Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению базового уровня для 3 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (М., 2004) и на основе «Примерной программы по литературному чтению для начальных классов»
На изучение отводится 3 часа в неделю (из них 1 час в 2 недели внеклассное чтение).
Таким образом, всего 102 часов, из них:
- литературное чтение – 85 часов;
- внеклассное чтение – 17 часов.
Цели и задачи обучения:
vРазвитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
vФормирование эстетического отношения к искусству слова;
vСовершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
vОвладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
vФормирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
vВоспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
vОбогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
vРазвитие нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России.
Планируемый результат подготовки обучающихся начальной школы
- осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
- описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Знания, умения, навыки учащихся 3 класса:
- Развитие навыков осознанного, правильного чтения целыми словами
- Выразительность чтения и речи, орфоэпически правильное чтение
- Совершенствование звуковой культуры речи, развитие четкой дикции
- Темп незнакомого текста не менее 70 - 85 слов в минуту
- Использование правильной интонации и темпа чтения
- Ответы на вопросы по содержанию текста
- Воспроизведение содержания по вопросам и картинному плану
- Подробный пересказ небольшого произведения
- Раскрытие содержания иллюстраций к произведению
- Деление текста на части и озаглавливание
- Сопоставление слов синонимов
- Различение простейших случаев многозначности слов
- Отыскивание в тексте слов и выражений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы
- Ориентировка в книге (знакомство с содержанием, нахождение нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в книге)
Курс обеспечен:
- учебником Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Родная речь» в двух частях. 3 класс, 1 – 4, Просвещение, 2009.
- Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2009. – Серия «Успешный старт»
Тематический план базового курса «Литературное чтение» в 3 классе
№ п/п |
Раздел программы 3 класс |
Всего часов |
Содержание |
Контрольные, творческие, лабораторные |
Требования к уровню подготовки учащихся |
1 |
Самое великое чудо на свете |
2 |
Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг |
|
Знать: различные произведения.Уметь:приводить пример произведений. |
2 |
Устное народное творчество |
8 час. |
Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Восприятие на слух и понимание худ - х произведений разных жанров. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
Проверка техники чтения. Диагностика навыков чтения. |
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план. |
3 |
Поэтическая тетрадь 1
|
8 час. |
Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. |
Тестирование. |
Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения. |
4 |
Великие русские писатели |
18 час. |
Произведения представителей русской литературы: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно – популярные произведения. |
Тестирование. |
Уметь: выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения; анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию |
5 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6час. |
Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. |
Тестирование. |
Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные. |
6 |
Литературные сказки |
6 час. |
Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
|
Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план. |
7 |
Были и небылицы |
7 час. |
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. |
|
Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; |
8 |
Поэтическая тетрадь 1 |
4 час. |
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. |
Тестирование. |
Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию |
9 |
Люби живое |
14 час. |
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). |
|
Знать: основное содержание текста. Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию. |
10 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6 час. |
Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. |
|
Знать: произведения русских поэтов о природе; произведения о весне; понятие «рифма», «звукопись». Уметь: выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию |
11
|
Собирай по ягодке – наберешь кузовок
|
12 час.
|
Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. |
|
Знать: основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: читать орфоэпически; читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям. |
12
13
|
По страницам детских журналов
Литература зарубежных стран.
|
5 час.
5час.
|
Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по
Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. |
Тестирование. |
Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонации.
Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран. Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы. |
№ п\п |
Тема урока |
Кол –во час |
Домашнее задание
|
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
Виды речевой деятельности (10 часов)
1
Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси
1
Комбинированный
Фронтальный, индивидуальный опрос
Выразительное чтение |
|||||
1 |
Рукописные книги Древней Руси |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
2 |
Первопечатник Иван Федоров |
1
|
Выразительное чтение |
|
|
3 |
Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки. |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
4-5 |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
2 |
Выразительное чтение, пересказ; пересказ, составление плана |
|
|
6-7 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» |
2 |
Выразительное чтение, пересказ, составление плана; выразительное чтение, пересказ, рисунок |
|
|
8-9 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
2 |
Выразительное чтение, пересказ, рисунок
|
|
|
10 |
Обобщение. Устное народное творчество. |
1
|
Ответы на вопросы раздела, с. 51-58 |
|
Круг чтения и опыт читательской деятельности (26 часов)
|
|||||
11 |
Творчество Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»
|
1 |
Выразительное чтение; чтение наизусть |
|
|
12 |
Творчество А. А. Фета «Мама, глянь-ка, из окошка...»
|
1 |
Выразительное чтение; чтение наизусть |
|
|
13 |
Творчество А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
14 |
Творчество И. С. Никитина «Полно, степь моя...» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
15 |
Творчество И. С. Никитина «Утро. Встреча зимы» |
1 1
|
Выразительное чтение, рисунок |
|
|
16 |
Творчество И. 3. Сурикова «Детство. Зима» |
Выразительное чтение, чтение наизусть |
|
||
17 |
Обобщение. Страницы русской классики. |
1 |
Ответы на вопросы, с. 78-80 |
|
|
18 |
Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» |
1 |
Выразительное чтение, чтение наизусть |
|
|
19 |
Творчество А. С. Пушкина «За весной, красой природы» |
1 |
Выразительное чтение, рисунок |
|
|
20 -21 |
Творчество А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер» |
2 |
Выразительное чтение, чтение наизусть |
|
|
22 - 25 |
Творчество А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его...» |
4 |
Выразительное чтение, план, рисунок |
|
|
26 |
Творчество И. А. Крылова «Мартышка и очки» |
1
|
Выразительное чтение по ролям, наизусть |
|
|
27 |
Творчество И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» |
1 |
Выразительное чтение по ролям, наизусть |
|
|
28 |
Творчество И. А. Крылова «Ворона и Лисица» |
1
|
Выразительное чтение по ролям, наизусть |
|
|
29 |
Творчество М. Ю. Лермонтова «Утес», «Горные вершины» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
30-31 |
Творчество А. Н. Толстого «Акула. Прыжок» |
2 |
Выразительное чтение, пересказ |
|
|
32 |
Творчество Л. Н. Толстого «Лев и собачка» |
1
|
Выразительное чтение, пересказ |
|
|
33 |
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» |
1 |
Отрывок наизусть |
|
|
34 |
Обобщение. Л. Н. Толстой. |
1 |
Ответы на вопросы, с. 163 |
|
|
35 |
Обобщение. Великие русские писатели. |
1
|
Ответы на вопросы, с. 164— 167 |
|
|
Говорение (13 часов) |
|||||
36 |
Творчество А. Н. Некрасова «Славная осень» |
1 |
Выразительное чтение, рисунок |
|
|
37-38 |
Творчество А. Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» |
1 |
Выразительное чтение, отрывок наизусть |
|
|
39 |
Творчество К. Д. Бальмонта «Золотое слово» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
40 |
Творчество И. А. Бунина «Детство» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
41 |
Творчество И. А. Бунина «Полевые цветы» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
42 |
Обобщение. Поэтическая тетрадь. |
1 |
Ответы на вопросы, с. 178 |
|
|
43 |
Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. И. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки» |
1 |
Выразительное чтение, пересказ |
|
|
44- 45 |
Творчество В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» |
2 |
Выразительное чтение, составление плана, пересказ |
|
|
46 |
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» |
1
|
Выразительное чтение, чтение по ролям |
|
|
47 |
В. Ф. Одоевский. Обобщение |
1 |
Ответы на вопросы |
|
|
48 |
Обобщение. Литературные сказки |
1 |
Ответы на вопросы, с. 209 |
|
|
Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение. (54 часа)
|
|||||
49-50 |
Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой. М. Горький (А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой» |
2 |
Выразительное чтение, пересказ |
|
|
51-52 |
Творчество К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» |
2 |
Выразительное чтение, пересказ, рисунок |
|
|
53-54 |
Творчество А. И. Куприна «Слон» |
2 |
Выразительное чтение, составление плана, пересказ |
|
|
55 |
Обобщение. Были-небылицы |
1 |
Ответы на вопросы, с. 42-43 |
|
|
56 |
Внеклассное чтение.Книги А. Митяева об армии и ее героях. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
57 |
Творчество Саши Черного «Воробей», «Слон» |
1 |
Выразительное чтение, рисунок |
|
|
58 |
Творчество А. А. Блока «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» |
1 |
Выразительное чтение, рисунок |
|
|
59 |
Творчество С. А. Есенина «Черемуха» |
1
|
Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, с. 56 |
|
|
60 |
Внеклассное чтение. «Мама и мы». М. М. Пришвин «Моя Родина» |
1 |
Выразительное чтение, пересказ |
|
|
61-62 |
Творчество И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» |
2
|
Выразительное чтение, творческий пересказ |
|
|
63 |
Творчество В. И. Белова «Малька провинилась» |
1 |
Выразительное чтение, пересказ, составление плана |
|
|
64 |
В. И. Белов «Еще про Мальку» |
1 |
Выразительное чтение, пересказ, составление плана |
|
|
65-66 |
Творчество В. В. Бианки «Мышонок Пик» |
2
|
Выразительное чтение, пересказ, краткий план |
|
|
67-69 |
Творчество Б. С. Житкова «Про обезьянку» |
3
|
Выразительное чтение, творческий пересказ |
|
|
70 |
Творчество В. Л. Дурова «Наша Жучка» |
1 |
Выразительное чтение, план (подробный), пересказ |
|
|
71 |
Творчество В. П. Астафьева «Капалуха» |
1 |
Выразительное чтение, пересказ |
|
|
72 |
Творчество В. Ю. Драгунского «Он живой и светится» |
1
|
Выразительное чтение, пересказ |
|
|
73 |
Обобщение. «Люби живое» |
1 |
Ответы на вопросы, с. 109 (письменно №3) |
|
|
74 |
Внеклассное чтение.Книги о космонавтах. С. Я. Маршак «Гроза днем» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
75 |
Творчество А. Л. Барто «Разлука» |
1
|
Выразительное чтение |
|
|
76 |
Творчество А. Л. Барто «В театре» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
77 |
Творчество С. В. Михалкова «Если» |
1
|
Выразительное чтение |
|
|
78 |
Творчество Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок» |
1 |
Выразительное чтение, рисунок |
|
|
79 |
Обобщение. Поэтическая тетрадь |
1 |
Ответы на вопросы, с. 122 |
|
|
80 |
Внеклассное чтение. «Наша библиотека». Б. В. Шергин «Собирай по ягодке -наберешь кузовок» |
1 |
Выразительное чтение, пересказ, рисунок |
|
|
81-82 |
Творчество А. П. Платонова «Цветок на земле» |
2 |
Выразительное чтение, пересказ (творческий) |
|
|
83 |
Творчество А. П. Платонова «Еще мама» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
84-85 |
Творчество М. М. Зощенко «Золотые слова» |
2 |
Выразительное чтение, план, пересказ |
|
|
86-87 |
М. М. Зощенко «Великие путешественники» |
2 |
Выразительное чтение, составление плана, пересказ |
|
|
88 |
Творчество Н. Н. Носова «Федина задача» |
1
|
Выразительное чтение, творческий пересказ, инсценирование |
|
|
89 |
Творчество Н. Н. Носова «Телефон» |
1 |
Выразительное чтение, творческий пересказ, чтение по ролям |
|
|
90 |
Творчество В. Ю. Драгунского «Друг детства» |
1
|
Выразительное чтение |
|
|
91 |
Обобщение. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» |
1 |
Ответы на вопросы, с. 176. |
|
|
92-93 |
Внеклассное чтение. «Любимые книги - любимые писатели». Ю. И. Ермолаев «Проговорился» |
2 |
Выразительное чтение, пересказ |
|
|
94 |
Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
95 |
Творчество Р. Сефа «Веселые стихи» |
1 |
Выразительное чтение |
|
|
96 |
Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» |
1 |
Ответы на вопросы, с. 188 (письменно №3) |
|
|
97-98 |
Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персей». Древнегреческий миф |
2 |
Выразительное чтение |
|
|
99-101 |
Г. X. Андерсен «Гадкий утенок» |
3
|
Выразительное чтение, пересказ, составление плана |
|
|
102 |
Обобщение. Зарубежная литература
|
1 |
Задание на лето. |
|