Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике базового уровня составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (М., 2004) и на основе «Примерной программы по математике для начальных классов»
На изучение отводится 4 часа в неделю. Таким образом, всего 136 часов.
Цели обучения
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
- Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения математики ученик должен
Знать/уметь
названия и последовательность чисел 1000;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- правила о порядке выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них).
- Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных ш трехзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1—3 действия;
- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
Курс обеспечен:
♦ Учебником М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова «Математика». 1-4. Просвещение. 2009 г. в двух частях.
♦ Рабочие тетради на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волкова «Тетрадь по математике №1, 2». 1-4. 2009 г.
♦ Рабочая тетрадь на печатной основе Л.Г.Моршнева «Математика. Проверочные работы». Саратов, Лицей. 2009 г.
- С.И.Волкова «Проверочные работы». Просвещение. 2009 г.
Тематический план базового курса «Математика» в 3 классе
№ п/п |
Раздел программы 3 класс |
Всего часов 136 ч |
Содержание |
Контрольные работы |
Требования к уровню подготовки уч- ся |
1 |
Числа и вычисления |
7 |
Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 100. Классы и разряды. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Арифметические действия с числами. Сложение и вычитание. |
Входная контрольная работа. |
Знать/понимать последовательность чисел 100; таблицу сложения однозначных чисел; Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; пользоваться изученной математической терминологией; |
2 |
Пространственные отношения геометрических фигур |
59 |
Пространственные отношения. Сравнение предметов по размерам. Сложение и вычитание. Приемы вычислений. Отношения «больше на...», «меньше на...». Умножение и деление. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Числа однозначные, двузначные. Переместительное свойство сложения и умножения. Умение решать задачи на нахождение массы. Числовые выражения. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Распознавание и изображение геометрических фигур: треугольника, прямоугольника, квадрата. |
Тематическая контрольная работа-3. Самостоятельная работа. Тестирование. |
Уметь чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; выполнять самостоятельные и контрольные работы; пользоваться изученной математической терминологией; решать текстовые задачи арифметическим способом; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них); проверять правильность выполненных вычислений; Знать/понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; |
3 |
Величины. |
9 |
Единицы измерения времени, массы. Грамм. Геометрические фигуры. Умножение и деление. Умножение и деление на 1. Умножение на 0. |
Контрольная работа. |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для определения времени по часам; выполнять вычисления с 0; решать текстовые задачи арифметическим способом; проверять правильность выполненных вычислений; решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.); оценки величины предметов на глаз; Знать/понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; |
4 |
Числа и вычисления. Целые неотрицательные числа. |
61 |
Умножение и деление. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение и деление двузначного числа на однозначное. Деление суммы на число. Взаимосвязь между компонентами и результатами деления и умножения. Способы проверки правильности вычислений. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Устные и письменные вычисления с числами больше 100. |
Контрольная работа - 4.
Итоговая контрольная работа. |
Уметь пользоваться изученной математической терминологией; решать текстовые задачи арифметическим способом; проверять правильность выполненных вычислений; Знать/понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число); |
№ |
Тема урока |
количество часов
|
Домашнее задание |
Дата проведения
|
||
План |
Факт
|
|||||
Числа и вычисления (7 часов)
|
||||||
1 |
Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 100 |
1 |
№5, с. 4 задание на смекалку* с. 4 |
|
||
2 |
Сложение и вычитание |
1 |
№7, с. 5, задание на смекалку с. 5 |
|
||
3 |
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых |
1 |
№6, с. 6, задание на смекалку с. 6 |
|
||
4 |
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых |
1 |
№6, с. 7 |
|
||
5 |
Название компонентов и результата сложения и вычитания |
1 |
№9, с.8, задание на смекалку с. 8 |
|
||
6-7 |
Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания
|
2 |
№5, с. 9 |
|
||
Пространственные отношения геометрических фигур |
||||||
8 |
Обозначение геометрических фигур буквами. Распознавание геометрических фигур |
1 |
№5, с.10, Задание на смекалку с. 9 |
|
||
9 |
Закрепление. Сложение и вычитание |
1 |
№9, с.11 № 10* с. 11 |
|
||
10-11 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». Работа над ошибками (или входная) |
2 |
|
|
||
12 |
Умножение и деление |
1 |
№6, с. 16 |
|
||
13 |
Конкретный смысл и названия действий |
1 |
№7, с. 17; №8* с. 17 |
|
||
14 |
Числа однозначные, двузначные... |
1 |
№5, с. 18, № 6* с. 18 |
|
||
15 |
Переместительное свойство умножения |
1 |
№8,с.19 №6* с.19 |
|
||
16 |
Зависимости между величинами, характеризующими процессы купли, продажи. |
1 |
№7, с.20, №5, с.20 |
|
||
17 |
Решение задач на нахождение массы (масса одного пакета...) процесс купли-продажи |
1 |
№ 6, с. 21, головоломка с. 21 |
|
||
18-19 |
Порядок выполнения действий в числовых выражениях |
2 |
№7, с. 23, № 6*, с. 23 |
|
||
20 |
Решение задач на зависимость между величинами |
1 |
№5, с. 24, №6*, с. 24 |
|
||
21 |
Закрепление. Порядок выполнения арифметических действий |
1 |
№4, с. 25, зад. с. 25 |
|
||
22 |
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания, умножения, деления) |
1 |
№7, с. 26, зад. с. 26 |
|
||
23-24 |
Контр. работа по теме «Умножение и деление» Анализ и работа над ошибками |
1
|
|
|
||
25 |
Таблица умножения однозначны чисел; соответствующие случаи деления |
1
|
№13, с.27, зад. с. 27 |
|
||
26 |
Таблица умножения на 4 |
|
№19, с. 28, № 20*, с. 28 |
|
||
27 |
Нахождение числа, которое в несколько раз больше данного |
1 |
№5, с.30, зад. с. 30 |
|
||
28
29 |
Решение задач арифметическим способом Задачи на уменьшение числа в несколько раз |
1
1 |
№6, с. 2932, №3*, с. 33 № 6, с 35, № 5. С.35 |
|
||
30 |
Решение текстовых задач арифметическим способом |
1 |
|
|
||
31 |
Контр. работа «Решение текстовых задач арифметическим способом |
1 № 3 |
|
|
||
32 |
Анализ контр. работы и работа над ошибками. Умножение 5 на 5 |
1 |
№5, с. 36, задание, с. 36 |
|
||
33-34 |
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного |
2 |
№ 4 (2, 3-я строки),с. 37 |
|
||
35 |
Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом |
1 |
№5, с. 38, №4*, с.38 |
|
||
36 |
Умножение 6 на 6 |
1 |
№ 2 (3-я строка), с. 40, №7, с. 40 |
|
||
37 |
Случаи деления |
1 |
№5(4, 5 строки)с.41 |
|
||
38 |
Решение текстовых задач арифметическим способом |
1 |
№6, с. 42 |
|
||
39 |
Решение текстовых задач арифметическим способом |
1 |
|
|
||
40-42 |
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение и деление |
3 |
№6 с.43, №6с.44 №7 с. 45, №15,с.46 №21с.47 |
|
||
43-44 |
Контрольная работа «Умножение и деление». Работа над ошибками |
2 №4 |
|
|
||
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
|
||||||
45 |
Площадь. Единицы площади |
1 |
№5, с. 51 |
|
||
46 |
Квадратный сантиметр. Единицы площади |
1 |
№8, с. 53, задание на смекалку, с. 53 |
|
||
47 |
Площадь прямоугольника. Единицы площади |
1 |
№8, с. 55 |
|
||
48 |
Таблица умножения. Умножение на 8 |
1 |
№6, с. 56, головоломка*, с. 56 |
|
||
49-50 |
Таблица умножения. Умножение на 6, 7,8 |
2 |
№5, с. 57, задание*, с. 57 |
|
||
51 |
Таблица умножения. Умножение на 9 |
1 |
№6 с. 59, задание*, с. 59 |
|
||
52 |
Единицы площади – кв. дм |
1 |
№7(2, 3-я строки)с. 61,задачас. 61 |
|
||
53 |
Решение текстовых задач арифметическим способом |
1 |
№5, с. 62 |
|
||
54 |
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления |
1 |
№3, с. 63 |
|
||
55 |
Квадратный метр. Единицы измерения |
1 |
№4 (2,3-я строки) с. 65, зад. с. 65 |
|
||
56 |
Решение текстовых задач арифм. способом |
1 |
№7, с. 66 |
|
||
57 |
Закрепление. Решение задач в два действия арифметическим способом |
1 |
№8, с. 67, №7* с. 67 |
|
||
58-59 |
Контрольная работа «Умножение и деление». Работа над ошибками. |
2 № 5 |
№16,с. 68, №20*, с. 69 |
|
||
60 |
Умножение числа на 1 |
1 |
№7, с. 72 |
|
||
61 |
Умножение на 0 |
1 |
№6, с. '73, головоломка*, с. 73 |
|
||
62 |
Деление числа на это же число |
1 |
№5 (2,3-я строки),с. 74, №4 с. 74 |
|
||
63 |
Арифметические действия с нулем. Невозможность деления на нуль. |
1 |
№6, (2-я строка) с. 74, №4 с. 74 |
|
||
64 |
Умножение на 1, на 0 |
1 |
№7, с. 77, зад. с. 77 |
|
||
65-66 |
Контрольная работа «Геометрические фигуры».Работа над ошибками. |
2 № 6 |
|
|
||
66 |
Доли |
1 |
№5 с. 81 |
|
||
67-68 |
Распознавание геом. фигур. Круг. Окружность |
2 |
№5 (2,3-я строки), с.83,задачас. 83 |
|
||
69 |
Измерение геометрических фигур. Диаметр (окружность круга) |
1 |
№5 (3-я строка), с. 84, №6* с. 85 |
|
||
70 |
Числовые выражения, содержащие 1-4 действия |
1 |
|
|
||
Числа и вычисления. Целые неотрицательные числа
|
||||||
71 |
Умножение и деление. Умножение двузначного числа на однозначное |
1 |
№4. с. 4, головоломка*, с. 4 |
|
||
72 |
Умножение двузначного числа на однозначное |
1 |
№8, с. 5. №6*. с. 5 |
|
||
73 |
Умножение суммы на число и числа на сумму |
1 |
№2, ребусы, с. 6: №7, с. 7 |
|
||
74-75 |
Умножение двузначных чисел на число |
2 |
№5. с. 8, цепочка*, с. 8 |
|
||
76 |
Умножение двузначного числа на однозначное |
1 |
№6, с 9. №5*. с. 9 |
|
||
77 |
Решение задач арифметическим способом |
1 |
№8, с. 10, задача на смекалку*, с. 10 |
|
||
78 |
Нахождение значения выражения |
1 |
№4 с. 11 лабиринт, с. 11 |
|
||
79-80 |
Деление суммы на число |
2 |
№.4, с. 13, головоломка*, с. 13 |
|
||
81 |
Деление двузначного числа на однозначное |
1 |
№6, с. 14 |
|
||
82 |
Взаимосвязь между компонентами и результатом деления |
1 |
№3, с. 15, №4, с. 16 |
|
||
83 |
Способы проверки правильности вычислений
|
1 |
№7, с. 17, № 6*. с. 17 |
|
||
84 |
Способы проверки правильности вычислений
|
1 |
№5, с. 18 |
|
||
85-86 |
Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения |
2 |
№6, с. 19, №7*, с. 19 |
|
||
87 |
Способы проверки правильности вычислений |
1 |
№8, с. 20 |
|
||
88-89 |
Контрольная работа по теме «Способы проверки правильности вычислений» |
2 №7 |
№9, с. 21, № 12*, с. 23 |
|
||
90 |
Деление с остатком |
1 |
№5, с. 24 |
|
||
91 |
Деление с остатком (рисунок) |
1 |
№3. с. 25, задание на смекалку |
|
||
92 |
Деление с остатком |
1 |
№7, с. 26 |
|
||
93 |
Деление с остатком |
1 |
№6, с. 27 |
|
||
94 |
Деление с остатком (задачи) |
1 |
№6, с. 28, задача на смекалку*, с. 28 |
|
||
95 |
Деление с остатком (закрепление) |
1 |
№7, с. 29, ребусы* |
|
||
96 |
Проверка деления с остатком |
1 |
№4, с. 30, №6*, с. 30 |
|
||
97-98 |
Закрепление. Деление с остатком |
2 |
№7, с. 31, №20*, с. 33 |
|
||
99-100 |
Контрольная работа по теме «Деление с остатком» |
2№8 |
|
|
||
Числа и вычисления
|
||||||
101 |
Числа от 1 до 1000. Устная нумерация чисел в пределах 1000 |
1 |
№7, с. 36, №8*. с. 36 |
|
||
102 |
Нумерация |
1 |
№7, с. 37, №8, с. 37 |
|
||
103 |
Письменная нумерация |
1 |
№5, с. 38, №6*, с. 38 |
|
||
104 |
Письменная нумерация |
1 |
№12, с. 39 |
|
||
105 |
Письменная нумерация. Закрепление |
1 |
№9, с. 40*, №10, с. 40 |
|
||
106 |
Сумма разрядных слагаемых |
1 |
№3, с. 42, №3*, с. 43 |
|
||
107 |
Римские цифры |
1 |
№5, с. 45, №8*. с. 45 |
|
||
Величины
|
||||||
107 |
Единицы массы. Грамм
|
1 |
№6, с. 49, № 14*, с. 50 |
|
||
108 |
Единицы массы. Закрепление |
1 |
№21, с. 51, №23*, с. 51 |
|
||
Числа и вычисления
|
||||||
109 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание |
1 |
№9, с. 49 |
|
||
110 |
Приемы устных вычислений (300 + 200) |
1 |
№6, с. 54 |
|
||
111 |
Приемы устных вычислений (450 + 30) |
1 |
№7, с.55, задача на смекалку с. 55 |
|
||
112 |
Приемы устных вычислений (470+ 80) |
1 |
№6, с. 56 |
|
||
113 |
Приемы устных вычислений (260+ 310) |
1 |
№6, 57, №7*, с. 57 |
|
||
114 |
Приемы письменных вычислений |
1 |
№5, с. 58, №6*, с. 58 |
|
||
115 |
Сложение трехзначных чисел |
1 |
№5, с. 59, ребусы*, с. 59 |
|
||
116 |
Вычитание трехзначных чисел |
1 |
№6, с. 60, №7*, с. 60 |
|
||
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
|
||||||
117 |
Виды треугольников |
1 |
№4, с. 61 |
|
||
118 |
Закрепление. Приемы письменного сложения и вычитания |
1 |
№4, с. 62, №7, с. 62 |
|
||
119-120 |
Контрольная работа «Сложение и вычитание».Работа на ошибками. |
2 № 9 |
|
|
||
Числа и вычисления
|
||||||
121 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. Приемы устных вычислений |
1 |
№5, с. 68, №7*, с. 64 |
|
||
122 |
Умножение и деление (960 : 3, 960 : 6) |
1 |
№4, с. 69, №6*, с. 69 |
|
||
123 |
Деление двузначного числа на двузначное |
1 |
№7, с. 70, № 17*, с. 66 |
|
||
124 |
Деление (800:200) |
1 |
№5, с. 71 |
|
||
125 |
Решение текстовых задач арифметическим способом |
1 |
№4, с. 72 |
|
||
126 |
Умножение и деление (720:4) |
1 |
№2(3-я строка) с.72,лабиринт |
|
||
127 |
Приемы письменного умножения |
1 |
№4 с. 74, цепочка с. 74* |
|
||
128 |
Умножение на однозначное число |
1 |
№4, с. 75, №5*, с. 75 |
|
||
129-130 |
Умножение на однозначное число (закрепление) |
2 |
№6, с. 76,№7*; с. 76;№5,(3,4-я строки), с. 77 |
|
||
131-132 |
Деление трехзначного числа на однозначное |
2 |
№5,(3,4-я строки), с. 78, №6*, с. 78 |
|
||
133 |
Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения, деления. |
1 |
№5, с. 80, №6*, с. 81 |
|
||
134 |
Закрепление. Деление, умножение |
1 |
№6, с. 82,смек. с. 82; №9, с. 83, |
|
||
135 |
Итоговая контрольная работа.Умножение и деление |
1
|
|
|
||
136 |
Приемы письменного умножения (повторение). Повторение. Умножение и деление |
1 |
|
|