a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Природа в познавательно-речевом и эстетическом развитии ребенка. (Консультация для родителей)

Опубликовано: 2015-09-04 21:42:41

Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источ­ники формирования детского ощущений, восприятий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не вес способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков кра­сок неба, воды, листьев ... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. По малыш много не за­мечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощуще­ния, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть че­рез ручеек, так как пет опыта, нет умения оцепить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, крапива «кусается», а репейник «пристает» ...

В этом сложном познание мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказы­вайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой далекое, холодное, а летом - жаркое), а луна -не всегда круглая. Малыш усваивает эти знания через не посредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помо­щью.

В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринима­ет их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объектив­ной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задача роди­телей - помочь малышу обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе), которое формируется благодаря возможности усваи­вать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной куль­туры в образе их жизни и отношении к окружающему миру.

Ребенок как доказали ученые, уже в самом раннем возрасте копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучат» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Зна­чит и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шел­ковистой травой, прозрачной и сверкающей речкой, нежным цветком и т.п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.

И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, по и соуча­стником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, па реке, в поле, он вырастает бездумным, жестоким. Рели мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть па солнце, малыш получаст «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что ли­шенное воды и питания растение, как все живое страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведение реакции в тех же ситуациях.

Повторим: только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, на­слаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т.п. Эти истины ребенок усваивает в ранним детстве не только не только че­рез слово, но, главным образом, через поступки взрослых. Они «открывают» малютке духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Приведем пример.

Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его руку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не бу­дем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встре­тит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головой: «Здравствуй, Сашенька!» И нам будет грустно».

Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство -чувство любви к живому. Или, стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ла­доши. Мама читает стихи:

У красы-березки

Платье серебрится,

У красы березки

Зелены косицы.

Затем мама показывает «рожки», как бы бодаст березку:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.

Защитить березку

Выбежим гурьбою,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят ее белый ствол.

Такие сценки и словом, и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.

Каким еще приемом можно пользоваться взрослым, побуждая в ребен­ке эстетические и этические чувства к природе?

  • Дать возможность полнее воспринять природный объект, отме­тить цвет, запах, форму цветка, ветки, листочки и т.п.
  • Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объ­екту.
  • Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя ее человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, ска-зать:»Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково гладишь!»»
  • Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхища­ясь ее красотой.
  • Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращать­ся к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик-побегайчик и т.д.
  • Вводишь элементы игры, побуждая малыша и игровому взаимо­действию с природными объектами (например, покажи, как ка­чаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.)
  • В присутствии малыша не допускать не благовидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя» и т.п.

Природа- это бесконечный источник эмоциональных состояний, не­угасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается не­обыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые прогулки в нес, на луг, ... Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Взрослый открывает ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сво­дить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению.

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопрово­ждать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д.

Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. 11ри умелом руко­водстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает многообразие оттенков зеленого цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения. Взрослый обращает внимание ребенка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла елочка. Обраща­ет внимание па луг- желтый, белый или голубой от распустившихся па нем цветов.

Развивая сенсорную культуру, родителем следует правильно соотно­сить чувственный со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Это взаимодействие первой (восприятие предмета зрением, слухом, осязанием и пр.) и второй (обозначение видимого словом) сигнальных систем способствует образованию обобщений, понятий. Это важно. Психологи отмечают: любая содержательная деятельность детей включая как более простые познавательные процессы - сенсорные, так и бо­лее сложные - мыслительные. Успешное овладение этой или иной деятель­ностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.

Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны но­сить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним.

Очень важно, чтобы речь взрослого не только отражала свойства при­родного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающе­му при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с при­родой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (по­считать количество листочков, определить форму цветка, отмстить его цвет), забывая о развитии эстетического восприятия.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выде­лить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный се­зонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, от­тенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить от­тенки желтого цвета; зимой - рассмотреть строение ветвей деревьев, заме­тить различные свойства снега и пр.

В любое время года находите материал в природе для сенсорного, ум­ственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою спо­собность тонко чувствовать природу.

Оставить комментарий: