Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению базового уровня для 3 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (М., 2004) и на основе «Примерной программы по литературному чтению для начальных классов»
На изучение отводится 3 часа в неделю (из них 1 час в 2 недели внеклассное чтение).
Таким образом, всего 102 часов, из них:
- литературное чтение – 85 часов;
- внеклассное чтение – 17 часов.
Цели и задачи обучения:
vРазвитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
vФормирование эстетического отношения к искусству слова;
vСовершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
vОвладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
vФормирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
vВоспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
vОбогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
vРазвитие нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России.
Планируемый результат подготовки обучающихся начальной школы
- осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
- описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Знания, умения, навыки учащихся 3 класса:
- Развитие навыков осознанного, правильного чтения целыми словами
- Выразительность чтения и речи, орфоэпически правильное чтение
- Совершенствование звуковой культуры речи, развитие четкой дикции
- Темп незнакомого текста не менее 70 - 85 слов в минуту
- Использование правильной интонации и темпа чтения
- Ответы на вопросы по содержанию текста
- Воспроизведение содержания по вопросам и картинному плану
- Подробный пересказ небольшого произведения
- Раскрытие содержания иллюстраций к произведению
- Деление текста на части и озаглавливание
- Сопоставление слов синонимов
- Различение простейших случаев многозначности слов
- Отыскивание в тексте слов и выражений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы
- Ориентировка в книге (знакомство с содержанием, нахождение нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в книге)
Курс обеспечен:
- учебником Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Родная речь» в двух частях. 3 класс, 1 – 4, Просвещение, 2009.
- Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2009. – Серия «Успешный старт»
Тематический план базового курса «Литературное чтение» в 3 классе
| 
 № п/п | Раздел программы 3 класс | 
 Всего часов | 
 Содержание | Контрольные, творческие, лабораторные | 
 Требования к уровню подготовки учащихся | 
| 
 1 | Самое великое чудо на свете | 
 2 | Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг | 
 | Знать: различные произведения.Уметь:приводить пример произведений. | 
| 
 2 | 
 Устное народное творчество | 
 
 8 час. | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Восприятие на слух и понимание худ - х произведений разных жанров. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | 
 Проверка техники чтения. Диагностика навыков чтения. | 
 Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план. | 
| 
 3 | 
 Поэтическая тетрадь 1 
 
 | 
 
 8 час. | Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | 
 
 
 Тестирование. | 
 Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения. | 
| 
 4 | 
 Великие русские писатели | 
 18 час. | Произведения представителей русской литературы: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно – популярные произведения. | 
 
 
 Тестирование. | Уметь: выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения; анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | 
| 
 5 | 
 Поэтическая тетрадь 2 | 
 6час. | Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | 
 
 Тестирование. | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные. | 
| 
 6 | 
 Литературные сказки | 
 6 час. | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | 
 
 | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план. | 
| 
 7 | 
 Были и небылицы | 
 7 час. | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | 
 | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; | 
| 
 8 | 
 Поэтическая тетрадь 1 | 
 4 час. | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. | 
 Тестирование. | Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | 
| 
 9 | 
 Люби живое | 
 14 час. | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | 
 | Знать: основное содержание текста. Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию. | 
| 
 10 | 
 Поэтическая тетрадь 2 | 
 6 час. | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | 
 | Знать: произведения русских поэтов о природе; произведения о весне; понятие «рифма», «звукопись». Уметь: выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | 
| 
 11 
 
 
 
 | 
 Собирай по ягодке – наберешь кузовок 
 | 
 12 час. 
 
 
 
 | Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | 
 | Знать: основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: читать орфоэпически; читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям. | 
| 
 12 
 
 13 
 
 | По страницам детских журналов 
 
 Литература зарубежных стран. 
 | 
 5 час. 
 
 5час. 
 
 
 | Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по 
 Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. | 
 
 
 Тестирование. | Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонации. 
 Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран. Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы. | 
| № п\п | 
 Тема урока | Кол –во час | 
 Домашнее задание 
 
 | Дата проведения | |
| План | Факт | ||||
| Виды речевой деятельности (10 часов) 
 1 
 Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси 
 
 1 
 Комбинированный 
 Фронтальный, индивидуальный опрос 
 Выразительное чтение | |||||
| 1 | Рукописные книги Древней Руси | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 2 | Первопечатник Иван Федоров | 1 
 | Выразительное чтение | 
 | |
| 3 | Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки. | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 4-5 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 2 | Выразительное чтение, пересказ; пересказ, составление плана | 
 | |
| 6-7 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | 2 | Выразительное чтение, пересказ, составление плана; выразительное чтение, пересказ, рисунок | 
 | |
| 8-9 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 2 | Выразительное чтение, пересказ, рисунок 
 | 
 | |
| 10 | Обобщение. Устное народное творчество. | 1 
 | Ответы на вопросы раздела, с. 51-58 | 
 | |
| 
 Круг чтения и опыт читательской деятельности (26 часов) 
 | |||||
| 11 | Творчество Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» 
 | 1 | Выразительное чтение; чтение наизусть | 
 | |
| 12 | Творчество А. А. Фета «Мама, глянь-ка, из окошка...» 
 | 1 | Выразительное чтение; чтение наизусть | 
 | |
| 13 | Творчество А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 14 | Творчество И. С. Никитина «Полно, степь моя...» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 15 | Творчество И. С. Никитина «Утро. Встреча зимы» | 1 1 
 | Выразительное чтение, рисунок | 
 | |
| 16 | Творчество И. 3. Сурикова «Детство. Зима» | Выразительное чтение, чтение наизусть | 
 | ||
| 17 | Обобщение. Страницы русской классики. | 1 | Ответы на вопросы, с. 78-80 | 
 | |
| 18 | Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» | 1 | Выразительное чтение, чтение наизусть | 
 | |
| 19 | Творчество А. С. Пушкина «За весной, красой природы» | 1 | Выразительное чтение, рисунок | 
 | |
| 20 -21 | Творчество А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 2 | Выразительное чтение, чтение наизусть | 
 | |
| 22 - 25 | Творчество А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его...» | 4 | Выразительное чтение, план, рисунок | 
 | |
| 26 | Творчество И. А. Крылова «Мартышка и очки» | 1 
 | Выразительное чтение по ролям, наизусть | 
 | |
| 27 | Творчество И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» | 1 | Выразительное чтение по ролям, наизусть | 
 | |
| 28 | Творчество И. А. Крылова «Ворона и Лисица» | 1 
 | Выразительное чтение по ролям, наизусть | 
 | |
| 29 | Творчество М. Ю. Лермонтова «Утес», «Горные вершины» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 30-31 | Творчество А. Н. Толстого «Акула. Прыжок» | 2 | Выразительное чтение, пересказ | 
 | |
| 32 | Творчество Л. Н. Толстого «Лев и собачка» | 1 
 | Выразительное чтение, пересказ | 
 | |
| 33 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» | 1 | Отрывок наизусть | 
 | |
| 34 | Обобщение. Л. Н. Толстой. | 1 | Ответы на вопросы, с. 163 | 
 | |
| 35 | Обобщение. Великие русские писатели. | 1 
 | Ответы на вопросы, с. 164— 167 | 
 | |
| Говорение (13 часов) | |||||
| 36 | Творчество А. Н. Некрасова «Славная осень» | 1 | Выразительное чтение, рисунок | 
 | |
| 37-38 | Творчество А. Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Выразительное чтение, отрывок наизусть | 
 | |
| 39 | Творчество К. Д. Бальмонта «Золотое слово» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 40 | Творчество И. А. Бунина «Детство» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 41 | Творчество И. А. Бунина «Полевые цветы» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 42 | Обобщение. Поэтическая тетрадь. | 1 | Ответы на вопросы, с. 178 | 
 | |
| 43 | Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. И. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки» | 1 | Выразительное чтение, пересказ | 
 | |
| 44- 45 | Творчество В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» | 2 | Выразительное чтение, составление плана, пересказ | 
 | |
| 46 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 
 | Выразительное чтение, чтение по ролям | 
 | |
| 47 | В. Ф. Одоевский. Обобщение | 1 | Ответы на вопросы | 
 | |
| 48 | Обобщение. Литературные сказки | 1 | Ответы на вопросы, с. 209 | 
 | |
| Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение. (54 часа) 
 | |||||
| 49-50 | Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой. М. Горький (А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой» | 2 | Выразительное чтение, пересказ | 
 | |
| 51-52 | Творчество К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» | 2 | Выразительное чтение, пересказ, рисунок | 
 | |
| 53-54 | Творчество А. И. Куприна «Слон» | 2 | Выразительное чтение, составление плана, пересказ | 
 | |
| 55 | Обобщение. Были-небылицы | 1 | Ответы на вопросы, с. 42-43 | 
 | 
 | 
| 56 | Внеклассное чтение.Книги А. Митяева об армии и ее героях. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 57 | Творчество Саши Черного «Воробей», «Слон» | 1 | Выразительное чтение, рисунок | 
 | |
| 58 | Творчество А. А. Блока «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | Выразительное чтение, рисунок | 
 | |
| 59 | Творчество С. А. Есенина «Черемуха» | 1 
 | Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, с. 56 | 
 | |
| 60 | Внеклассное чтение. «Мама и мы». М. М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | Выразительное чтение, пересказ | 
 | |
| 61-62 | Творчество И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 2 
 | Выразительное чтение, творческий пересказ | 
 | |
| 63 | Творчество В. И. Белова «Малька провинилась» | 1 | Выразительное чтение, пересказ, составление плана | 
 | |
| 64 | В. И. Белов «Еще про Мальку» | 1 | Выразительное чтение, пересказ, составление плана | 
 | |
| 65-66 | Творчество В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 2 
 | Выразительное чтение, пересказ, краткий план | 
 | |
| 67-69 | Творчество Б. С. Житкова «Про обезьянку» | 3 
 | Выразительное чтение, творческий пересказ | 
 | |
| 70 | Творчество В. Л. Дурова «Наша Жучка» | 1 | Выразительное чтение, план (подробный), пересказ | 
 | |
| 71 | Творчество В. П. Астафьева «Капалуха» | 1 | Выразительное чтение, пересказ | 
 | |
| 72 | Творчество В. Ю. Драгунского «Он живой и светится» | 1 
 | Выразительное чтение, пересказ | 
 | |
| 73 | Обобщение. «Люби живое» | 1 | Ответы на вопросы, с. 109 (письменно №3) | 
 | |
| 74 | Внеклассное чтение.Книги о космонавтах. С. Я. Маршак «Гроза днем» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 75 | Творчество А. Л. Барто «Разлука» | 1 
 | Выразительное чтение | 
 | |
| 76 | Творчество А. Л. Барто «В театре» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 77 | Творчество С. В. Михалкова «Если» | 1 
 | Выразительное чтение | 
 | |
| 78 | Творчество Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок» | 1 | Выразительное чтение, рисунок | 
 | |
| 79 | Обобщение. Поэтическая тетрадь | 1 | Ответы на вопросы, с. 122 | 
 | |
| 80 | Внеклассное чтение. «Наша библиотека». Б. В. Шергин «Собирай по ягодке -наберешь кузовок» | 1 | Выразительное чтение, пересказ, рисунок | 
 | |
| 81-82 | Творчество А. П. Платонова «Цветок на земле» | 2 | Выразительное чтение, пересказ (творческий) | 
 | |
| 83 | Творчество А. П. Платонова «Еще мама» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 84-85 | Творчество М. М. Зощенко «Золотые слова» | 2 | Выразительное чтение, план, пересказ | 
 | |
| 86-87 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | 2 | Выразительное чтение, составление плана, пересказ | 
 | |
| 88 | Творчество Н. Н. Носова «Федина задача» | 1 
 
 | Выразительное чтение, творческий пересказ, инсценирование | 
 | |
| 89 | Творчество Н. Н. Носова «Телефон» | 1 | Выразительное чтение, творческий пересказ, чтение по ролям | 
 | |
| 90 | Творчество В. Ю. Драгунского «Друг детства» | 1 
 | Выразительное чтение | 
 | |
| 91 | Обобщение. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» | 1 | Ответы на вопросы, с. 176. | 
 | |
| 92-93 | Внеклассное чтение. «Любимые книги - любимые писатели». Ю. И. Ермолаев «Проговорился» | 2 | Выразительное чтение, пересказ | 
 | |
| 94 | Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 95 | Творчество Р. Сефа «Веселые стихи» | 1 | Выразительное чтение | 
 | |
| 96 | Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» | 1 | Ответы на вопросы, с. 188 (письменно №3) | 
 | |
| 97-98 | Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персей». Древнегреческий миф | 2 | Выразительное чтение | 
 | |
| 99-101 | Г. X. Андерсен «Гадкий утенок» | 3 
 | Выразительное чтение, пересказ, составление плана | 
 | |
| 102 | Обобщение. Зарубежная литература 
 | 1 | Задание на лето. | 
 | |
