Игровой массаж в течении дня.
(технология здоровьесбережения)
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что па ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов.
Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.
Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и Снеговичком, Петушком или веселым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
Мри проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:
1) вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
2) растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При массаже других частей тела используем приемы:
♦ поглаживание,
♦ растирание,
♦ разминание,
♦ поколачивание.
Ожидаемые результаты применения массажа:
в образовательном направлении:
- усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы)
- умение овладеть простейшими приемами; в оздоровительном направлении:
- расширение капилляров колеи;
- ускорение циркуляции крови и лимфы;
- усиление функций потовых и сальных желез;
- влияние на обменные процессы;
- улучшение подвижности связочного аппарата;
- побуждение к активности; в воспитательном направлении:
- тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
- развитие положительных эмоций.
Начиная со второй младшей группы, мы используем следующие виды массажа:
- массаж стоп:
- ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
- самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как па ладошках», см. Приложение);
- катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры).
К сведению! Для снятия усталости ног нужно его раз ударить кулаком по подошвам ног - японское упражнение «Стократное ударение по подошвам ног».
- массаж рук и пальцев рук:
- самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;
- многочисленные пальчиковые гимнастики;
- массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;
• ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки). К сведению! Связь пальцев с органами:
v большой палец - легкие и печень;
vуказательный - пищеварительный тракт, печень,толстая кишка; средний - сердце, кровообращение, секс;
vбезымянный - нервная система, здоровье в целом;
vмизинец - сердце, секс, топкий кишечник;
vладонь - в центре точка повышения активности.
Скорая помощь:
- при сердечном приступе рекомендуется надавить большим пальцем в
- центр ладони;
- утоление нервной усталости - массаж мизинцев до полного расслабления;
- сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем - улучшает
- запоминание важных вещей;
- устранение психической напряженности - круговые движения орехами в каждой ладони; сцепить руки над головой, наклонять тело в обе стороны попеременно;
- проверка функции печени - при напряженных разогнутых пальцах руки согнуть указательный в виде крючка;
- активизация функции печени - растягивать зацепленные друг с другом указательные пальцы в противоположные стороны перед грудью;
- простуда, зубная боль, переутомление глаз, желудок, кишечник, красивая кожа - лючка между большим и указательным пальцем, нажимать большим пальцем другой руки или орехом делать круговые движения (30 раз для точки каждой руки).
- массаж спины:
- игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
- массаж специальными и самодельными массажерами;
- массаж гимнастическими палками;
- массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед назад, в стороны;
- упражнения на мяче (большом)
- массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды):
- игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем лицо», «Снеговик» и др.;
- массаж тела и ног:
- игровой самомассаж «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;
- массаж специальными и самодельными массажерами;
- растирание массажными рукавичками;
- выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».
К сведению! Упражнения для красивых глаз.
- Массируют все пальцы рук до расслабления (мизинцы и указательные -Зминуты, остальные - по одной минуте).
- Массируют все пальцы ног до расслабления (указательные - 2 минуты, остальные - по одной минуте).
- Точка в центре ладони - сильное нажатие 50 секунд 3 раза (точка жизненной энергии).
- Внутренние уголки глаз нажать большим и указательным пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
- Наружные уголки глаз нажать большими пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
Предлагаем примерную схему проведения массажа в средней группе ДОУ в течение дня (схема составляется в зависимости от желания воспитателя и текущего педагогического процесса).
№ п.п |
Режимные моменты |
Выполняемые виды массажа |
Утро |
Массаж рук, пальчиковая гимнастика |
|
Утренняя гимнастика |
Массаж биологически активных зон «Наступили холода», «Снеговик», ходьба по массажным дорожкам. |
|
Время после завтрака |
Это время для массажа лучше не использовать. Энергетическая сила рук наиболее эффективна, когда желудок пуст. Во время пищеварения организм занят самим собой и мало способен к энергоконтакту. |
|
На занятиях, между занятиями, физкультминутки |
Взаимомассаж спины, самомассаж, массаж тела, массаж лица, массаж биологически активных зон, массаж от простуды. |
|
11осле занятий, перед прогулкой |
Массаж рук, массаж стоп, ходьба по массажной дорожке «Обезьянки» (руками и ногами). |
|
Па прогулке |
Массаж пальцев рук |
|
Возвращение с прогулки, перед обедом |
Массаж тела и спины, взаимомассаж. |
|
После сна |
Массаж стоп, ходьба по массажным дорожкам, массаж биологически активных зон, растирание тела массажной рукавичкой. |
|
|
Перед ужином После ужина |
Массаж рук |
Ходьба по массажным дорожкам, массаж с использованием самодельных массажеров (по желанию детей). |
Литература.
- М. К). Картушина «Быть здоровыми хотим». Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.
- М. 10. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Массаж биологически активных зон «Снеговик»
(для профилактики простудных заболеваний).
Педагог.
Раз - рука, два - рука. Вытянуть вперед одну руку, потом - другую.
Лепим мы снеговика.
Имитировать лепку снежков.
Три - четыре, три-четыре,
Погладить ладонями шею.
Нарисуем рот пошире,
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз. Кулачками рас тереть крылья носа.
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.
Семь и восемь, семь и восемь -
Мы плясать его попросим. Погладить колени ладошками.
Массаж биологически активных зон «Труба»
(для профилактики простудных заболеваний).
Педагог.
Ба-ба-ба –
Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам - 7 раз.
На крыше есть труба.
Бу-бу-бу –
Кулачками провести по крыльям носа - 7 раз.
Надо чистить трубу.
Бы-бы-бы -Растереть ладонями уши.
Валит дым из трубы.
Всех зовем па новоселье!
Начинается веселье.
Массаж лица «Пчела».
Педагог.
Ла-ла-ла -
Нa цветке сидит пчела.
Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам - 7 раз.
Ул-ул-ул -
Ветерок подул. Провести пальцами по щекам сверху вниз - 7 раз.
Ала-ала-ала -
Пчелка крыльями махала.
Кулачками энергично провести но крыльям носа - 7 раз.
Ила-ила-ила -
Пчелка мед носила.
Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.
Массаж спины «Дождь».
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения. Педагог.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник У лягушек. Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже Поглаживаиие спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
Дети поворачиваются на 180% и делают массаж еще раз.
Массаж биологически активных зон «Обезьяна Чи-чи-чи»
(Дети садятся по-турецки).
Обезьяна Чи-чи-чи
Продавала кирпичи.
Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию орла.
Подбежал тут к ней Зайчонок:
-Непродашьли кирпичонок?
Указательным и средним пальцами провести по крыльям носа.
-Нет!сказалаЧи-чи-чи.
Продаю я кирпичи.
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.
Знай, Зайчонок!
Нет слова «кирпичонок»!
(Детская песенка)
Раздвинуть указательный и средний пальцы, поставить их перед и за ухом и энергично растереть кожу около ушей.
Массаж спины «Паровоз».
Дети встают друг за другом «паровозиком». Педагог.
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!» Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Похлопывание ладошками.
- Так-так-так! Так-так-так!»
Дети «паровозиком» уезжают из зала.
Массажбиологическиактивных зон
«Наступили холода»
(для профилактики простудных заболеваний).
Педагог. Ехать в поезде тепло
Поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима,
Наступили холода.
Давайте сделаем массаж от простуды. Педагог.
Да-да-да -
Наступилихолода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да-да -
Превратилась в лед вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду -
Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Ду-ду-ду –
Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды -
На снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны - к середине лба.
Ди-ди-ди-Хлопки в ладоши.
Ну, заяц, погоди! Погрозить пальцем.
Массаж спины «Суп»
Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка. Чики-чики-чики-ща!
Вот капустка для борща. Похлопывают ладонями,
Покрошу картошки,
Свеколки, морковки, Постукивают ребрами ладоней.
Полголовки лучку Да зубок чесночку. Поколачивают кулачками.
Поглаживают ладонями.
Чики-чок, чики-чок — И готов борщичок.
(М, Богородицкая)
Массаж лица «Ежик»
(с проговариванием чистоговорки).
Хором.
Жа-жа-жа -
Мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу-жу-жу -
Подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.
Ужа-ужа-ужа -
Впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны - вместе.
Жок-жок-жок -
Надень, ежик, сапожок. Кулачками массировать крылья носа.
Массажбиологическиактивныхзон,
предотвращающийпростудныезаболевания.
Педагог.
Тили - тили - тили бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне Зайчишку, Носит
Зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.
Массаж тела «Лисонька».
Хором. Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Движения выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала -
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица - Лиса!
Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо - влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.
До чего же хороша!
Массаж рук «Рукавицы»
лисятам |
лисички лисенка |
Вяжет бабушка Лисица
Всем
Для лисички Оли,
Для лисенка Коли,
Для
Для
А для Катеныси-лисички
Ma-аленькие рукавички!
В рукавичках — да-да-да
Me замерзнем никогда!
Имитация вязания.
рукавицы:
Поочередное загибание
пальцев, начиная с большого,
Маши,
Саши,
заканчивая мизинцем.
Показываем, какие.
Растирание ладоней.
Хлопки руками.
Массаж ног «Курочки и петушок».
Педагог. Наседка нередко ругала цыплят: Поглаживание подъема ноги.
«Кончайте клеваться, кому говорят! Массаж щиколоток.
Кто много клюется, тот мало клюет, Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх.
Кто мало клюет, тот плохо растет,
Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.
Кто мало растет, тот болен и худ, Поглаживание ноги ладонями.
Кто худ и бессилен, того заклюют!» IПоглаживание коленок.
Педагог.
Массаж ступни и пальцев ног.
Пальчики на ножках,
Дети (босиком) массируют, «вращают» руками пальчики на ногах.
Как на ладошках.
Я их смело покручу
И шагать научу.
Разведу вперед-назад
Один палец тянуть рукой на себя, другой - от себя.
И сожму руками.
Здравствуйте,пальчики,
Сжимание ладонями пальцев ног.
Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики,
Игрушки заводные!
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать. Сжимать и разжимать кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем.
Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.
Песню осеннюю
Маме споем.
Упражнение на релаксацию
Педагог.
Раз, два, три, четыре, пять!
Прикасаться поочередно подушечками пальцев друг к другу, начиная с большого.
Все умеем мы считать.
Сжимать и разжимать пальцы.
Отдыхать умеем тоже —
Покачать расслабленными руками.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
Спрятать руки за спину, голова поднята, спокойное дыхание через нос.