a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Думайте и додумывайтесь"

Автор: Безгодова Анна Сергеевна Опубликовано: 2019-01-22 09:07:11

Документы для скачивания

«Думайте и додумывайтесь» Д. Карнеги Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков: « Найди лишнее слово». Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним». ·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий ·        Храбрый, злой, смелый, отважный ·        Яблоко, слива, огурец, груша ·        Молоко, творог, сметана, хлеб ·        Час, минута, лето, секунда ·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка ·        Платье, свитер, шапка, рубашка ·        Книга, телевизор, радио, магнитофон ·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь ·        Береза, дуб, сосна, земляника Игра  «4- лишний»- развитие обобщения Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла; Сосиски – печенье – тарелка – сыр; Чайник – кружка – колбаса – кастрюля; Кепка – шапка – шляпа – тапочки; Перчатки – ботинки –сапоги – туфли; Муха – воробей – стрекоза – кузнечик; Мандарины – бананы – помидоры –лимоны; Машина – троллейбус – самолёт – скакалка; Синичка – индюк –гусь –петух; Пенал – тетрадь – карандаш – юла; Сом – щука – жук – окунь; Куртка – полотенце – платье – костюм. «Найди лишнюю картинку». Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.     Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил? »   Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы. Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.                - Упражнения на развитие гибкости ума. «Назови слова…» Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое- либо понятие. ·        Назови, слова, обозначающие деревья( береза, сосна, ель, кедр, рябина…) ·        Назови, слова, обозначающие домашних животных ·        Назови, слова, обозначающие диких животных ·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт ·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт ·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт ·        Назови, слова, обозначающие овощи ·        Назови, слова, обозначающие фрукты ·        Назови, слова, относящиеся к спорту( футбол, хоккей…)   Упражнение «Назови, одним словом». -  Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию. Процедура: 1. Дети должны назвать каждую группу одним словом: а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена- … б) Стол, диван, кресло, стул- … в) Москва, Баку, Кишинев, Минск- … г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля- …                                                                   д) Январь, март, май, август- … 2. Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом: а) Ботинки, туфли – это… б) Прятки, жмурки – это… в) Зима, осень- это… г) Пальто, куртка – это… д) Иванов, Петров, Сидоров – это…     Игра «Как это можно использовать? » Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок называет такие варианты: ·        Рисовать ·        Писать ·        Использовать, как палочку, ·        Указка ·        Градусник для куклы и т. д. Игра «Говори правильно» Выучите с ребенком стихотворение. Скажу я слово «ВЫСОКО» А ты ответишь- …( НИЗКО) Скажу я слово «ДАЛЕКО» А ты ответишь- …( БЛИЗКО) Скажу тебе я слово «ТРУС» Ответишь  ты- …( ХРАБРЕЦ) Теперь «НАЧАЛО», я скажу, Ну, отвечай- …( КОНЕЦ) Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов: ·        Веселый – грустный ·        Быстрый – медленный ·        Красивый – безобразный ·       Пустой – полный ·        Худой – толстый ·        Умный – глупый ·        Тяжелый – легкий ·        Твердый – мягкий ·        Шершавый – гладкий Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.        Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок.  Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого: Два соболя хвостами друг к другу лежат. ( БРОВИ) Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу( ОКНО) Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. ( ВЕРЕВКА) Упражнение на развитие словесно- логического мышления: «Определи понятия» Ребенку предлагаются следующие наборы слов: ·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья; ·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой ·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово». Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово? » или «Понимаешь ли ты смысл этого слова? » Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому. - Упражнения на развитие мыслительной операции: «Сравнение предметов» Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов: 1.     муха и бабочка 2.     дом и избушка 3.     стол и стулья 4.     книга и тетрадь 5.     вода и молоко 6.     топор и молоток 7.     город и деревня Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку? » после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? » Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия? Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам( например, молоток и топор лежат в сарае) , а по главным признакам. Лингвистическая игра на развитие скорости мышления: «Закончи слово»         Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру. Предлагаются слоги: ·        по… ·        до… ·        на… ·        че… ·        за… ·        пры… ·        ми… ·        ку… ·        му… ·        зо… Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать( отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. Упражнение «Подбери признаки»- развитие логического мышления и смысловой памяти. - Подобрать- слова признаки по каждому слову Игра( какая? ) - интересная; Снег( какой) - пушистый; Вода( какая? ) - холодная; Луна( какая? ) - круглая; Дым( какой? ) - густой) ; День( какой) - солнечный; Трава – Крик- … Стол- . . Окно- . . Дом- … Игра «Предмет- действие»- Развитие мышления и речи Ведущий говорит: «я буду говорить слово, обозначающее какой- нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы- резать, калькулятор- считать, лопата- копать». Слова: грабли( собирать опавшие листья) , вилка( кушать) , молоток( забивать гвозди) , чашка( пить) , кастрюля( варить) , иголка( шить) , ноги( ходить) , руки( брать) , глаза( смотреть) , нос( дышать) , уши( слышать, ручка( писать) , фломастер, краски( рисовать) , лейка( поливать) , отвёртка( закручивать шурупы) , дрель( сверлить в стене дыру) , сумка( носить вещи) , пила( пилить) , порошок( стирать) , мыло( мыть) , утюг( гладить) , коса( косить траву) , спички( разводить огонь) , сковорода( жарить) , клей( клеить) ,  забор( огораживать территорию) , книга( читать) ,  градусник( измерять температуру) , часы( узнавать время) , телефон( звонить) . Упражнение «Смысловые ряды»-  развитие мышления. - детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово. Волк – заяц, кошка- … Быстро – быстрее, медленно- … Лиса – лисенок, волк- … Белка – орешки, медведь- … Человек – дом, крот- … Лес – деревья, поляна- … Пальто – зима, шорты- … Море – вода, суша- … Вода – кран, свет- … Учитель – школа, воспитатель- … «Вопрос- ответ». активизация логического мышления и речи.   Вопросы детям: Чем похожи стул и табуретка? Какие слова начинаются с буквы В? Какие вежливые слова вы знаете? Как вы думаете чему учат в школе? Какой день следует за вторником? На какой свет светофора надо переходить улицу? Чем отличается бабочка от стрекозы? У коровы телёнок, а у лошади… Назовите  детёныша у овцы? Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье? Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер. Что бывает на улице после дождя? ( лужи, радуга) Какой день надели последний? Что делают из муки? Кто работает в магазине? Мышь маленькая, а муравей… Певец поёт, а балерина… Где работает клоун? РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ  МЫШЛЕНИЕ 1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему? 2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах? 3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга? 4. Будет кубик катиться? Почему? 5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему? 6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика? 7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картош кой. Что легче нести? 8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко? 9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно? 10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся? 11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер! »( «Ночью был дождь». ) Как она догадалась? 12. Может поезд метро столкнуться с автобусом? 13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах? 14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды? 15. Летом можно кататься на лыжах? Почему? 16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему? 17. Чем столб отличается от дерева? 18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной? 19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и за был. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось? 20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему? 21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты? 22. Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю? 23. Для чего зимой надевают шубы? 24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Оставить комментарий: