a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Опыт работы по программе "Семьеведение"

Автор: Кирина Наталья Николаевна Опубликовано: 2018-03-08 18:47:05

Что нужно, чтобы комплексно, системно, опираясь на культуру своего народа, сформировать у дошкольников представления о своей семье?  Один из вариантов решения этого вопроса мы находим в парциальной программе Ф. Купецковой «Семьеведение». Она помогает осуществлять целостность педагогического процесса и согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребенком.

Эту программу я реализую с 2016 года. В настоящее время работаю с детьми  четвертого года жизни.

 В соответствии с программой содержание и организация образовательного процесса определяется тематическим днем «Моя семья», который повторяется по одному разу в месяц.

В рамках подготовки к тематическому дню «Моя семья» продумываю сюрпризные моменты, элементы включения дошкольников в игры и занятия; в соответствии с темой оснащаю РППС; информирую родителей о предстоящем мероприятии, его задачах. Так, приводя ребенка в утром детский сад, они видят на входе в группу  название  тематического дня, а вечером - результат его проведения: выставки рисунков, детских творческих работ, фотовыставки. Информационный материал размещен на ярком, красочном стенде-баннере «Наши новости».  К тематическому дню  приурочивается выпуск газеты «Семейные секреты», в котором родители делятся рецептами приготовления различных блюд детского питания, секретами ремонта вещей и ведения домашнего хозяйства, опытом семейного воспитания. Содержание газеты изменяется в зависимости от поставленных задач тематического дня.

Тематический день  имеет определенную структуру, которой я придерживаюсь.  На слайде представлен план его проведения. (структура на слайде).

Раскрываю тему дня  в эмоционально-образной форме. Для меня важно не только сообщить новые знания, но и организовать «проживание» темы в разных видах детской деятельности.

Обязательный  элемент тематического дня – чтение художественной литературы, сказок, рассказов, стихотворений, которое способствует расширению знаний детей по теме дня.

Сейчас я хочу познакомить вас с тем, как проходит  один из тематических дней. Основные его задачи вы видите на экране.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о ведении домашнего хозяйства (стрика белья, приготовление пищи, ремонт вещей)
  2. Привлечь детей к оказанию посильной помощи родителям в домашних делах.

Утром детей ожидал сюрприз! Входя в группу, ребята видели стоящую в центре большую коробку, перевязанную красным бантом. Было так интересно узнать, что же в ней?! Оказалось- посуда для кухни. Малыши с удовольствием рассматривали кухонную посуду, находили сходства и различия отдельных предметов, описывали ее и рассказывали о том, что в ней можно приготовить.

Полученные знания закрепили в ходе игровой деятельности. Дидактические игры «Найди пару», «Какая лишняя?», сюжетно-ролевая игра «Мы решили суп сварить, папу с мамой угостить», помогли детям запомнить, какая бывает посуда, для чего она предназначена.

Утро продолжилось бодрящей гимнастикой «В нашей группе все друзья, ну а вместе мы – семья». Во время умывания закрепляли свойства воды и рассказывали потешку «Водичка, водичка…», а перед завтраком наблюдали и оказывали посильную помощь помощнику воспитателя.

В процессе организованной деятельности дети были настоящими помощниками взрослым. Ярким событием для воспитанников стала встреча с мамой Кузнецова Олега. Людмила Петровна работает костюмером в МТЦ «Родина». Дети с интересом слушали ее рассказ о трудовых действиях,  познакомились с инструментами и материалами, необходимыми для ремонта одежды, отвечали на вопросы. В ремонтной в мастерской «Пуговка» ребята научились «чинить» одежду - подбирать геометрические формы к силуэту в соответствии с цветом, формой и величиной.

Малыши получили заряд положительных эмоций от исполнения песни «Поварята»,  инсценировки «Мамины помощники», танца «Стирка» музыкальной игры «Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем».

Собираясь на прогулку, одевались не только сами, но и кукол в одежду, изготовленную мамами и бабушками воспитанников. А на прогулке дружно играли в подвижные игры «Мама нитки спутала», «Ниточка за иголочкой».

Эмоциональный отклик у детей вызвал вечерний просмотр мультфильма из серии «Маша и медведь» - «Большая стирка», чтение стихотворения Татьяны Коваль «Стирка», после чего ребята с большим желанием  принялись за стирку кукольного белья.

Завершился тематический день фотовыставкой «Я помощником расту», из которых мы узнали как дети помогают маме дома.

 Весь день был насыщен разнообразной деятельностью, на протяжении дня у детей сохранялся интерес к теме дня, и родители стали активными участниками образовательного процесса.

Документы для скачивания