"Закаливание"
Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей; интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма.
Перерыв в закаливании 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
Необходимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства). Это может приводить к невротическим расстройствам.
Рекомендуется использование неперегревающей одежды.
Закаливание ослабленных детей нужно вести с ещё большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть ещё более индивидуальны.
Закаливание проводится в помещении при температуре воздуха 18-20°
Способы закаливания:
- Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин. играют (в одних плавках) в простые игры типа « Я на солнышке лежу», «Загораю».
- Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребенком.
- Растирание ребенка сухой салфеткой с легким пощипыванием кожи и похлопыванием.
- Игра « я массажист»: дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя контуры железного пути и приговаривая: «Рельсы - рельсы, шпалы- шпалы, поезд-поезд».
- Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным теплым полотенцем, после чего ему предлагается 10 мин.
быстро побегать. («Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 мин. процедура повторяется, а затем ребенок обтирается сухим полотенцем. При этом фиксируется эмоциональное состояние ребенка.
Во время приема воздушных ванн весьма эффективен особый поглаживающий массаж. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку.
Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу ребенка (вдоль позвоночника легко поглаживается спина ребенка двумя пальцами от шеи до кончика; затем снизу вверх вдоль позвоночника от кончика к шее; поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами и т. д.)
Наиболее эффективными являются нетрадиционные методы закаливания.
Контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают этот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание.
Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то создание пульсирующего микроклимата используется и тепло. Создавая модель воздействия «тепло-холод», можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных
терморегулирующих реакций.
Традиционные методы закаливания, хотя и менее эффективны по сравнению с контрастными, все же могут применяться в первую очередь в качестве начальных процедур. Это воздушные ванны, водные воздушные ванны, полоскание горла.
Закаливающие процедуры проводятся во всех группах.
Контрастные ванночки для рук и ног.
Способы закаливания.
- Ребенку предлагается постоять в горячей воде (температура С 7-8 сек. Затем он переходит на 3-4 сек. У с прохладной водой (температура 18° С). Затем процедура повторяется, после чего ноги растирают досуха и делается индивидуальный массаж пальцев ног и стоп ребенком или воспитателем. В массаж стоп входит растирание, пощипывание и похлопывание с пожеланием: «Будь здоровым, крепким, сильным».
Постепенно температура холодной воды снижается.
- В группу в маленьком ведре вносится снег (зимой) или охлажденная вода (летом). Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего руки ополаскиваются теплой водой и протираются сухим полотенцем.
- Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног снегом. Первую неделю растирание проводится воспитателем. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делают массаж стопы.
Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдения за тем, как сам воспитатель проводит закаливающие процедуры: ходит по снегу, растирает свои ноги или обливается холодной водой.
Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла.
Игра «Волшебный напиток».
Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставится вода в
бокалах. Каждому ребенку предлагается представить, как он
превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети
закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза произносят
«волшебные» слова:
- Я хороший, добрый ребенок.
Всем детям в группе я желаю здоровья.
Пусть все будет добрым и красивым,
Милым и счастливым.
Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные - какие
подсказывает собственное воображение ребенка, и добавляют: «водичка
вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров.» Дети
поласкают рот промывая всю его полость водой. После этого со звуком
«а...а...а...», подняв голову, поласкают горло.
Игра: «Лёвушка»
Дети садятся ягодицами на пятки (кисти рук свободно лежат на коленях,
входят в образ льва).
а) «Лёвушка» ищет добычу. Дети поворачиваются в левую сторону телом, не убирая рук с колен и не отрывая ягодицу от пяток. Одновременно проводят языком по верхним зубам от передних к коренным.
Затем тоже в правую сторону.
Движения повторяют 3-4 раза.
б] «Лев» нашел добычу. Дети встают на колени, растопыривают напряженные пальцы рук, высовывая до предела язык, поднимают лицо верхи «рычит». То тихо (ночью) , то громко (днем) тянется рычащий звук: «а...а...а...».