a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

программа кружковой работы "В гостях у Светофорчика"

Автор: Булочкина Галина Ивановна Опубликовано: 2015-09-06 14:48:17

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 «Елочка» Программа кружковой работы по ПДД «В гостях у Светофорчика» Разработчик: Булочкина Г. И. Пояснительная записка. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка научиться правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих людей и машин. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском обязанность взрослых. К сожалению, зачастую причиной дорожно- транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых мал еньких пешеходов и пассажиров детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде. Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно- транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Цель систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения. Основные задачи: Общеобразовательные: Познакомить детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов. Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «светофор» и их назначении. Воспитательные: Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения; Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя. Развивающие: Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения Методы и приёмы 1. Беседы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. 2. Чтение художественной литературы, прослушивание в записи музыкальных произведений. 3. Рассматривание иллюстраций, плакатов. 4. Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций. 5. Проведение выставок рисунков и поделок. 5. Целевые прогулки с наблюдениями по теме. 6. Инсценировки. 7. Досуги, развлечения. 8. Дидактические игры и упражнения, игры с использованием интерактивной доски. 9. П росмотр видеоматериалов. Организация занятий кружка: Программа рассчитана на два год а. Предполагается две подгруппы по 10- 13 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью по 15 минут – во втор ой младшей группе, по 20 минут- в средней группе. Формы организации детей: групповая, индивидуальная. Материально- техническое оснащение: - плакаты серии «Основы безопасности жизнедеятельности», а трибуты дорожно- постовой службы: жезлы, каски, знаки; - Транспорт различного функционального назначения( грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д. ) ; - Светофоры, фигурки людей( пешеходов, водителей) ; - Плакаты; сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; - Атрибуты для сюжетно- ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов( жезл, свисток, фуражка и др. ) ; - Дорожные знаки; - Дидактические игры: «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Теремок», «Угадай, какой знак», «Виды перекрёстков», «Улица города», «Запрещается- разрешается», «Собери светофор», «О чём говорят знаки? », «Где спрятался знак? » и др. - Интерактивная доска, телевизор, магнитофон. Ожидаемые результаты: 1. Расширить представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. 2. Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно- транспортной среде. 3. Развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их. 4. Повысить активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. 5. Развить интегративные качества: « любознательный, активный» через заинтересованность новым, неизвестным в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения; «способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте. Календарно – тематическое планирование для детей от 3 до 4 лет № занятия Тема занятия цель 1 Кукла Маша едет в гости Дать детям значение слов: машина, шофер; учить называть составные части машины: руль, колеса; развивать восприятие у детей предметов красного и зеленого цвета. 2 Знакомство с улицей Уточнить представления детей об улице; закрепить знания о видах транспорта; знакомить с правилами поведения на улице; развивать речь дошкольников. 3 Светофор Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить значение его световых сигналов и учить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора. 4 Что такое пешеходный переход Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; формировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. 5 Как правильно переходить улицу Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге. 6 Легковой и грузовой транспорт Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт 7 Что такое трамвай Познакомить с особенностями такого транспорта, как трамвай; учить отличать его от других; продолжать работу по закреплению знаний о транспорте. 8 Осторожно- дорога Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода. 9 На чем ездят люди Закрепить знания о том, что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на легковых машинах ездят люди, дать понятие, что по широкой дороге ездят еще и автобусы, которые могут перевозить много людей. 10 Красный, зеленый. Закреплять у детей умение различать цвета( красный, зеленый) . Развивать умение ориентироваться в пространстве. 11 Едем в автобусе Знакомить с транспортным средством: автобус. Уточнять представления о некоторых транспортных средствах. Развивать мышление. Воспитывать у детей умение слушать и воспроизводить рассказ педагога. 12 Дорожные ситуации Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара. 13 Для пешеходов Закрепить у детей знание о том, что для транспорта существует большая дорога, а для пешеходов- тротуар. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать дисциплинированность. 14 Узкая и широкая дороги на улице Дать понятие, что на улице есть дороги широкие, по которым ездят машины, и узкие, по которым ходят дети с папами и мамами; продолжать работу по закреплению умений воспринимать красный и зеленый цвета. 15 Где можно и где нельзя играть. Дать представления детям об опасных и безо пасных местах для игр во дворе. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность. 16 Собери автомобиль Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость. 17 Все работы хороши – выбирай на вкус Знакомить детей с профессией водителя. Развивать речь. Воспитывать уважение к труду взрослых. 18 Что такое гараж Давать представление о гараже, его строении и функциональном назначении. Развивать наблюдательность. 19 Гараж Обучать детей умению создавать из строительного материала конструкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания. 20 Труд водителя Знакомить детей с трудом водителя, показать его общественную значимость. Закреплять знания детей о грузовом, легковом и пассажирском транспорте. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых. 21 Друг на дороге Знакомить детей с элементарными правилами ДД; познакомить детей со светофором; рассказать о назначении его цветов и светофора в целом, дать детям представления о пространственных отношениях вверху, внизу 22 Осторожно гололед! Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, рассказать о невозможности вовремя на ней затормозить. 23 К кому можно обратиться, если ты потерялся Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, продавцу; развивать внимание, память, осторожность. 24 Узнай и назови Закреплять у детей знания о различных видах транспорта. 25 Осторожно- дорога Закрепить знания детей о транспорте; продолжать учить элементарным правилам поведения на улице. 26 Дорога для автомобиля Учить детей регулировать силу нажима карандаша. Закреплять представление о том, что машины ездят по широкой дороге. Воспитывать отзывчивость. 27 Моя улица Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие. 28 Зажги свой огонек Закреплять у детей знания о светофоре, сигналах, их назначении 29 Влиятельная палочка Дать начальное представление о работе милиционера- регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; воспитывать умение быть вежливым, внимательным. 30 Отгадай- ка Обучать детей находить отгадку по описанию. Закреплять представления о грузовых, легковых машинах, автобусе, светофоре. Развивать слуховое восприятие. 31 Поезд и железная дорога Познакомить детей с таким видом общественного транспорта, как поезд; дать понятие детям, что поезд идет по рельсам; знакомить с профессией машиниста. 32 Мы- пассажиры Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте 33 Разрешено и запрещено Закреплять знания детей о правилах поведения на дороге и улице, используя сюжетные картинки 34 Сложи машину Обучать детей складывать предметы из геометрических фигур 35 Мой адрес Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его местожительство; расширять кругозор; развивать осторожность, внимание, память. 36 Итоговое Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения Календарно – тематическое планирование для детей от 4 до 5 лет № занятия Тема занятия цель 1 Диагностика Оценить знания и представления детей по данной теме на начальном этапе. 2 «Зачем нужно знать и точно соблюдать ПДД» Познакомить детей с основными правилами уличного движения; объяснить как опасно нарушать их. 3 «Улица. Дорога. Светофор» Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре. Продолжать учить детей узнавать и называть транспортные средства.  Называть основные части грузовой машины: кабина, кузов, окно, колеса, их назначение и назначение грузового транспорта.  Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; задавать вопросы и отвечать на них. Закреплять умение складывать целое из частей. Закреплять знание геометрических фигур, основных цветов. 4 «Помощники на дороге». Закреплять знания о работе светофора. Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети». 5 «Если на улице нет светофора». Знакомство детей с правилами переходы через дорогу, где нет светофора. Закрепить правила поведения пешехода на улице. Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки. 6 «Торопышка, не спеши». Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать поня тия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая ч асть, тротуар. Учить детей обра щать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себя на улице 7 «Наша улица» Расширить представление детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся различные учреждения. Дать представление о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним. Закреплять названия транспортных средств. Закреплять знание основных цветов. Упражнять в сравнении машин по размеру. 8 «Правила поведения на улице». Сформировать элементарные правила поведения на улице.   Закрепить значения слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Воспитывать наблюдательность, осторожность. 9 «Какой бывает транспорт». Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения, используя мультимедийную игру, художественное слово. Расширять кругозор детей. Развивать у детей смекалку и сообразительность. Воспитывать внимание, терпение. 10 «Бегут машины в ряд» Познакомить детей с 2- х сторонним и односто ронним движением. Познакомить с некоторыми дорожными з наками. Закрепить у детей назва ния городско го транспорта( автобус, троллейбус, легковой автомобиль) 11 «Профессия – водитель» Дать детям представления о профессии водителя. Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначения в жизни человека. Расширять знания о видах общественного транспорта. 12 «Железнодорожный транспорт». Ф ормировать у детей представление о железнодорожном транспорте, познакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. 13 «Когда мы пассажиры». С формировать у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления. Развить умение оценивать действия пешеходов и пассажиров как правильные- безопасные и неправильные – опасные. Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. З акрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать вежливое отношение друг к другу. 14 «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов». Дать начальное представление о работе регулировщика. Закрепить знание сигналов светофора. Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать уважительное отношение к работникам полиции. 15 «Что такое   пешеходный переход». Уточнять знания дошкольников о понятиях: «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару. Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход». Воспитывать внимание, терпение. 16 «Что такое перекрёсток» Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрёстком. Знакомить с особенностями движения транспорта на перекрёстке. 17 «Как правильно переходить улицу». Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта. Закреплять практические навыки поведения при переходе улицы. Учить применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, память, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям, коллективизм. 18 « Дорожные знаки». Расширять знания детей о дорожных знаках. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге. Формировать навыки осторожного поведения на улице. 19 «Знаки сервиса». Совершенствовать знания « дорожной грамоты». Дать представление о знаках се рвиса: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт медицинской помощи». Учить изображать знаки сервиса. 20 «Мы переходим улицу» Знакомить с понятием «островок безопасности» и его функциями. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов 21 «О чем разговаривает улица». Закрепить знания детей о светофоре. Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении. Развивать наблюдательность, зрительную память. Развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать полным ответом. 22 « Игры во дворе». Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе. Научить их необходимым мерам предосторожности. Формировать навыки осторожного поведения на улице. 23 «Путешествие по городу» Закреплять знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси; закреплять правила поведения в общественном транспорте 24 «  КВН “Знатоки дорожных правил». Закрепить знания об опасностях, которые ждут на улице. Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения. Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. Воспитывать внимание, сосредоточенность.      25 «Дорожные ловушки». Обобщить знания детей по теме. Закрепить понятия «опасные и безопасные ситуации», помочь детям хорошо запомнить основные моменты, опасные для жизни и здоровья, самостоятельно делая выводы о последствиях невнимательного отношения. Воспитывать внимание, терпение. 26 «Бульвар дорожных знаков». Продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки. Обрат ить особое внимание детей на пе шеходную разметку «зебра». 27 «Мы на улице» Закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного дв ижения в различных практических ситуациях. 28 «Мой дом- моя улица». Закрепить правила дорожного движения. Закрепить обозначение дорожных знаков; сигналов светофора. Закрепить правила пользования общественным транспортом. Развивать творческие способности. Стимулировать умственную деятельность. Довести до сознания детей необходимость соблюдения правил дорожного движения. 29 « Мой микрорайон». Формировать представления о безопасно м пути от дома к детскому саду. Закреплять представления о назначении дорожных знаков и « островка безопасности». Учить ориентироваться на макете микрорайона. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов. 30 Осторожно зимняя дорога». Знакомить с особенностями перед вижения машин по зимней дороге. Закрепить представления о назначении дорожных знак ов и « островка безопасности». Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов. 31 «Кто самый грамотный пешеход». Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге. 32 « Это должен каждый знать обязательно на «пять». Уточнить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге. Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора. Воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах, воспитывать аккуратность во время аппликации при работе с клеем. Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте. 33 «Юный пешеход» Учить детей различать дорожные знаки; развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. 34 «Катание на велосипеде( самокате, роликах) ». Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, с амокате, роликовых конька. Научить детей правильно му поведению в таких ситуациях. Воспитывать внимание, сосредоточенность. 35 «Путешествие в страну Безопасности». Расширение знаний детей об улицах города; закрепление навыков поведения в транспорте; закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, их значениях; формирование у детей наблюдательности, осторожности на дороге. 36 «Развлечение «В стране дорожных знаков" . Формирование у детей осознанного отношения к правилам дорожного   движения. Диагностика Оценить знания и представления по теме с сентября по май. мониторинг знаний дошкольников по правилам дорожного движения Младший дошкольный возраст 1. Что такое улица? 2. На какие части делится улица( проезжая часть- тротуар) ? 4. 3. Какие названия улиц вы знаете? 5. Что помогает пешеходам перейти проезжую часть? 6. Назови цвета светофора? 7. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? 8. Покажи грузовую и легковую машины? 9. Назови части автомобиля? 10. Кто управляет автомобилем? Средний дошкольный возраст 1. Что такое дорога? 2. Где расположен тротуар? Почему люди могут ходить только по тротуару? 3. Где люди должны переходить улицу? 4. Когда можно переходить улицу? 5. Какие сигналы есть у светофора? Что они обозначают? 6. Почему нельзя играть на дороге? 7. Какие виды транспорта вы знаете? 8. Какие дорожные знаки ты знаешь, назови и покажи их? 9. Назови правила поведения в общественном транспорте? 10. Что такое «островок безопасности», «зебра»? 11. Какие иды транспорта ты знаешь? 12. Из каких частей состоит автомобиль? Список использованной литературы: 1. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007. 2. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. 3. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. 4. Извекова Н. А. , Медведева А. Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. : Т Ц Сфера, 2007. 5. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. 6. Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. - М. , 2006. 7. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет. - М. , 2005. 8. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М. , 2005. 9. Маркин Н. И. Денисов М. Н. Безопасность на дорогах. Учеб. м етод. Комплект. - М. , 2006. 10. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. , 2005. 11. Светличная Л. В. Праздники без проблем: сценарии для детского сада. - М. , 2006. 12. Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга/ С ост. Т. Ф. Саулина. - М. , 1989. 13. Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко. - М. , 1991. 14. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992. 15. Васильева И. Учим правила безопасности. – М. : Дошкольное воспитание, №2, 1980. 16. Миронова С. О. О профилактике дорожно- транспортного травматизма. - М. : Дошкольное воспитание, №2, 1983. 17. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. – М. : Просвещение, 1995. 18. Фролова Г. А. Физминутки. – М. : Карапуз, 2003. 19. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2001. 20. Медведева А. Ф. , Полякова Л. Б. Правила дорожных движений для дошкольника. – М. : Творческий центр, 2006.

Оставить комментарий: