Природа в познавательно-речевом и эстетическом развитии ребенка. (Консультация для родителей)
Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детского ощущений, восприятий и представлений.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не вес способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев ... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребенка. По малыш много не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как пет опыта, нет умения оцепить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, крапива «кусается», а репейник «пристает» ...
В этом сложном познание мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой далекое, холодное, а летом - жаркое), а луна -не всегда круглая. Малыш усваивает эти знания через не посредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задача родителей - помочь малышу обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе), которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры в образе их жизни и отношении к окружающему миру.
Ребенок как доказали ученые, уже в самом раннем возрасте копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучат» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травой, прозрачной и сверкающей речкой, нежным цветком и т.п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, по и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, па реке, в поле, он вырастает бездумным, жестоким. Рели мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть па солнце, малыш получаст «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как все живое страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведение реакции в тех же ситуациях.
Повторим: только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т.п. Эти истины ребенок усваивает в ранним детстве не только не только через слово, но, главным образом, через поступки взрослых. Они «открывают» малютке духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Приведем пример.
Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его руку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головой: «Здравствуй, Сашенька!» И нам будет грустно».
Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство -чувство любви к живому. Или, стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладоши. Мама читает стихи:
У красы-березки
Платье серебрится,
У красы березки
Зелены косицы.
Затем мама показывает «рожки», как бы бодаст березку:
Со двора к березке
Выбежали козы,
Стали гнуть березку,
А березка в слезы.
Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.
Защитить березку
Выбежим гурьбою,
Чтоб росла березка,
Выросла большой!
Потом кланяются березке, гладят ее белый ствол.
Такие сценки и словом, и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.
Каким еще приемом можно пользоваться взрослым, побуждая в ребенке эстетические и этические чувства к природе?
- Дать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму цветка, ветки, листочки и т.п.
- Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
- Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя ее человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, ска-зать:»Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково гладишь!»»
- Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
- Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик-побегайчик и т.д.
- Вводишь элементы игры, побуждая малыша и игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.)
- В присутствии малыша не допускать не благовидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя» и т.п.
Природа- это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые прогулки в нес, на луг, ... Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Взрослый открывает ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению.
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д.
Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. 11ри умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает многообразие оттенков зеленого цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения. Взрослый обращает внимание ребенка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла елочка. Обращает внимание па луг- желтый, белый или голубой от распустившихся па нем цветов.
Развивая сенсорную культуру, родителем следует правильно соотносить чувственный со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Это взаимодействие первой (восприятие предмета зрением, слухом, осязанием и пр.) и второй (обозначение видимого словом) сигнальных систем способствует образованию обобщений, понятий. Это важно. Психологи отмечают: любая содержательная деятельность детей включая как более простые познавательные процессы - сенсорные, так и более сложные - мыслительные. Успешное овладение этой или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним.
Очень важно, чтобы речь взрослого не только отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отмстить его цвет), забывая о развитии эстетического восприятия.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей.
Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой - рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.
В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.