a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Адаптация

Опубликовано: 2015-09-06 15:08:19

Документы для скачивания

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться. Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка: - Тревога, связанная со сменой обстановки( ребёнок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима( ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ) . - Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. - Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. - Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду. - Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутом ляться и вследствие этого — нервничать, плакать, капризни чать. - Личное неприятие воспитате ля или воспитателей. Такое явле ние не следует рассматрива ть как обязательное, но оно воз можно. Способы уменьшить стресс ребёнка Несложные действия способ ны уменьшить тревожность и поло жительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным усло виям. Так, рекомендуется приучать р ебенка к детскому саду постепен но. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного уч реждения. Необходимо заранее со здавать дома для ребенка режим дня( сон, игры и прием пищи) , соот ветствующий режиму ДОУ. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По про шествии 2—3 недель( данный период индивидуален для каждого ребенка) , учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спраши вать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на по ложительных моментах, так как родители та кими короткими замечани ями способны сформировать у них позитивное отношение к дошколь ному учреждению. Если малыш плачет, стоит взят ь его на руки, успокоить — веро ятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условить ся, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром. Типичные ошибки родителей В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился. Желательно дать ребенку пару д ней отдыха, если он категоричес ки отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша. Родители, отдавая сына или до чь в дошкольное учреждение, час то сталкиваются с трудностями. Р ассмотрим типичные ошибки и спо собы их предотвращения. В первую очередь, это неготов ность родителей к негативной ре акции ребенка на дошкольное учр еждение. Родители бывают напута ны плаксивостью ребенка, растерянн ы, ведь дома он охотно соглашал ся идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представит ь себе полную картину, что плак сивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может про й ти сама собой. Частой ошибкой родителей яв ляется обвинение и наказание ре бенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, ч то нужно малышу, — это адаптиро ваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период. В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2—3 месяца. Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обес покоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли" мамы" и" папы" . П режде всего, им нужно успокоить ся. Дети моментально чувствуют, к огда родители волнуются, это со стояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым усло в иям жизни. Стоит избегать разго воров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувству ют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу. Пониженное внимание к ре бенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облег ченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборо т, как можно больше времени про водить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом. Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по- разному. Но при выкание к дошкольному учреждени ю — это также и тест для родите лей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое дет ский сад, зачем он нужен и поче му мама хочет его туда повести( там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться дела ми семьи) . • Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем. • С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад. • Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь. • Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки. • Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно з аявлять о своих пот ребностях. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из- за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним. • Поиграйте с ребенком дома в игру" Детский сад" , Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возник нуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, кот орые помогут ему на них реагиро вать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив- вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый, • Важное средство общения в дошкольном учреждении- это детские игру шки. Чтобы часть семейной атмос феры была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делитьс я ими с други ми детьми. Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в де тском саду. Несколько раз проде лайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться. • Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необ ходимыми навыками самообслужива ния, речью, умеет заявлять о своих потребностях • Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Инт ересуйтесь, с кем ваш малыш дру жит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в ж изни малыша, радуйтесь его успе хам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско- родительских взаимоотношений. • Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателем решайте без агрессии и не в присутствии ребен ка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работ ы дошкольного учреждения при ре бенке. Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома. Адаптация ребенка в ДОУ Адаптация малыша к детскому саду Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей- потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным? Давайте знакомиться! Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад- место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка. Что нужно делать родителям еще до поступления ребенка в детский сад? 1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. 2. Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе. 3. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду( новые товарищи, много игрушек и т. д. ) . Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Не в коем случае не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание. 4. Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети Ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми. 5. Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания. 6. Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. 7. Повысить роль закаливающих мероприятий. 8. Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет. 9. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Психологическая подготовка Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребенка морально- рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться- не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах. Еще один совет- до начала посещения садика приобщать ребенка к совместным играм, побольше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же, почаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое- то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений. К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно- обычно детей приводят к 8- 9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час- с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2- 3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после" Спокойной ночи, малыши! " , в 21. 00. К этому времени ребенок" созреет" и быстро уснет. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2- 3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие- около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее( при нормальном состоянии малыша) около недели- сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать" разгрузочные от садика" дни- один- два дня в неделю оставаться с ним дома. " Детсадовская" еда Отдельная тема- еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей- в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т. д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду- вина отчасти их родителей, которые" приучили" их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой- приучайте детей к обычной и здоровой еде- супам, кашам, салатам и т. д. - и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребенка кушать- это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям. Есть еще одно важное обстоятельство, про которое нельзя забывать- один ребенок чувствует себя в садике как рыба в воде, для другого же тот же сад превращается в" комнату ужасов" , а все из- за индивидуальных особенностей. Адаптация: легкая, тяжелая и средняя Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо- резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет- ( в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад) . Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, - подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик. Даже при последнем раскладе необходимо тщательно следить за состоянием малыша, чтобы позже, когда придет время идти в школу, не было подобных проблем. Второй тип адаптации- легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно( это происходит приблизительно в течение месяца) , ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации" срывы" все же возможны. И последний тип адаптации- средняя, когда малыш более- менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически" всплакнуть" , но ненадолго. В среднем, этот период длится до двух- трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать. Вне зависимости от типа ребенка, в первое время вероятность подхватить вирус очень высока, особенно на 4- 10 день пребывания в детском саду. Поэтому рекомендуется в этот промежуток времени воздержаться от походов в садик.

Оставить комментарий: