a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей “Читаем дома вместе со своим ребёнком”. Ковтун Мария Викторовна. учитель начальных классов. МБОУ "Каратузская СОШ".

Автор: Ковтун Мария Викторовна Опубликовано: 2023-11-26 18:22:03

Консультация для родителей “Читаем дома вместе со своим ребёнком”. Ковтун Мария Викторовна

Большое разнообразие гаджетов, компьютерных игр, аудиокниг постепенно превращает чтение как таковое в «не интересное» занятие для молодого поколения. Вместо художественной литературы родители покупают детям игровые приставки, разрешают бесконтрольно смотреть телевизионные программы, тормозящие развитие мозга. Гораздо проще получать информацию из коротких сообщений, снабженных массой визуализированного сопровождения.

Но польза книги для детей не подлежит сомнению. Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга:

  • расширяет представление ребёнка о мире

  • знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.

  • влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка

  • развивает мышление — как логическое, так и образное

  • расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия

  • учит правильно составлять предложения.

Зачем читать ребёнку

Чтение — это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, занимаясь спортом. Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше. Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?

Развитие речи

Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников, и их речь богаче. Дело в том, что в повседневной жизни мы используем лексику и грамматику низкого порядка, часто даже просторечия. В книгах же используется богатый литературный язык, насыщенный разнообразными речевыми оборотами. Та непростая грамматика, которая есть в книгах, помогает детям развивать логику. Логика необходима для правильного мышления. А сформированная речь — это сформированное мышление. Благодаря книгам ребёнок не только черпает новые слова, учится их правильно произносить и употреблять, он ещё и тренирует логическое мышление.

Развитие воображения

Воображение и фантазия — это генераторы новых идей и нестандартных решений. Ни один мультфильм не способен развить воображение так, как это делает книга. Когда ребёнок слушает сказку, он мысленно рисует себе картинку, представляет, как выглядят герои и декорации. Это своего рода труд, причём полностью самостоятельный. Если же детям предложить мультик, то активными участниками процесса они быть не смогут: действие со всеми деталями уже нарисовано за них. Детям остается лишь быть пассивными зрителями.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам

удовольствие. Не показывайте, что вам в тягость, вас оторвали от дел. Ребёнок это быстро почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Покажите ребенку уважение к книге, заинтересованность. Ребёнок должен

знать, что книга - это не игрушка, не надо ее использовать в игру, в быту, как просто подставку или ненужную вещь.

Приучайте детей аккуратно обращаться с ней, бережно. Рассматривать

книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно

перевёртывать страницы. Проговаривайте правила обращения с книгой. После рассматривания уберите книгу на место. А не просто оставьте ее на столе. Пусть у ваших детских книг будет отдельное место.

3.Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Не следует стоять или сидеть сбоку, сзади.

4. Читайте детям неторопливо, внятно и разборчиво, старайтесь увлечь ребенка своей интонацией.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь  передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию. Но излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6.Читайте сказки как можно чаще. Дети любят сказки, они успокаивают, дарят уют, снимают у ребёнка напряжение. Замените просмотр мультиков чтением сказки. Это всегда пойдет ребенку на пользу.

7. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

8. Позвольте ребёнку самому выбирать книги. Пусть он решает какую книгу вы прочтете вместе с ним. Не навязывайте. А советуйте, заинтересовывайте.

9. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Смотрите вместе картинки, вспоминайте истории из детства. Расскажите как вам читала мама, бабушка.

Если книга новая, ознакомьтесь с ней перед чтением самостоятельно. Определите жанр, характер героев, продумайте с какой интонацией стоит читать произведение, чему оно может научить вашего ребенка.

10. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, поучительное.

На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова -сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки.

Книги о дружбе:

·         К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»,

·         Е. Пермяк «Самое страшное»,

·         Е. Серова «Нехорошая история»,

·         Л. Толстой «Два товарища»; «Девочка — ревушка».

·         Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

·         А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»,

·         Успенский, Эдуард Николаевич. Крокодил Гена и его друзья

·         «Бременские музыканты», братья Гримм, пер. снем. А. Введенского

·         Д. Самойлов. «У слонёнка день рождения»

Отношения к природе:

·         Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.)

·         Бунин. «Листопад» (отрывок)

·         А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...».

·         Я. Аким. «Первый снег»

·         И. Суриков. «Зима»     

   О вежливости

·         К. Чуковский. «Телефон»

·         С. Маршака «Урок вежливости»,

·         К .И. Чуковского Мойдодыр»

·         «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского;

·          «Ежели вы вежливы» С. Маршака

·         «Правила поведения для детей» О. Журавлева;

·         «Волшебное слово» В. Осеевой;

·         «Уроки вежливости» А. Усачева.

О доброте:

·         К. Чуковский. «Федорино горе»;

·         Стихотворение О. Дриз «Добрые слова»;

·         В. Осеевой «Хорошее»;

·         А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»;

·         П. Ершов «Конек — Горбунок».

Пословицы о доброте:

·         Добрый человек придёт, словно свету принесет.

·         Доброе слово – половина счастья.

·         Добрый скорее делает дело, чем сердитый.

·         Доброе дело веками помнится.

·         Добрый человек в добре живет век.

·         Жизнь дана на добрые дела.

О помощи:

·         «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе

·         В.Бианки. «Подкидыш»

·         В. Осеева. «Волшебная иголочка»

·         В. Осеева «Заячья шапка»,

·         В. Осеева «Добрая хозяюшка».

О трудолюбии:

·         С.Михалкова «Важные дела».

·         Александр Щедрецов«Два медвежонка»

·         Толстой «Заяц пляши-гуляй».

·         «Скучен день до вечера коли делать нечего»

Книги отвечают на вопросы и очень часто их создают. Они помогают убежать от реальности и являются лучшими друзьями, потому что если у вашего ребенка есть интересная книжка, он никогда не будет одиноким. Литература вдохновляет нас мечтать, ставить новые цели и достигать их. Она утешают, поддерживают, подбадривают и развлекают когда грустно. Кажется, есть 1000 причин чтобы начать читать и ни одной, чтобы пройти мимо интересной истории. Главное позвольте детям самостоятельно выбирать книжки и никогда не заставляйте читать их то, что им не нравится. Тогда малыш полюбит это занятие на всю жизнь.

Ковтун Мария Викторовна. учитель начальных классов. МБОУ "Каратузская СОШ".

Оставить комментарий: