Предметно игровая среда
Документы для скачивания
ПРЕДМЕТНО- ИГРОВАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИГР В развитие ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период- игре. В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. Высоко оценивая воспитательную роль игр А. С. Макаренко. По его мнению, игра имеет тоже значение, какое у взрослого работа. В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. В игре происходит «оживление» игрушек. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, «создает» новую действительность. Эта особенность очень убедительно охарактеризована Л. Н. Толстым в повести «Детство». Для возникновения и развития игр нужна правильная организация предметно- игровой среды. Педагоги должны создать адекватную предметно- игровую среду для обогащения содержания игр. Правильно организованная предметно – игровая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе учебно- воспитательном процессе. От того, как устроена предметно – игровая среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены, зависит развитие ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова. В дошкольных учреждениях особое значение придается предметно- игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Игры и игрушки в развивающей среде детского сада занимают ведущее место. Предметно- игровая среда это живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. В групповой комнате должно быть достаточное количество разных игрушек, которые нужно расставить таким образом, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию того или иного сюжета. Поэтому в игровой комнате создают зоны, специально предназначенные для разнообразных игр. Наблюдения за играми детей показывают, что мальчики любят играть с крупным строительным материалом, конструктором « Лего », а девочки охотнее играют с куклами – лечат, купают их, играют в детский сад. Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим детям играть как по- одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны находиться в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши могли легко находить нужные для игры предметы. Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Это позволяет детям в соответствие со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно играть, не мешая друг другу. Если ребенок прервал игру, не следует сразу же требовать от него, чтобы он убрал игрушки на место или самим убирать их. Сохранение игрового пространства способствует возобновлению игровых действий, осмыслению дальнейших игровых действий. Выдающий русский педагог И. А. Сикорский рассматривал игру как деятельность, как условие умственного развития, как школу мышления. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушкам в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной деятельности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Главное педагогическое требование к игрушкам – возрастная адресованность и соответствие игрушек разным видам игр. При отборе игрушек важно ориентироваться на «зону ближайшего развития». В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, театральные, музыкальные, спортивные. Игрушка должна быть интересной для ребенка, вызывать желание играть. И так из всего вышесказанного можно сделать вывод: правильная организация предметно – игровой среды является одним из важных условий возникновения и развития игры. Список используемой литературы. 1. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. - М. : Просвещение. 1983. - 192с. 2. Л. С. Выготский. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М. : Просвещение, 1991. - 93с. 3. О. В. Гударева. Психологические особенности сюжетно- ролевой игры современных дошкольников/ Автореферат дис. канд. психол. наук – М. , 2005. - 120с. 4. Е. А. Флерина. Игра и игрушки. – М. , 1964. - 163с.