Окружащюий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу III класса учащиеся должны знать:
Человек – часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Курс обеспечен:
- Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
- Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
- Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.3 класс.2009.
- Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.
- «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.
Тематический план базового курса» Окружающий мир» в 3 классе
№ п/п |
Раздел программы 3 класс |
Всего часов |
Содержание |
Контрольные, творческие, лабораторные |
Требования к уровню подготовки учащихся |
1 |
Что такое окружающий мир |
4 |
Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек -часть природы и член общества. Способы познания мира: наблюдения, опыты, работа с готовыми моделями. |
Проверочная работа |
Знать: название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; государственную символику России. Уметь: называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира; давать устное описание объектов окружающего мира |
2 |
Природа |
21 час. |
Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные. Свойства воды, воздуха. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Особенности времен года Земля - планета. О воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Разные состояния воды. Охрана воды и воздуха Разнообразие растений и животных. Связи между живой и неживой природой. Правила поведения в природе. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка Красная книга Цепи питания. Великий круговорот в жизни. Царство грибов. |
Проверочная Работа Тестирование. |
Знать: разнообразие веществ в окружающем мире; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных; где используется вода, как и почему она загрязняется; чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; условия необходимые для жизни растений и животных; представителей живого уголка; историю создания Красной книги. Уметь: определять свойства воздуха; называть свойства воды; определять растения и животные; делить растения на дикорастущие и культурные; условия, необходимые для жизни животных; правило ухода за растениями и животными; составлять цепи питания. |
|
Человек и природа |
23 час. |
Общее представление о строении тела человека Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма Гигиена |
Проверочная работа. |
Знать, что такое экономика. Иметь общее представление о строении тела человека; системы органов, их роли в |
|
|
|
системы органов. Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Экономика. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Промышленность. Государственный бюджет. Семейный бюджет. |
|
жизнедеятельности организма. Знать гигиену системы органов. Заниматься физической культурой, закаливанием, знать, что игры на воздухе это условие сохранения и укрепления здоровья. Уметь определять признаки полезных ископаемых. Знать роль растениеводства и .животноводства. Уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства. Иметь представления о государственном бюджете, семейном бюджете. |
4 |
Младший школьник |
10 час. |
Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение. Меры безопасности в домашних условиях. Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде, на дорогах, в лесу, при пожаре. |
Проверочная работа. Тестирование. |
Знать: правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки; правила безопасности, которые надо соблюдать дома, в подъезде, лифте, квартире;! И1Ь; лесные опасности; у водоемов и на природе. Уметь: вьшолнять режим дня, режим питания; вести здоровый образ жизни; проводить профилактику болезней; вьшолнять ПДД; правила безопасного поведения дома, на природе, у водоемов, при встрече с незнакомыми людьми. |
5 |
Общество |
10 час. |
Москва - столица России. Города России. Страны и народы мира. |
Тестирование. |
Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут сами. Уметь показывать на карте границы России, города России, использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, планете. Показывать на карте страны мира, их столицы. |
№ |
Тема урока |
Кол -во часов |
Домашнее задание |
Дата проведения
|
||
План |
Факт |
|||||
Как устроен мир (4 часа)
|
||||||
1 |
Природа. Значение природы для людей |
1 |
С. 4-6Зад.1,2с.8 С.4№4 Р.Т. |
|
||
2 |
Человек. Разумное существо |
1 |
С. 10-14 Зад.1с.15 Подг. сообщение |
|
||
3 |
Общество |
1 |
с. 16 зад.1,2сост. рассказ
|
|
||
4 |
Мир глазами эколога |
1 |
С. 22-26, сообщение |
|
||
Природа (21 час)
|
||||||
5 |
Природа в опасности. Охрана природы. Экскурсия. |
1 |
С. 27-30 |
|
||
6 |
Тела, вещества, частицы |
1 |
С.34-37, с. 38* |
|
||
7 |
Разнообразие веществ |
1 |
С. 39-43, задание №2, с. 43* |
|
||
8 |
Воздух и его охрана. Состав, свойства. Значение воздуха для растений, животных, человека. |
1 |
С. 44-48 |
|
||
9 |
Вода и свойства воды |
1 |
С. 49-52,задание №2, с. 52* |
|
||
10 |
Превращения и круговорот воды |
1 |
С. 53-56, задание №2, с. 56* |
|
||
11 |
Три состояния воды |
1 |
С. 57-61,задание 1, с. 60* |
|
||
12 |
Формы земной поверхности |
1 |
С. 62-64, задание 2, с. 62* |
|
||
13 |
Почва, ее значение для живой природы |
1 |
С. 65-68, с. 69-70* |
|
||
14 |
Разнообразие растений |
1 |
С. 71-75, рисунок |
|
||
15 |
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям |
1 |
С. 76-79, схема, с. 77 |
|
||
16 |
Размножение и развитие растений |
1 |
С. 80-83, рас сказ, задание3,с.83 |
|
|
|
17 |
Охрана растений |
1 |
С. 84-87, рассказ «Берегите растения!» |
|
|
|
18 |
Разнообразие животных |
1 |
С. 89-95, задание 2, с. 95 |
|
|
|
19 |
Цепи питания Кто что ест. |
1 |
С. 96-99, модель цепи питания |
|
|
|
20 |
Невидимая сеть и невидимые пирамиды |
1 |
С. 100-104, схемы питания |
|
|
|
21 |
Размножение и развитие |
1 |
С.105-106, задание, с. 106 |
|
|
|
22 |
Размножение разных зверей, бережное отношение к животным. Птицы и звери |
1 |
С. 106-11, рассказ «Берегите животных!», задание З.с.106 |
|
||
23 |
Охрана животных |
1 |
С.112-116, с.116-117* |
|
||
24 |
Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов. В царстве грибов |
1 |
с. 117-123, с. 123* |
|
||
25 |
Роль растений в природе и жизни людей. Великий круговорот жизни |
1 |
С. 124-126, модель (№2, с. 126)* |
|
||
|
||||||
26 |
Общее представление о строении тела человека. Организм человека |
1 |
С.128-130, с.131* |
|
||
27 |
|
1 |
132-135, з.3, с.135 |
|
||
28 |
Системы органов. Гигиена системы органов |
1 |
С.136-139, задание 3, с. 139* |
|
||
29 |
Система органов. Опора тела и движение |
1 |
С. 140-142, с. 142-143* |
|
||
30 |
Система органов. Наше питание |
1 |
С.144-147 |
|
||
31 |
Система органов. О дыхании, о движении крови |
1 |
С.148-149 |
|
||
32 |
Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Закаляй свой организм |
1 |
С.151-153 |
|
||
33 |
Здоровый образ жизни. Обобщение |
1 |
С.154-157 |
|
||
Младший школьник (10 часов)
|
||||||
34-35 |
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой |
2 |
С. 4-7, задание №2 «План эвакуации» |
|
||
36 |
Правила безопасного поведения на дорогах. Экскурсия. |
1 |
С. 8-13 |
|
||
37-38 |
Правила безопасного поведения на дорогах |
2 |
С. 14-17, задание №2, с. 17 |
|
||
39 |
Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года |
1 |
С. 18-22, № 2, с. 22* |
|
||
40-41 |
Правила безопасного поведения |
2 |
С. 23-28, сообщение*, №2, с. 28 |
|
||
42-43 |
Экологическая безопасность |
2 |
С. 29-34, №2, с. 34* |
|
||
Человек и природа (15 часов) |
||||||
44 |
Экономика. Для чего нужна экономика? |
1 |
С.36-39, №2, с. 39 |
|
||
45 |
Экономика. Три кита экономики* |
1 |
С. 40-47, №3, с. 47 |
|
||
46-47 |
Полезные ископаемые |
1 |
С. 48-52, сообщение № 3,. 52 |
0103 |
|
|
48 |
Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края. Растениеводство |
1 |
С.53-58, с. 58-59, рисунок |
|
||
49 |
Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животноводство |
1 |
С. 60-63, рисунок |
1103 |
|
|
50-51 |
Промышленность |
2 |
С. 64-67, сообщение*, с. 67, №3 |
1503-1803 |
|
|
52 |
Деньги |
1 |
С. 68-72, №3, с. 71 |
|
||
53 |
Государственный бюджет |
1 |
С. 73-76, № 4, с. 76 |
2503 |
|
|
54-55 |
Семья - первый коллектив ребенка Семейный бюджет |
2 |
С. 77-80, № 3, с. 80 |
|
|
|
56-57 |
Экономика и экология. Правила поведения в природе. |
2 |
С. 81-86 |
0804 12.04 |
|
|
58 |
Обобщение. Чему учит экономика |
1 |
|
|
||
Общество (2 часа)
|
||||||
59-60 |
Золотое кольцо России |
2 |
С. 88-93, с. 94-99, сообщение, №3, с. 99 |
1904 22.04 |
|
|
Земля - планета жизни (8 часов)
|
|
|||||
61 |
Страны и народы мира. Наши ближайшие соседи |
1
|
С. 100-109,карта |
|
||
62 |
Страны и народы на севере Европы |
1 |
С. 110—119,карта |
|
||
63 |
Страны и народы мира. Страны Бенилюкс? |
1 |
С.120-126, карта |
0305 |
|
|
64 |
Страны и народы в центре Европы |
1 |
С. 127-133, карта |
0605 |
|
|
65 |
Путешествие по Франции и Великобритании |
1 |
С.134-143, карта, №1, с. 143 |
1005 |
|
|
66 |
Страны и народы на юге Европы |
1 |
С. 144-150. карта, №4, с. 150 |
1305 |
|
|
67 |
По знаменитым местам мира |
1 |
С. 151-155, карта |
1705 |
|
|
68 |
Обобщение. Путешествие по городам и странам |
2 |
|
2005 24.05 |
|