуха – умение чисто, без фальши, петь – во многом зависит от того, поющая ли у ребенка мама. Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Напевая вместе с мамой простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? 
          Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения. Иногда ребенок не поет, потому что не понимает, когда надо вдохнуть. Пение для него – трудная работа, потому что он задыхается, не дотягивая фразу. Именно поэтому так важно мамино пение, ведь под DVD плеер правильно брать дыхание не научишься. 

Проводимые Вами игры будут способствовать разностороннему развитию малыша и окажут влияние на его физическое развитие, улучшат координацию движений и быстроту реакции, разовьют творческую фантазию и активизируют мышление и речь.
А также не забывайте, что пение побуждает к элементарным проявлениям певческой деятельности (подпеванию отдельных слогов: «Да-да», «Ля-ля», «Гав-гав»), развивает умение подпевать фразы в песни, постепенно приучает к сольному пению.
            Пение очень полезно, оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений, кроме того пение развивает художественный вкус и творческие способности.

Не забывайте о том, что под песенку хорошо бы пританцовывать или аккомпанировать на настоящих и самодельных инструментах: кубиках, деревянных палочках… Такое ритмичное движение дает ощущение такта. Практика показывает, что малыши, которые в раннем возрасте не двигались под музыку, танцуют и поют, не выдерживая ритма, ведь занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
        Возможность проведения игр вместе со взрослыми или другими детьми способствует созданию благоприятной атмосферы в семье. Для совместного пения очень важно правильно выбирать песни. Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят – слишком сложны для исполнения. Даже детские песенки не все для этого годятся. Очень часто композиторы пишут «детские» песни, которые под силу исполнить разве что 10-летним. Но те их не поют, потому что по содержанию они им не интересны. Для малышей лучше выбирать коротенькие попевки из двух фраз, пока малыш не научится исполнять их чисто. 
           Прогуливаясь по улице, наблюдая за окружающим миром, напевайте малышу несложные песенки («Кошка», «Собака», «Бобик», «Птичка» и т.п.) Попросите его выполнить звукоподражание (как лает собачка?), имитацию движений (как птички машут крыльями, клюют зёрнышки?) и т.п.
Очень любят малыши народные игры с пением, которые Вы наверняка помните из своего детства: «Ладушки, где были – у бабушки…», «По кочкам…», «Сорока-ворона» и др.
           Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.

Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его. 
Не упустите драгоценное время – пойте с Вашим малышом!

Музыкальный руководитель МБДОУ ДС №65 «Умка»

Безрукавая Валентина Владимировна

 

 

 

Учим ребенка петь

Консультация для родителей

 

«Соловей берёт пением, а человек – умением» (пословица)

 

Все мы знаем, что маленькие детки очень чувствительны к музыке и пению. Ученые утверждают, что даже эмбрион способен реагировать на мамин голос, музыку и пение, которые являются мощным стимулом для дальнейшего развития ребенка.

У детей дошкольного возраста занятия пением отлично формируют речь и память, поскольку песня – это музыка и стихи, которые нужно правильно пропеть и запомнить. Кроме того, музыка и пение учат ребенка различать звуки на слух, развивают воображение и формируют способность выражать словами, танцами, музыкой и жестами свои мысли. Именно поэтому нужно как можно раньше научить ребенка петь.

И это совсем не так сложно, как нам кажется. Если мама в присутствии ребенка ежедневно будет напевать хотя бы одну-две детские песенки, то через некоторое время малыш начнет подпевать ей. Или можно купить несколько дисков с классической музыкой (она очень нравится детям) и песенками из мультфильмов. Но будьте осторожны – слишком громкая музыка может повредить слух ребенка!

В процессе пения дети с удовольствием повторяют и запоминают звуки, слова и фразы. Кроме того,  оказывается пение способно эффективно развивать навык чтения, поскольку помогает понять ритмику языка, ведь каждый слог нужно пропеть. Так же дети начинают понимать, какие слоги рифмуются, по какому принципу (по звуку, букве или слову) и учатся сами рифмовать целые слова. Все это в комплексе способствует  развитию памяти, голоса, музыкальности и хорошего слуха.

Групповое пение развивает умение работать в команде, особенно когда дети начинают делиться своими впечатлениями и идеями друг с другом. Это создает прекрасную основу для будущей совместной работы и заставляет их учиться друг у друга, прислушиваться друг к другу и принимать во внимание мнение других. 

Если малыш постоянно окружен музыкой и пением, то скоро вы заметите, что он начнет лучше выговаривать звуки, быстрее запоминать информацию, правильно строить предложения. Помните, что музыка предназначена для всех. Она пронизывает всю нашу жизнь: мы очень часто насвистываем, поем, отбиваем такт. Пение и музыка являются вспомогательной частью процесса обучения всех детей, так давайте же поможем им учиться легко и эффективно!

Пение учит сосредотачиваться, развивает речь, устраняет некоторые её дефекты. Кроме того, оно делает счастливее, и неважно, поют дети на сцене, в хоре, в ванной или катаясь на велосипеде.

 

Кроме того, многие врачи утверждают, что когда поют, дети укрепляют иммунную  систему, здоровье, эмоциональный тонус. Да и интеллектуальное развитие тоже двигается в хорошую сторону. Поют дети, и попутно  учатся быстрее запоминать слова и устанавливать  сложные взаимосвязи. Вот почему стоит учить детей хотя бы элементарной культуре пения. Обычно поют дети, не имеющие опыта и навыков очень неправильно:  плохая дикция, неумений формировать звуки, зажатость и гнусавость, короткое и неправильное дыхание. Ну что же, на то и есть исходные данные, чтобы развивать их.

 

Упражнения:

Побулькаем для разминки

Поставьте перед ребенком стакан,  заполненный наполовину. Покажите, как надо правильно дуть в стакан, чтобы вышел один большой долгий бульк! Глубоко вдыхаем носом и делаем в трубочку буууууульк! Повторим еще пару раз!

 

Дышим без звука

Учите ребенка дышать носом при опущенных плечах и дышать ртом, когда руки свободны и опущены.

 

Поём с закрытым ртом

Например, букву И. Или ММММ в разных вариантах и темпах.

 

Распевки

Тоже никуда без них. Они ведь на разное направлены. На разогрев голоса, на округление и собирание звуков, на освобождение раскрепощение голоса, на артикуляцию и дикцию. Хороший вариант распевки – звукоподражание животным. Поют дети такие распевки с удовольствием. Помните также, что чем больше музыки вокруг (в магнитофоне или плеере) тем меньше поют дети. Нет,  музыку слушать тоже полезно и здорово, но …

 

Рекомендации родителям:

 

  1. Существует ряд особенностей занятий с маленькими детьми. Научить ребенка петь можно, ведь хорошо известна способность детей схватывать все на лету. Но их мышечный аппарат не совсем развит, и им труднее воспроизвести услышанное. Заниматься с ребенком надо систематически.

 

  1. Желательно учиться вместе с ним, дети любят все делать «за компанию». Как они учатся говорить, также они будут учиться петь, повторяя за взрослыми. Следовательно, надо петь вместе. Пусть это будет семейный хор, втроем или вчетвером петь веселее.
  2. Мелодию желательно не искажать, пусть с малышом занимается тот, у кого хороший слух, ребенку надо научиться правильно воспроизводить музыкальный ряд. Петь лучше негромко, во-первых, чтобы не напугать малыша, во-вторых, чтобы он лучше слышал мелодию. Напевая, не надо сильно артикулировать, дети склонны к подражанию, им больше понравиться гримасничать, чем повторять мелодию.

 

  1. Важно, с какой интонацией исполняется та или другая мелодия. Пусть ребенок слышит, что колыбельную надо петь тихо, а марш или заздравную – громко.

 

  1. Своим пением надо заинтересовать малыша. Сначала пойте сами, потом вместе с ребенком. Подключайте пение под аккомпанемент. Это могут быть детскиеинструменты, например, ксилофон. Пусть малыш попробует играть и петь самостоятельно, получится не сразу, но это не беда, главное, чтобы привычка петь сформировалась.

 

  1. Для самых маленьких надо выбирать песни с простыми словами, чтобы ребенку было удобно их выговаривать, иначе все усилия малыша уйдут на произношение сложных текстов, а не на освоение мелодии.

 

  1. Не все дети обладают одинаковыми способностями, кто-то начинает петь раньше, кто-то позже, а у кого-то вообще нет слуха. Требовать, а тем более заставлять детей насильно что-то делать, смысла не имеет. Только терпением и любовью можно добитьсяхороших результатов в любом деле, научить ребенка петь – не самоцель, а реальная задача, стоящая перед любящими родителями.

 

Желаю удачи!

 

Музыкальный руководитель -

Валентина Безрукавая

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 67 детский сад «Умка»

 

Консультация для педагогов и родителей:

«Комплекс дыхательной гимнастики»

(Автор Л. Абелян)

 

 

Музыкальный руководитель:

Безрукавая Валентина Владимировна.

Дыхание. Дыхательная гимнастика.

Если во время пения часто делать вдох, то кажется, что песня «запыхалась». Певцы делают вдох и задерживают дыхание. Вдох нужно делать носом. Рот закрыт. Рука должна чувствовать, как при вдохе живот как бы «выпячивается» чуть вперёд – мышцы напрягаются. Так же надо медленно выдохнуть оставшийся в лёгких воздух. Рука чувствует, как мышцы живота ослабевают, живот как бы «уходит» на место. Плечи во время вдоха должны быть свободно опущены.

Нужно очень внимательно следить за рукой дирижёра, чтоб не опоздать или не опередить остальных при вдохе или выдохе.

Запоминаем стих:

«Это очень интересно научиться песни петь,

Но не каждому известно, как дыханием владеть.

Мягким делать вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом

Да смотри, не отвлекайся, сделал вдох – замри потом.

Выдох делай тихим, плавным.

Как кружение листа –

Вот и выйдет песня славной, и свободна и чиста».

 

Эту игру  - как дыхательную зарядку – можно проводить каждое утро дома с мамой или самостоятельно. Для этого нужно встать прямо и, положив руку на живот и, положив руку на живот, сделать вдох (через нос). В это же время как бы «про себя» отсчитать: «раз» - короткий вдох, «два-а-а» - плавный выдох, и т.д.

 

Вокально - певческая постановка корпуса.

Оттого, как держит корпус человек, взрослый или ребёнок, зависит его осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок.

Если приходится петь сидя, не надо ставить ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса.

Как беречь голос?

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном отношении к нему. Что такое голос и как он возникает? У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовнёй, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, складки воспаляются, и голос получается грубым, сиплым. Нужно закалять своё горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набрать глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произнеси протяженно следующие звуки.

А-а-а

Э-э-э

И-и-и

О-о-о

У-у-у

Звуки нужно произносить поочерёдно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так можно закаливать горло – это как обливание холодной водой.

Звукообразование и звуковедение.

Надо следить, чтобы во время пения рот был округлым, как будто бы держишь во рту небольшую сливу. При смене гласных звуков не дёргать губами, а то звук сразу потеряет свою форму. И станет некрасивым. Мышцы лица не напрягать. Открывать рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываешь рот в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука, и он, как бы, расправляется.

Звук может быть тихим, не очень громким и громким.

Для пропевания гласных звуков, детям можно предложить такую песенку:

Для пения гласные звуки важны-

И напевны и нежны,

Летят, как птицы, в синеву –

А-Э-И-О-У.

Как быстрые волны свободной реки

Звуки гласные легки.

Будто б птицы на лету

А-Э-И-О-У.

Крикливо и громко не надо их петь

Горло может заболеть.

Ушки держите начеку

А-Э-И-О-У.

Гласные звуки можно менять. Если не хватает дыхания, то после лёгкого, короткого вдоха снова повторить звучащую гласную и незаметно «влиться» в звуковой поток.  Стараться делать вдох не одновременно с соседом, а до него или после него, чтобы звук был ровным и не прерывался. Такое дыхание называется «цепным». Означает, что все делают вдох по очереди.

 

Формирование качества звука. Интонация.

 

Для формирования  точной интонации, детям нужно объяснить: « Чтобы кукла заснула, ты будешь петь колыбельную медленно, протяжно, ласково, ведь это не танец и не марш». Можно повторить эту колыбельную с именами, чтобы гласные звуки плавно переходили один в другой, как ручейки в речку. Песня тогда станет красивой и выразительной.

Чтобы изобразить звуки колокола, нужно спеть песню быстро, энергично, чётко выговаривать все гласные и согласные звуки. Они, как мячики, должны отскакивать от языка, звонко и округло.

 

Дикция, артикуляция, слово.

 

Чтоб песня звучала красиво, выразительно, нужно «вести» мелодию точно, на улыбке, округло. Но если не чётко произнести слова и вяло « вести» мелодию – песня не получится. Будет не понятно, о чём поётся. Поэтому надо научить чётко произносить слова, то есть хорошей дикции и артикуляции, так как слышимость отдельных слов, фраз зависит не от громкости, а от чёткости произношения.

Для работы над дикцией и артикуляцией можно использовать разные скороговорки, быстро и по нескольку раз. Обратить внимание на губы, чтоб они энергично шевелились, как бы обрисовывая каждый звук.

 

      Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У бычка бела губа была тупа.

 

На дворе трава

На траве дрова.

 

Шит колпак, да не по- колпаковски

Слит колокол, да не  по-колоколовски.

 

Выразительность исполнения.

 

         Чтобы донести смысл каждого слова, нужно делать остановку между фразами. Выделять главные слова. От этого зависит выразительность, музыкальность исполнения.

 

 

 

 

 

Консультации и памятки для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: