a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа кружка"Познай себя" (по валеологии), руководитель Суменкова Л.А.

Опубликовано: 2015-09-03 10:21:02

Документы для скачивания

МБДОУ « Зубово- Полянский детский сад №3 «Ручеёк» комбинированного вида «Согласовано» «Утверждаю» Решение педагогического совета от 29. 08. 2014 года Протокол №6 Приказ №10 от 29. 08. 14года Заведующий МБДОУ « Зубово- Полянский детский сад №3 «Ручеёк» комбинированного вида» комбинированного вида» Н. В. Гудожникова Директор МКУ «Центр информационно- методического и технического обеспечения муниципальных бюджетных учреждений образования» Зубово- Полянского муниципального района/ Н. П. Воронова/ 2014 г №3 «Ручеек» комбинированного вида» Н. В. Гудожникова Рабочая программа кружка «Познай себя»( валеология) Руководитель кружка: Л. А. Суменков а- воспитатель старшей группы 2014год. Пояснительная записка Дошкольный возраст – самый благоприятный для формирования валеологической культуры детей. Эту работу можно организовать на занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности. Программа « Познай себя» состоит из 9 занятий, темы разные: « Наши верные друзья», «Ч истота – залог здоровья», «Н аши органы дыхания» и т. д. Занятия проводятся в соо тветствии с тематическим планом. К ратко дается содержания занятий, перечисляются литература, дидактические игры, игровые упражнения. Игры, задания, упражнения позволят сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также будут способствовать развитию умений и навыков, которые успешно взаимодействуют с окружающей средой и людьми. Каждый ребенок получит знания о себе, о своем теле, полезных и вредных привычках. Долг каждого педаг ога заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. Как направить ребенка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ногти? Решить эти задачи путем простой передач и знаний невозможно, поэтому воспитатели должны использовать на занятиях иллюстрации, демонстрирующие ребенку различные возможные ситуации, разнообразные воп росы. Ребенок должен задуматься, сам ответить на них. В программе уделяется внимани е совместной работе ДОУ и семьи. К аждый месяц в уголке для родителей помещается информация для них по формированию валеол огической культуры дошкольников. У частие родителей предполагается в тематическом вечере « Папа, мама, я- здоровая семья» в совместной работе с детьми. Программа « Познай себя » направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. Учебно- тематический план кружка «познай себя» Раздел программы тема теория практика « Как мы устроены » « Рыцарь в доспехах » « Резиновые двигатели » «Твоя телефонная сеть» « Живая вода » « Виноградное дерево с поющем корнем » « Кастрюлька – скороварка » « Неутомимые дворники » « Охранные посты » « Чувства и ощущения » 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 « Чистота залог здоровья » « Живой панцирь » « В гостях у Мойдодыра » « Школа Чистюлькина » « Солнце, воздух и вод а- нам полезны всегда » 1 1 1 1 1 1 1 « В гармонии с природой » « Берег и природ у- помогай ей » « Лекарственные растения » 1 1 1 « Мир, в котором я живу » « Путешествие в тайну рождения » « Кто тебя окружает » « Внимание опасность » 1 1 1 1 « Почему важно быть здоровым? » « Быть здоровыми хотим » 1 Методы и приемы обучения М етоды П риемы Н аглядный Наглядно- зрительные, тактильно- м ышечные, предметная наглядность, наглядно- слуховы е Информационно рецептивный Совместная деятельность педагога и ребенка Репродуктивный Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу П рактический Придумывание вариантов физических упражнений и подвижных игр, собственные и имитационные движения Словесный Краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений, образный сюжетный рассказ Проблемного обучения Творческо е использование готовых заданий, с амостоятельное добывание знаний И гровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания упражнений Исследовательский Самостоятельное придумывание упражнений, игровых сюжетов Соревновательный Нахождение неординарных решений для достижения цели, выполнение знакомых упражнений в быстром темпе Дидактическ ий материал Вид Тематика Тематические таблицы Строение человека, человек и окружающий его мир, гигиена, органы чувств Плакаты Чистота залог здоровья, гигиена полости рта, спорт и здоровье, витамины, овощи и фрукты, грибы съедобные и несъедобные, одежда и головные уборы Ситуативные картинки Этика взаимоотношения Дидактический материал к игре « Ч удесный мешочек» Материал разнообразной формы, конфигурации, температуры, поверхности Дидактический материал для проведения опытов, наблюдений Увеличительное стекло, материал для опытов с водой, воздухом Средства для оказания первой помощи Бинт, вата, лед, грелка, лангет, носилки Лекарственные растения Ромашка аптечная, подорожник, мята перечная, кора дуба, плоды шиповника, черемухи и т. д. Технические средства Аудиокассеты « Г олоса птиц», « Шум прибоя», «З вуки природы», «Бытовой шум», записи современной классической музыки, диафильмы, видеозаписи и т. д. Перспективный план Тема Теоретическое занятие Практическое занятие Развивающая среда итог 1 2 3 4 5 Октябрь « Рыцарь в доспехах » Беседа о скелете и осанке Прощупывание костей головы, рук, ног. Проверка осанки, измерение роста, веса. Опыт: как поднимать и переносить тяжести. Приемы оказания первой помощи. Таблица « Скелет человека», ростомер, весы, гимнастическая палка, портфель, ранец, бинт, косынка, пузырь со льдом Задание: Проверить как в ы себя чувствуете, когда приземляетесь на носки. Как правильно приземляться после прыжка с высоты? Игра « Д отянись» « Р езиновые двигатели» Беседа о мышцах и о том, как правильно их укреплять Выполнение комплекса упражнений для всех г рупп мышц. Перетягивание каната. игр а- имитация « К уклы тряпичные. Куклы деревянные» Таблица « М ышцы», канат, тренажеры, гантели, мешочки с песком, набивной мяч весом 1 кг. Разучить комплекс упражнений на релаксацию Ноябрь « Твоя телефонная сеть » Рассказ о нервной системе, о том полезна или вредна боль Опыт: реакция на звук, прикосновение Ситуативные картинки по теме, разноцветная проволока, колокольчик Игры « Г де звонили», « Чего не стало», « Г орячо- холодно» « Ж ивая вода» Беседа о том из чего состоит вода, как она защищает наш организм, почему надо беречь сердце Опыт: почему кровь красная? Оказание первой помощи при кровотечении Таблица « Кровеносная система человека», стакан с водой, мозаика красного цвета, бинт, йод, жгут Советы доктора « Знайкина » « В иноградное дерево с поющим корнем» Беседа об органах дыхания Н аблюдение: как расширяется грудная клетка при вдохе. Таблица: « О рганы дыхания», стаканы, баночки, трубочки для коктейля, ситуативные картинки, полиэтиленовые пакеты, пластиковый баллон, пробка, сигарета Конференция « З аботимся о своем здоровье» « Кастрюль- ка – с короварка » Расск аз о работе органов пищеварения, здоровый и полезной пище, аппетите, витаминах, гигиене полости рта Игра « С ъедобное несъедобное», викторина « О вощной базар», развлечение «С витаминами дружить – это долго- долго жить». Правила выбора щетки, зубной пасты и порошка. Опыт перед зеркалом с использованием зубной нити Таблица « Органы пищеваре- ния », предметные картинки с изображением продуктов, зеркала, зубные щетки, паста, порошок, стаканчики с водой, зубная нить, муляжи овощей Справочное бюро « Почемучкино » Декабрь « Неутомимые дворники » Рассказ о работе печени и почек Знакомство с расположением печени и почек в организме человека с помощью таблицы. Таблица « О рганизм человека » игрушечный автомобиль « С корая помощь», кирпичики Дискуссия «Ч то такое болезнь грязных рук? » « Охранные посты » Рассказ о том, какие органы стоят на страже здоровья человека Правила постановки градусника и измерения температуры, обращения с ним. Первая помощь при уходе за больными. Книжка- малышка с советами, как избежать простуды, уберечься от инфекции Сюжетные картинки, градусник, тарелка, пузырь со льдом, мед, мали новое варенье, марлевая повязка, горчичник Книга « П олезные советы» Январь « Живой панцирь » Рассказ о коже, ее защитных функциях, первой помощи при повреждении кожи Исследование кожного покрова через луну. Практические задания: как вынуть занозу, обработать рану, царапину. Первая помощь при ушибах. Живая черепаха( рассмотреть ее панцирь) , пинцет, вата, бинт, вода, пузырь со льдом, лупа Загадки о предметах гигиены и ухода. В икторина « В гостях у Мойдодыра » Беседа об уходе за телом, волосами. Беседа по произведе- нию К. Чуйковского « Мойдодыр » Опыты с водой Тазик, мыло, шампунь, несколько видов расчесок, щеток, кукла Организация « О бщества чистоты» Февраль « Ш кола Чистюльки- на » Беседа о пользе ухода за телом, чистоте и аккуратности в быту. Беседа по произведению К. Чуйковского « Федорино горе» чтение стихотворения Е. Ильиной « Т ри хозяйки» Кукольный спектакль « Х рюша- не грязнуля » Ситуативные картинки, куклы для театра Игры, аттракционы, загадки. Путешествие в город « Ч истоты и Порядка» «Солнце, воздух и вод а- нам полезны всегда » Беседа о пользе закаливания и занятий физкультурой, прогулок на свежем воздухе. Чтение произведения Н. Кончаловский « Д ело в шляпе» Показ и объяснен ие приемов закаливания, массажа, само массажа. р ешение проблемных ситуаций. Аттракцион « К то быстрее» Сюжетные и ситуативные картинки Викторина с использованием картинок М арт « Береги природ у- помогай ей » Беседа о Красной книге, «спросим мнение самого растения» Экологические рассказы. Решение проблемных ситуаций Иллюстрации по теме, ситуативные картинки Моделирование экологических цепочек. Домашнее задание: рисунок « П рирода наш друг». Придумывание экологических сказок « Лекарственные растения » Ра ссказ о лекарственн ых растениях, способах их сбора и хранения Практические действия: приготовление настойки, отвар а, сбора, чая. Способы заварки плодов шиповника Трава ромашки аптечной шалфея, мяты, перечной, плоды шиповника, черемухи, деревянная ступка, фарфоровый чайник, чайная посуда Составление гербария, каталога « Путешествие в тайну рождения » Рассказ об изменениях, которые происходят с новорожденными после их рождения, о необходимости и элементарных правилах ухода за младенцами Рассматривание фотографий с изображение м детей в младенческом возрасте. П остановка проблемы: что будет если не правильно запеленать ребенка и т. д. Кукла, одежда для новорожденного, предметы ухода и гигиены, сюжетные картинки, фотографии Выставка семейных фотографий Апрель Кто тебя окружает Беседа о семье, об отношениях в ней Составление генеалогическог о дерева, работа с ситуативными картинками Схема составления родственных связей иллюстрации, «семья» из серии «народы мира» Семейные посиделки « Внимание, опасность! » Беседа о том, какие опасности могут подстерегать детей, как их избежать, к кому обратиться за помощью Работа с ситуативными картинками, художественной литературой. Задания: оказание первой помощи при перегреве, переохлаждении, заучивание телефонных номеров экстренных служб Иллюстрации по теме, предметные картинки, марля, бинт, пузырь со льдом, грелка Домашнее задание: найти пути выхода из экстремальной ситуации « Быть здоровыми хотим » Игра «Что? Где? Когда? » Содержание курса « П ознай себя» Тема Цель 1 2 « Рыцарь в доспехах » Дать представление о скелете, его опорно- д вигательных функциях, значений правильной осанки особенностях ее формирования, последствиях патологии « Резиновые двигатели « Дать представление о мышцах, их значении для существования и развития человека, роли физических нагрузок( труда и физкультуры) в укреплении и развитии мышц «Твоя телефонная сеть» Познакомить детей со строением и значением нервной системы человека, дать понятие о режиме дня и его влиянии на здоровье « Живая вода » Дать представление об органах кровообращения, их значении в жизни человека, о мероприятиях по охране и укреплению сердца « Вин оградное дерево с поющим корнем» Дать представление об органах дыхания, их расположения в организме, значении, развитии и защите « Кастрюлька- скороварка » Дать элементарные представления о системе пищеварения, участвующих в этом процессе органах, их положении в организме, о полезной для развития организма нище, витаминах, аппетите и гигиене питания «Неутомимые дворники» Познакомить детей с функциями печени и почек, местах их расположения в организме человека. Дать представление о значении сложной работы этих органов но в защите здоровья человека «Охранные посты» Дать представление о том, какие органы борются с проникновением в организм бактерии, вирусов, инфекции, вредных веществ « Чувства и ощущения » Дать представление об органах чувств, их значении, влиянии на развитие организма, здоровье « Живой панцирь » Дать представление о коже человека, ее защитных функциях, гигиене и первой помощи при ее повреждении « В гостях у Мойдодыра » Расширять представления детей об уходе за кожей, волосами, зубами, значении гигиенических процедур « Школа Чистюлькина » « Солнце, воздух, и вода- нам полезны всегда » Расширять представление детей о закаливании организма. Учить правильно подбирать одежду, обувь и головные уборы в соответствие с погодными условиями « Береги природу- помогай ей » Систематизировать и дополнить знания детей о предметах и явлениях природы, культуре взаимоотношений с природой. « Лекарственные растения » Ознакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими в нашем регионе, их свойствами и способами употребления. « Путешествие в тайну рождения » Дать представления о развитии и изменениях, которые происходят с детьми, о заботе родителей, необходимости ухода за детьми « Кто тебя окружает » Формировать представления об окружающей детей социальной среде « Внимание опасность! » Познакомить детей с элементарными правилами поведения в различных ситуациях, которые помогут избежать неприятностей и опасностей, вредных привычек. Научить элементарным правилам оказания первой помощи «Быть здоровыми хотим» Закрепить представления детей по всем пройденным темам К концу учебного года дети должны знать: - строение человека; - о пользе закаливания организма, правила ухода за телом; - об условиях наносящих вред организму; - о правилах поведения в обществе и условиях их выполнения. Уметь показать места расположения органов, рассказать об их значении в жизни человека. Методическое обеспечение. Виды и формы занятий. Контрольно – диагностические: беседа, дискуссия. Позновательно – досуговые: экскурсия, дидактические игры, развлечения. Соревновательные: соревнования, тренировки. Нетрадиционные формы: фито- и аромотерапия, дегустация, домашние задания, моделирование. Субъективные и научно – исследовательские: опыты. Литература Ю. А. Земского « Валеологическое воспитание в детском саду» О. А. Степанова «Игра и оздоравительная работа» Н. К. Зайцев, В. В. Колбанов «Стратегия понимания здорового образа у учителей» Валеология: диагностика, средство и практика обеспечения здоровья. Владивосток Дальнаука 1996год. «Здоровый малыш» программа оздоровления детей в ДОУ. « Валеология: основные понятия, термины и определения» Т. Г. Карепова, И. Ю. Жукович «программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников» 2006год. Р. Ротенберг «Расти здоровым » детская энциклопедия здоровья. Е. И. Торохова « Валеология: Словарь М. Флинта» Наука 1999год. Н. Л. Кряжева « Акадкмия развития и здоровья» 2000год. Список детей 1. Асташкина Виктория 2. Кондратьев Андрей 3. Комендантов Артем 4. Короткова Анастасия 5. Куранова Варвара 6. Мучкин Кирилл 7. Марарова Екатерина 8. Савкин Данила 9. Сурдина Ксения 10. Филькин Максим 11. Чекмарёва Анастасия 12. Чехов Никита

Оставить комментарий: