Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе («Искусство вокруг нас», автор (Б. М. Неменский, 2005 год), Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников: «Искусство вокруг нас», Б.М. Неменский, М. «Просв», 2003г., а также дополнительных пособий: для учителя «ИЗО и художественный труд», 1998, «Изобразительное искусство в школе», Л. Б. Рылова, 1998, «Рисование в педагогическом училище», В. В. Колокольников, 1965, «Методика преподавания ИЗО в школе», Н. Н. Ростовцев, 1998, «ИЗО и художественный труд 5-8 классы», Н. Н. Фомина, 1995 ), для учащихся («Хохломская роспись» Ю. Г. Дорожкин, 1999, «Росписи Хохломы», С. И. Жегалова, 1991, «Звучащее безмолвие», А. М. Вачьянц, 1997, «Вариации прекрасного», А. М. Вачьянц, 1997 ) Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения ИЗО.
- Развитие способности к эмоционально- ценностного восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном декоративно-прикладном, архитектуре: о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры воспитания произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний основ художественной грамотности;
- овладение способами деятельностей использование приобретенных знаний и умений;
- освоение компетенций ценностносмысловая, ценностно–ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной, компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развитиях художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культур и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. модифицированная программа «Искусство вокруг нас», Б. М. Неменский, 34ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в 3 классах, продвинутый в 3 классах. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений обискусствебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественныхфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Для гуманитарного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений обИЗО будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики (деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.). Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации художественные сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам искусства, видов искусства и др. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: • в 3 классах базовый уровень дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатекуи тп. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень) должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция),
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения,
- наиболее крупные художественные музеи России
- известные центры народных художественных ремесел России
должны уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности,
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- Применять основные средства художественной выразительности рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению);
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображения), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- владеть компетенциями: коммуникативный, личностное саморазвитие, ценностно- ориентационная, рефлексивная.
Способны решать следующие жизненные практические задачи:
- для самостоятельной творческой деятельности
- для обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) пр посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.
Владеть компетенциями: личностное саморазвитие, коммуникативное ценностно-ориентационная, рефлексивная
№ п/п
|
Дата прове дения-план |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения факт |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
Искусство в твоем доме |
|||||
1-2 |
Тема: Твоя игрушка (создание формы роспись). |
1 |
. |
Учащиеся должны знать: - образцы игрушек Дымкого, Филимонова, Хохломы, Гжели; - работу мастера по изготовлению посуды: конструкция- форма – украшение, роспись; Учащиеся должны уметь: - выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки; - расписать посуду используя элементы Хохломской росписи; - изобразить посуду по своему образцу. |
|
3-4 |
Тема: Твоя посуда |
1 |
|
||
5 |
Тема: Мамин платок |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - в общем искусство росписи тканей; - разнообразие художественных росписей платков, назначение платков Учащиеся должны уметь: - составить простейших орнамент; - отличать платок от ткани. |
|
6
|
Тема: Обои, шторы, в твоем доме, |
1 |
. |
Учащиеся должны знать: - Роль художников в создании обоев, штор; Учащиеся должны уметь: - разработать эскиз для создания образа будущей комнаты и ее назначение (детская, спальня и т.п.) - создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа) |
|
7
|
Тема: Твоя книжка. |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - роль художника в создании книги; - роль обложки, шрифта, буквицы. многообразие видов книг. Учащиеся должны уметь: - отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации; - самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт. |
|
8
|
Тема: Поздравительная открытка (декоративная закладка). |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - виды графических работ Учащиеся должны уметь: - выполнить простую графическую работу; - выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно. |
|
Искусство на улицах твоего города. |
|||||
9 |
Тема: Памятники архитектуры – наследие веков
|
1 |
|
Учащиеся должны знать: - основные памятники города, где они находятся. Учащиеся должны уметь: - узнавать памятники ВОВ, гражданской войны; - изобразить один из памятников |
|
10 |
Тема: Парки, скверы, бульвары. |
1 |
. |
Учащиеся должны знать: - в чем заключается работа художника- архитектора Учащиеся должны уметь: - изобразить парк или сквер - изобразить детскую площадку или бульвар для раздумий. |
|
11 |
Тема: Ажурные ограды |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - что такое ограда, ажурная для чего она нужна. Учащиеся должны уметь: - создавать ограду по собственному замыслу. |
|
12 |
Тема: Фонари на улицах и парках |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - виды и назначение фонарей Учащиеся должны уметь: - придумать свои варианты фонарей для детского праздника |
|
13 |
Тема: Витрины на улицах |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - оформление витрин по назначению и уровню культуры города Учащиеся должны уметь: - отличать разные витрины; - составить проект оформления витрины |
|
14 |
Тема: Транспорт |
1 |
. |
Учащиеся должны знать: - разные виды транспорта Учащиеся должны уметь: - изобразить разные виды транспорта |
|
Тема: Художник и зрелище |
|||||
15
|
Тема: Художник в цирке |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - что такое «цирк»; - композиционное построения здания. Учащиеся должны уметь: -выражать свои чувства через рисунок. |
|
16 |
Тема: Художник в театре. |
1 |
. |
Учащиеся должны знать: - истоки театрального искусства Учащиеся должны уметь: - создать эпизод театральной сказки; - нарисовать арену древнего театра |
|
17-18
|
Тема: Театральные маски |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - историю происхождения театральных масок Учащиеся должны уметь: - конструировать маску из бумаги; - конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика); - расписать подчеркивая ее характер |
|
19-20
|
Тема: Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм |
1 |
. |
Учащиеся должны знать: - отличие кукольного театра от других видов театра; - театр кукол-пример видового разнообразия театра. - что такое перчаточная куклы Учащиеся должны уметь: - создать эскиз театральных кукол-персонажей - изготовить голову перчаточной кукле.
|
|
21-22 |
Тема: Афиша |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - назначение афиши; - различие между плакатом и афишей Учащиеся должны уметь: - создать эскиз афиши к спектаклю. |
|
23-24 |
Тема: Художник и цирк. Праздник в городе |
1 |
. |
Учащиеся должны знать: - отличие и сходство театра и цирка Учащиеся должны уметь: - создать эскиз циркового представления - изобразить цирковой персонаж в движении |
|
Тема: Школьный карнавал. |
1 |
» |
|
||
Художник и музей
|
|||||
26
|
Тема: Музеи в жизни города |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - что в музеях хранятся лучные произведения искусства . Учащиеся должны уметь: - изобразить интерьер музея - создать образ музея (работа в паре) |
|
27-28 |
Тема: ИЗО, картина пейзаж |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - что такое картина-пейзаж; - роль цвета в пейзаже. Учащиеся должны уметь: -изобразить пейзаж по представлению; |
|
29
|
Тема: Картина натюрморт |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт Учащиеся должны уметь: - изобразить натюрморт по представлению |
|
30-31
|
Тема: Картина портрет |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - жанр портрета. Учащиеся должны уметь: - нарисовать портрет близкого человека; - создать самостоятельно живописный портрет близкого человека |
|
32 |
Тема: Картины исторические и бытовые |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - отличие исторических и бытовых картин Учащиеся должны уметь: - изобразить сцену из повседневной жизни людей |
|
33 |
Тема: Скульптура в музеи и на улице |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - что такое скульптура; Учащиеся должны уметь: - смотреть на скульптуру . |
|
34 |
Тема: Художественная выставка, обобщение темы четверти |
1 |
|
Учащиеся должны знать: - что такое выставка Учащиеся должны уметь: - подготовить к выставке лучшие работы |