Технология
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы.
Учебно-методический комплект:
- Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
- Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
- Программа к курсу «Технология» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007.
В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.
Начальная школа должна создать единую базу для последующей профильной, специальной работы. Ведущая роль отводится формированию дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов.
Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
- конструктивность – как общая способность выдвигать проектные идеи;
- целесообразность – как умение искать и находить средства и способы работы, которые отвечали бы точно поставленной цели;
- вариативность, гибкость – или умение выдвигать и разрабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи.
Помимо них в дизайнерском мышлении большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи «природа – человек – предметная среда». Формирование обобщённого дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно – практической деятельности. При таком подходе это становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.
В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ученик получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действия.
Методической основой организации деятельности учащихся на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно – конструкторский аспект, так и художественно – эстетический. В центр методической организации курса находится проектная деятельность учащихся.
Основной содержательный компонент программы 3 класса – проблема «Человек – Предмет – Среда», она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна, ученики осмысливают духовно – психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз применяя в работе формулу «красота + польза», т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно – конструкторского анализа предметов учитель обращает внимание на более частные принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе: композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия), технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).
Основные разделы: «Формы природы –форма вещей» (16 ч), «Характер и настроение вещи» (14 ч), «Гармония вещей» (22ч), «Весна, весна на улице!» (16ч).
Основные задачи изучения курса:
1. Духовно – эмоциональное развитие личности:
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру;
- формирование эстетического восприятия;
- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.
2. Развитие творческих способностей.
3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
К концу 3 класса учащиеся должны
Знать/понимать
• роль трудовой деятельности в жизни человека;
• влияние трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
• виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;
• назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластических, текстильных, металла, древесины);
• назначение и сферы применения машин, технических устройств и инструментов (в том числе бытовой техники и компьютера), правила безопасной работы с ними;
Уметь
• на основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий и видов труда;
• определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, фольгу и проволоку, древесину) по внешним признакам, использую различные ощущения;
• на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;
• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
• подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;
• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы и чертежи на бумажных носителях, инструкционные и технологические карты;
• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу, чертежу;
• соблюдать последовательность технологических операций;
• создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
Технология, 3 класс
Тематическое планирование (по видам деятельности):
№п/п |
Вид деятельности |
Кол-во часов |
1 |
Работа с бумагой и картоном |
26 |
2 |
Работа с тканью и нитками |
23 |
3 |
Работа с природными материалами |
5 |
4 |
Работа с синтетическими материалами |
7 |
5 |
Работа с пластилином |
4 |
6 |
Экскурсии на природу |
1 |
7 |
Изготовление электроигрушки |
2 |
Итого |
68 |
Тематическое планирование по четвертям:
№ четверти |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Формы природы и форма вещей |
16 |
2 |
Характер и настроение вещи |
14 |
3 |
Гармония вещей |
22 |
4 |
Весна, весна на улице! |
16 |
Итого |
68 |
Техника безопасности.
№ 1 – организация рабочего места на уроке.
№ 2 – работа с клеем.
№ 3 – работа с ножницами.
№ 4 – работа с иглой.
№ 5 – работа с пластилином.
№ 6 – работа с циркулем.
Технология, 3 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
1 четверть Формы природы и форма вещей (16ч) |
||||
1 |
Вводный урок. Поделка из природных материалов |
1 |
|
|
2 |
Поделка из природных материалов. Аппликация из листьев «Зверята» |
1 |
|
|
3 |
Поделка из природных материалов «Петушок из семян ясеня и клена» |
1 |
|
|
4 |
Работа с тканью и набивочным материалом. «Связка лука» |
1 |
|
|
5 |
Работа с тканью и набивочным материалом. «Связка морковки» |
1 |
|
|
6 |
Конструирование из бумаги. «Цветы» |
1 |
|
|
7 |
Конструирование из бумаги «Коробочка с деталями» |
1 |
|
|
8 |
Конструирование из бумаги «Панно с цветами» |
1 |
|
|
9 |
Конструирование из полоски картона «Звери» |
1 |
|
|
10 |
Игрушка из папье-маше «Чашечка» |
1 |
|
|
11 |
Игрушка из папье-маше «Чашечка» |
1 |
|
|
12 |
Игрушка из папье-маше «Чашечка» |
1 |
|
|
13 |
Лепка из пластилина «Посуда» |
1 |
|
|
14 |
Лепка из пластилина «Посуда» |
1 |
|
|
15 |
Конструирование из пластмассы «Подставка под карандаши» |
1 |
|
|
16 |
Конструирование из бумаги «Наряд для баночки» |
1 |
|
|
17 |
Работа с тканью «Коврик из цветов на пуговицах» |
1 |
|
|
18 |
Работа с тканью «Коврик из цветов на пуговицах» |
1 |
|
|
2 четверть Характер и настроение вещи (14ч) |
||||
19 |
Конструирование из картона «Вертушка-радуга» |
1 |
|
|
20 |
Плетение из ниток «Плетеная закладка» |
1 |
|
|
21 |
Плетение из ниток «Плетеная закладка» |
1 |
|
|
22 |
Вырезание из бумаги «Снежинки» |
1 |
|
|
23 |
Конструирование из бумаги «Звезда-макушка» и «Звезда-подвеска» |
1 |
|
|
24 |
Поделка из фольги «Елочные бусы» |
1 |
|
|
25 |
Поделка из бумаги «Полумаска для новогоднего карнавала» |
1 |
|
|
26 |
Конструирование из бумаги. Елочное украшение «Сложный фонарик» |
1 |
|
|
27 |
Конструирование из бумаги «Сувенирная елочка» |
1 |
|
|
28 |
Объемная лепка из пластилина «Дед Мороз и Снегурочка» |
1 |
|
|
29 |
Работа с тканью «Новогодняя салфетка» |
1 |
|
|
30 |
Работа с тканью «Новогодняя салфетка» |
1 |
|
|
31 |
Конструирование из бумаги Фигурная записная книжка «Ежик» |
1 |
|
|
32 |
Объемная аппликация из бумаги «Снежный коврик» |
1 |
|
|
3 четверть Гармония вещей (22ч) |
||||
33 |
Конструирование из плетеных деталей «Собачка» |
1 |
|
|
34 |
Конструирование из плетеных деталей «Собачка» |
1 |
|
|
35 |
Лепка по сюжету басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» |
1 |
|
|
36 |
Конструирование из бумаги «Военные принадлежности» |
1 |
|
|
37 |
Конструирование из бумаги «Подарок папе. Игрушки из цилиндров» |
1 |
|
|
38 |
Аппликация из природных материалов «Мимоза» |
1 |
|
|
39 |
Аппликация из природных материалов «Мимоза» |
1 |
|
|
40 |
Конструирование из ткани «Шелковые цветы – подарки маме» |
1 |
|
|
41 |
Конструирование из ткани «Шелковые цветы – подарки маме» |
1 |
|
|
42 |
Конструирование и плетение из бумаги «Бумажные корзиночки» |
1 |
|
|
43 |
Конструирование из бумаги и картона «Часы» |
1 |
|
|
44 |
Конструирование из бумаги и картона «Часы» |
1 |
|
|
45 |
Объемная аппликация по сюжету сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка» |
1 |
|
|
46 |
Объемная аппликация по сюжету сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка» |
1 |
|
|
47 |
Шитье «Перчатка для куклы би-ба-бо» |
1 |
|
|
48 |
Конструирование из бумаги «Куклы би-ба-бо – Буратино и Мальвина» |
1 |
|
|
49 |
Конструирование из комбинированных материалов «Кукла-марионетка» |
1 |
|
|
50 |
Конструирование из комбинированных материалов «Кукла-марионетка» |
1 |
|
|
51 |
Нитяная графика. Натяжение нитей на поверхности, через сквозные отверстия. |
1 |
|
|
52 |
Нитяная графика. Натяжение нитей на поверхности, через сквозные отверстия. |
1 |
|
|
4 четверть Весна, весна на улице! (16ч) |
||||
53 |
Шитье из ткани «Сумочка-зверушка» |
1 |
|
|
54 |
Шитье из ткани «Сумочка-зверушка» |
1 |
|
|
55 |
Объемная поделка из бумаги «Цветик-семицветик» |
1 |
|
|
56 |
Комбинированная работа. Изготовление электроигрушки «Викторина» |
1 |
|
|
57 |
Комбинированная работа. Изготовление электроигрушки «Викторина» |
1 |
|
|
58 |
Конструирование из бумаги «Летающие модели» |
1 |
|
|
59 |
Шитье «Мешочек для обуви» |
1 |
|
|
60 |
Конструирование из картона «Уточка с движущимся клювом» |
1 |
|
|
61 |
Конструирование из картона «Мишка-попрыгунчик» |
1 |
|
|
62 |
Поделки из бумаги и картона «Пальчиковый театр» |
1 |
|
|
63 |
Поделка из бисера «Цветок» |
1 |
|
|
64 |
Поделка из бисера «Цветок» |
1 |
|
|
65 |
Комбинированная игрушка-подарок «Клоун» |
1 |
|
|
66 |
Комбинированная игрушка-подарок «Клоун» |
1 |
|
|
67 |
Урок-экскурсия «Весна, весна на улице!» |
1 |
|
|
68 |
Праздник «Очумелые ручки» |
1 |
|