Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»

Опубликовано: 23:01:35 24-01-2019

Автор: Баландина Елена Александровна

        Что такое осанка?  Осанка – это привычная, непринуждённая манера держать своё тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка лёгкой и упругой.

         К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребёнка правильной осанки. Им кажется, что ребёнок ещё слишком мал. Вот сядет за парту – тогда и будем следить, чтобы не сутулился! Однако именно сейчас, когда кроха растёт, его позвоночник формируется и испытывает все возрастающие нагрузки. Возникновению дефектов осанки также способствуют: несоответствующая росту мебель, мягкая постель с высокой подушкой, ношение тяжестей,  плоскостопие.

         В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретёнными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

         Одна из задач физического воспитания  - формировать у детей правильную осанку  и укреплять опорно - двигательный аппарат.

         Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Так, упражнения для детей 3 – 4 лет носят игровой характер: имитируются движения птиц, животных, насекомых. Главное в них - вызвать интерес двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Великан» детям предлагается: «Вырастем большими! Потяните руки вверх!», а в упражнении «Колобок» дети, лежа на животе, выполняют перекаты в разные стороны.

         Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины и живота.

         Упражнения в основных движениях с точки зрения формирования правильной осанки: во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с развёрнутыми плечами. В прыжках обращать внимание детей на мягкое приземление. Во время выполнения упражнений в лазании следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо, кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч. Упражнения в подлезании, перелезании, пролезании увеличивают подвижность позвоночника и   укрепляют мышцы спины. При  проведении   упражнений в метании предметов необходимо обращать внимание детей на правильный замах и положение туловища. Это не только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевого пояса.

         Методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье и другие виды движений вырабатывают у дошкольников привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота.

Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений «Весёлая гимнастика для ёжиков», который широко применяется в моей работе и способствует укреплению  опорно - двигательного аппарата детей.

     При выполнении этих упражнений рекомендуется: 

  • голову не опускать, держать прямо;
  • плечи должны быть развёрнуты;
  • упражнения выполнять в среднем темпе, с небольшой амплитудой.

Комплекс упражнений  с  шипованным мячом 

«Весёлая гимнастика для ёжиков»

  1. И.п. – о.с. спиной друг к другу, взявшись за руки, мяч между лопаток.

1 – руки в сторону, ногу в сторону на носок;

2 – и.п.;

3 – то же, в другую сторону;

4 – и.п. (6 раз).

 

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, взявшись за руки, мяч между лопаток.

1 – наклон в сторону, руки в стороны;

2 – и.п.;

3 – то же, в другую сторону;

4 – и.п. (6 раз).

 

  1. И.п. – ноги на ширине ступни, спиной друг к другу, взявшись за руки, мяч между лопаток.

1 – полуприсед, руки в стороны;

2 – и.п. (6 раз).

 

  1. И.п. – о.с. спиной друг к другу, взявшись за руки, мяч между лопаток.

1 – поднять согнутую в колене ногу под углом 90 градусов, носок тянуть;

2 – и.п.;

3 – то же,  другой  ногой;

4 – и.п. (6 раз).

 

  1. И.п. – сидя на полу спиной друг к другу, вытянув ноги, мяч между лопаток, руки на бёдрах.

1 – наклон вперед;

2 – наклон назад (8 раз).

 

  1. И.п. – о.с. спиной друг к другу, взявшись за руки, мяч между лопаток.

1 – прыжок ноги врозь, руки в стороны;

 2 – и.п. (10 раз).

 

Список использованной литературы:

  1. Дунаева Э.А. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста / Э.А. Дунаева // Инструктор по физкультуре. – 2011. – № 3. – С. 72 – 75.
  2. Ванявкина О.Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия / О.Н. Ванявкина // Инструктор по физкультуре. – 2009. – № 1. – С. 80 – 86.
  3. Федянина Н.В. Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений / Н.В. Федянина // Инструктор по физкультуре. – 2006. – № 1. – С. 62 – 67.

 

 

 

Оставить комментарий: