a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Волшебные узоры"

Опубликовано: 2015-09-03 12:48:22

Документы для скачивания

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М. И. Калинин Актуальность Выбор темы не случаен. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. В содержание эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности. С раннего детства р ебёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, п оговорки, сказки. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его мо ральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Знакомство с искусством народных мастеров помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по- новому, увидеть красоту окружающего мира. Р аботы по декоративно- прикладному искусству, предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя зн акомство с символикой русского декоративного искусства и его значением, н аправлен а на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей. Цель: Формирование у детей основ художественной культуры через народное декоративно- прикладное искусство. Задачи: 1. Формировать представление о закономерностях народного декоративно- прикладного искусства( колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т. д. ) ; 2. Приобщать детей к народному декоративно- прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; 3. Развивать художественные способности детей( умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа) . 4. Воспитывать интерес к искусству родного края. 5. Создать развивающую среду для развития детского творчества и ознаком ления с декоративно- прикладным искусством. Направления работы: 1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов. 2. Знакомство с традиционными местными промыслами и игрушками. 3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний. Срок реализации проекта: - 2 года. Участники проекта: Дети 5- 7 лет, педагоги ДОУ, родители детей, посещающих ДОУ. Гипотеза П роцесс формирования представлений о декоративно- прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если систематически: использовать на занятиях по декоративному рисованию элементы национальных орнаментов; нетрадиционные техники исполнения изображения; народные и пальчиковые игры, художественное слово. Принципы: связь с жизнью, систематичность, последовательность, индивидуальность подхода в обучении и художественном развитии детей, доступность материала, его повторность, построения программного материала от простого к сложному, наглядность. Ожидаемый результат: Старшая группа. Будут: Узнавать и называть знакомые виды декоративно- прикладного искусства; Составлять узоры, с включением знак омых элементов народной росписи; С оздавать декоративные композиции по мотивам народных изделий; Уметь сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие; Лепить из глины декоративные изделия используя способы: конструктивного, кругового налепа; Подготовительная группа. Будут: Различать и называть виды народного декоративно- прикладного искусства; Уметь самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка; Выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и асси метричный узор композиции; . Расписывать изделия в соответствии с народной росписью; Лепить изделия из глины, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластичес кий, выбирания глины стекой; Использовать в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования. ЭТАПЫ ПРОЕКТА Работа данного направления предусматривает три этапа. Первый этап – организационно- методический. Изучение теоретических основ вопроса. Начальный период предполагает изучение и анализ психолого- педагоги ческих источников. Определение методологичес ких и теоретических основ, выявление проблемы, поставка цели. З адачи: Изучить теоретический материал по данной теме. Анализ данных анкетирования педагогов и родителей с точки зрения проявления творчества детей дома и в дошкольном учреждении; Анализ данных мониторинга уровня знаний по декоративно- прикладному искусству дошкольников. Изучение практического опыта коллег по данной теме. Второй этап. С труктурно- содержательный. Практический. Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов. Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла. Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно- выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании. Использовать новые инструменты( в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы) . Иметь представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие; Выделяет элементы узора и составляет из них композицию; Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи; Использовать декоративные элементы в работе; Использовать несколько нетрадиционных техник; Третий этап. Заключительный. Диагностический. Создание образовательного пространства и развитие творческих способностей детей в условиях дошкольного учреждения. Организация и проведение обучающих семинаров с педагогами. Участие в педагогических совет ах, семинарах, мастер – классов. Отслеживание и диагностика результатов работы по целенаправленному выявлению проявления творчества у детей. Подготовка методических материалов по проблеме развития творческих способностей детей в условиях дошкольного учреждения, оформление материалов опыта. Технология проекта включает разработку перспективного плана, конспектов организованной деятельности педагога с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения. Реал изация содержания опыта работы предполагает деятельность педагога с детьми 5- 7 лет в течение двух лет. Теоретическая база Одной из основных задач детског о сада является раскрытие в ребё нке его творческого начала, ведь дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дал ьнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она з начима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые тв орческие проявления. Вот почему изобразительная деятельность, является наиболее близкой и естественной для ребенка- дошкольника и занимает особое место в его жизни. В своей программе «Радость творчества» О. А. Соломенникова отмечала: «Необходимым условием построения сов ременной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры л ичности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми». С овременные исследования( Е. С. Бабуновой, Т. С. Есаян, Т. С. Комаровой, Т. А. Котляковой, О. А. Соломенниковой, И. А. Старков ой, Р. М. Чумичевой) в области эстетического воспитания дошкольни ков подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к народной культ уре и указывают на возможность использования декоративно- прикладного и скусства как средства развития эстетических чувств, формирования на чала эстетического отношения к действительности. Декоративно- прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно уд овлетворяющий его эстетические потребности и несущие красоту в жизнь. Детям дошкольного возраста при создании работ с элементами декоративной росписи не хватает уверенности в себе, воображе ния, самостоятельности. Именно поэтому, необходимо вводить в работу с детьм и нетрадиционные методики. Они очень привлекательны для детей, так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, ж еланий и самовыражению в целом. Развивая с помощью взрослых художестве нно- творческие способности, ребё нок создаёт новые сюжеты, п ридумывая что- то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объ екта. Особый интерес представляет методика- нетради ционными спосо бами рисования, с помо щью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мысли ть и активизировать творческую активность. Нетрадиционные техники рис ования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомне нно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Техн ология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. При создании предметов народного декоративн о- прикладного искусства необходимо применять как традиционны е( рисование кистью, карандашом, аппликация, лепка из глины и пластилина) , так и нетрадиционные техники( Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисов ание ладошкой, оттиск поролоном, восковые мелки+ акварель, свеча+ акварель, монотипия предметная, н абрызг, отпечатки листьев, рисование нитками, бат ик) . Именно это сочетание дает наиболее положительный результат. Одним из наиболее интересных напра влений является знакомство с техникой «Батик ». Данный вид росписи ткани очень популярен по вс ему миру. В работе по батику используются акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Для дошкольников можно так же использовать гуашь или акварель. Ткань для батика подойдё т всех видов, но нужно учитыв ать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому кр аска ложится плавней. Для воспитанников детского садароспись по ткани является очень интересным и у влекательным занятием, простым в исполнении, и в то же время, весьма э ффектным по результатам. Такая продуктивная д еятельность, в ходе которой ребёнок создаё т новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, з акрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребё нок чувству ет себя волшебником и он готов фантазировать, творить. В та кой творческой деятельности ребё нок получает большие возможности для самовыражения, проб ует силы и совершенствует свои способности. Данный вид роспи си по ткани возможен проводится непосредственно в образовательной деятельности, свободно й игровой деятельности в форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками. Исследовательская деятельность: Дети исследуют свойства различных материалов. Создают работы не только для выставок, но и изделия практического назначени я( изготовление костюмов) . Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами, дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получи ть широкие представления об их использовании, способах обработки. Дети имеют возможность знакомиться с народными сказками, потешками, загадками, что позволяет осуществлять интеграци ю художественного творчества и художественного слова. Ф ормы работы с детьми: 1. Заняти я на основе метода интеграции, 2. Игры: Подвижные Дидакт ические С южетно- ролевые( «Дизайнерская студия», «Гончарная мастерская», «Дом», «Музей») 3. Оформление выставок: - « Дымковскоая игрушка», «Куклы в народных ко стюмах», «Волшебница гжель »; 4. Эскурссии. П осещению музеев и выставок декоративно- прикладного творчест ва. 5. Праздники, р азвлечения, посвященные; народным традициям, народного искусства, с исполнением фольклорных старинных песен, хороводов. 6. Беседа как форма ознакомления с декоративно- прикладным искусством Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изд елий декоративно- прикладного искусства. 7. Слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки 8. И ндивидуальная работа. Основной формой работы являются групповые за нятия. Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происх одит его усложнение. М етоды и приемы: метод одномоментности( обеспечивает самостоятельный твор ческий поиск детьми средствами выразительности) ; метод обследования, наглядн ости( рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыт ок, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий) ; словесный метод( беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ; практический( сам остоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) ; метод «подмастерья»( взаимодействие педагога и ребё нка в едином творч еском процессе) ; сотворчество; мотивационный( убеждение, поощрение) ; жест рук и( ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит та кой же или одинаковой формы по цвету, элементу) . Для успешной р еализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничес тво определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН № Тема занятия сроки Цели и задачи занятия Первый год обучения. 1. В тереме расписном я живу… 2. Развлечение. «В гостях у мастеров» сентябрь Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре. 1. Праз дник “ Осенины – осени именины”. 2. «Красивые птички. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи». октябрь Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины. Познакомить детей с дымковской росписью. 1. Экскурсия в музей ноябрь Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. 2. Деревенская посуда. Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации 3. Беседа на тему: «Дымковское богатство». Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам 1. Ой вы гости, господа. 2. Дидактическая игра «Составь узор». Дымковская игрушка. декабрь Знакомст во детей с народными традициями, искусствомросписи. Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам 1. Матрешка – игрушка на все времена. 2. Лепка по мотивам дымковской игрушки. январь Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу. Лепка дымковской игрушки. 1. Глиняная посуда. 2. Посещение музея. . февраль Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с глиняной посудой. Закрепить знания частей предмета и их назначение. 1. «Знакомство с Городецкой росписью». Рисование. март Продолжать знакомить детей с особенностями декоративно- прикладного искусства. Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве. 2. Городецкая роспись. 1. « Нарисуй какой хочешь узор» Рисование. 2. Беседа на тему: «Сине – голубое чудо» апрель Выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции 1. Художественное слово «Резные ложки и ковши», «Терем, терем, теремок» май Иметь представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие; 2. Хохломские узоры. 3. Дидактическая игра «Составь хохломской узор» Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор. Второй год обучения 1. Беседа на тему: «Весёлый Городец». 2. Дидактическая игра «Городецкие узоры» сентябрь Познакомить детей с народными традициями, искусством городецкой росписи. 1Тема: «Декоративное рисование на квадрате»- Беседа на тему: «Знакомство со знаками народных орнаментов»- Дидактическая игра «Народные промыслы» октябрь Познакомить с нетрадиционными методами рисования, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи. 1. Сказания и поверья русского народа. ноябрь Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей. 1. Леший. 2. Художественное слово «Пословицы о русском народном костюме» Декабрь: декабрь Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы. 1. Жёстовские подносы январь Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов. 2. Русская народная кукла. Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей. 1. Масленица. 2. Художественное слово «Тук, да тук… », «Славилась, как славилась… ». февраль Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню- закличку. 1. Фольклор – народная мудрость. 2. Какой бывает фольклор? . . март Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм. 1. Знакомство детей с народными традициями, искусством росписи апрель Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми. 2. Русский самовар и чаепитие на Руси. Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. 1. Филимоновская игрушка. май Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек. 2. Эх, лапти мои, лапти липовые. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта. 14. Комплексное занятие “Рукодельница и себе и людям радость приносит”. Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами “рукодельница”, “мастерица”, “вышивальщица”; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов. Литература. 1. Грибовская А. А. Коллективное творчеств 1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005 г. 2. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. Авторы: Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1973 3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»( для занятий с детьми 2- 7 лет) , изд- во «Мозаика- Синтез», Москва, 2006 г. 4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005. 5. Народное искусство в воспитании детей/ под ред. Т. С. Комаровой. - М. , 200 6. Соломенникова О. А. «Радость творчества»( ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет) , изд- во «Мозаика- Синтез», Москва, 2006 г. 7. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством»( цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста) , изд- во «Скрипторий», Москва, 2003 г. 8. Халезова Н. Б. " Народная пластика и декоративная лепка в детском саду" Пособие для воспитателя. — М. : Просвещение, 1984 г. 10. Чусовская Знакомство с народным изобразительно- прикладным искусством в ДОУ. - Аркти, 2011г. «Приобщение дошкольников к народно- прикладному искусству». ( старший возраст 5- 6 лет) Конспект занятия Цель:  учить детей самостоятельно составлять узор, подбирать яркие краски, придавать изделию выразительность и яркость, развивать речь детей при описание изделий, эстетический вкус, закреплять знания детей о предметах народно- прикладного искусства, воспитывать интерес и любовь к народно- прикладному искусств. Оборудование:  выставка предметов народно- прикладного искусства, силуэты изделий, карточки с незаконченными элементами, оборудование для рисования, музыкальная запись. Ход занятия: Воспитатель:   Настал день. Вдохните в себя чистоту первого снега, порадуйтесь восходу солнца, красоте природы, которая нас окружает. Улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь друг с другом, передайте теплоту своей души, пожав друг другу руки. А я передам вам теплоту своей души этим стихотворением: Слышишь песенку ручья? Это Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это Родина твоя. Звон дождя и шум ветвей И в саду смородина. Это тоже Родина. Воспитатель:   О чем это стихотворение?  ( ответы детей) Что такое Родина?  ( ответы детей) Как называется наша страна?  ( ответы детей) Наша страна большая. В ней много городов, сёл и рек. В каждом местечке живут свои мастера, которые изготавливают необыкновенной красоты вещи, самые лучшие в мире. Если к нам приезжают люди из других стран, то обязательно покупают сувениры, чтобы оставить память о России. Помните, ребята, мы с вами ходили на экскурсию в музе русской избы, давайте вспомним, что интересного, красивого вы видели? ( картины, на которых нарисованы девушки в красивых, русских нарядах, интересную посуду, подсвечники, яркие рушники, расписную печь и т. д. ) Сегодня я, предлагая вам сделать альбом изделий народно- прикладного искусства России и поместить его в этот музей. Ведь может быть когда- нибудь и к нам в детский сад заедет гость из другой страны и, уви дит наш альбом, удивится, чем богата русская земля. Вы согласны? А чтобы хорошо вспомнить изделия декоративно- прикладного искусства, я для вас приготовила выставку.  ( н а выставке представлено посуда, предметы быта, игрушки) .  Давайте рассмотрим, что же здесь представлено? ( ответы детей) . А теперь выберете наиболее понравившиеся изделия и опишите его  ( работа с выставкой) . Воспитатель:   Поскольку вы показали хорошие знания, подобрали красивые слова для описания изделий, то пора переходить к изготовлению альбома. Но вначале я бы хотела предложить выполнить одно интересное задание. Дидактическая игра «Дорисуй изделие» Дети должны украсить изделия так, чтобы работы стали ярче и выразительнее, используя элементы различных росписей, приложить свои знания и фантазию. Сейчас распишем предметы красиво, Чтоб все восхитились, чтоб было на диво, Возьмем заготовки, присядем за стол. Процесс разрисовки почти уж пошел. Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам выбрать работу, которую вы будите расписывать и занять рабочие места. Физкультминутка Собирали мы в ладошку Капли с неба, как горошки Все до капли сосчитали, Брызги в небо раскидали! Раз, два, три, четыре, пять Вы ловите их опять Брызги разноцветные, Словно краски летние. Самостоятельная работа детей. Музыкальное сопровождение. Итог.  Выставка готовых работ. Воспитатель:   Ребята, давайте внимательно посмотрим, что у нас получилось? Какую работу мы поместим в альбом первой? Какая работа самая красивая? Выразительная? Какую бы вы купили на ярмарке? А еще русский народ славится не только игрушками и посудой, но и веселыми играми. И в одну из них мы сейчас с вами проиграем. Подвижная игра «Гори, гори ясно »

Оставить комментарий: