Основное содержание ФГОС ДО
Документы для скачивания
Комплексный подход к реализации образовательных областей ФГОС ДО 17 октября 2013 года приказом № 1155 Минобра был утвержден ФГОС дошкольного образования. В обсуждении проекта этого стандарта приняли участие большое количество людей – специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей, школьных педагогов. Окончательный вариант стандарта значительно отличается от предложенного к обсуждению: в нем были учтены множественные пожелания и рекомендации. Как считали разработчики, стандарт должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность детей, их мотивацию в достижении успеха, должен раскрепостить педагога, позволить педагогу проявить свои творческие возможности, должен обозначить обязательства государства перед ребёнком на дошкольное образование. Задача разработчиков была учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка. Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. В основу стандарта положены принципы гуманизации взаимоотношений детей со взрослыми, поддержки разнообразия детства, уважения к личности ребенка, при этом реализация образовательной программы предполагается в формах, специфических для детей конкретных возрастных групп. Главной целью стандарта является повышение статуса дошкольного образования, обеспечение уровня и качества дошкольного образования, соблюдения равенства возможностей каждого ребенка. Перед дошкольным образованием поставлены множество задач, основные из них – это охрана физического и психического здоровья детей, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, формирование общей культуры личности детей и другие важные задачи, обеспечивающие комфортное освоение образовательной программы. Станда рт вкл ючает в себя требования к объему и структуре образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения. Образовательная программа разрабатывается каждым ДОУ самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. Она формируется как программа развития личности детей дошкольного возраста и определяет объем, содержание и планируемые результаты. Программа должна быть направлена не только на создание условий развития ребенка, но и на создание развивающей образовательной среды. Программа должна обеспечивать социально- к оммуникативное, познавательное- речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода для групп с различной продолжительностью пребывания детей в течение суток: групп кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста( от 2- х месяцев до восьми лет) , в том числе разновозрастных групп. Требования к условиям реализации программы включает требования к психолого- педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно- пространственной среде. В целях эффективной реализации программы дошкольного образования должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников ДОУ, их консультативной поддержки и организационно- методического сопровождения образовательного процесса. Квалификация педагогических и учебно- вспомогательных работников должна соответствовать действующим квалификационным характеристикам соответствующих должностей работников образования. Педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в ФГОС. В случае включения в группу детей с ограниченными возможностями здоровья и( или) иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, прописана возможность привлечения сверх нормативов дополнительных педагогических кадров, имеющих соответствующую квалификацию, Материально- технические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают требования, определяемые в соответствии с санитарон- эпидемиалогическими и противопожарными нормами и правилами, требованиями к средствам обучения и воспитания, оснащенности помещений развивающей предметно- пространственной средой, учебно- методическими комплектами, оборудованием, предметами оснащения. Результатам освоения программы соответствуют целевые ориентиры дошкольного образования, представляющие из себя социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, не должны влиять на оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, аттестацию педагогических кадров, тем боле, на распределение стимулирующего фонда оплаты труда в ДОУ. Таким образом, ФГОС задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. Стандарт разработан не на пустом месте, а с учетом всего лучшего, что создано на данный момент в российском дошкольном образовании. Более того- является своего рода «охранной грамотой» его достижений от различных форм разрушительного администрирования. Стандарт ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ, а не штамп для тиражирования бумажных форм. Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года новый закон «Об образовании в РФ» впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того- исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень.
Психолого- педагогическая поддержка развития личности ребенка как основа реализации ФГОС Психолого –педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения заключается в педагогической актуализации личностного развития ребенка, обеспечении его физического, психического и социального здоровья. Для успешной реализации программы дошкольного образования дети должны быть обеспечены уважением взрослых к их человеческому достоинству, формированием и поддержкой собственной положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. В образовательной деятельности необходимо использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, при этом недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление их развития. Построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе взаимодействия взрослых с детьми и ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, и учитывающего социальную ситуацию его развития. Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия. Дети свободно задают вопросы, обсуждают информацию и подвергают ее сомнению, делают собственные выводы, воображают, мыслят, ведут диалог. Необходима поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. Дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда взрослые могут пытаться направить эту деятельность( как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами. Одной из важных задач психологической службы ДОУ является психологическое просвещение и обучение. Его цель – создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей. Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Рекомендуется проводить со слушателями тренинговые занятия, на которых взрослым дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают ситуации вместе с ними. Особое внимание следует уделить поддержке родителей и вовлечению семей непосредственно в образовательную деятельность. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Вместе с формированием гуманистической направленности образования стала развиваться идея психолого- педагогического сопровождения развития детей. Она возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Психолого- педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие. Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов: Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути. Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы. В соответствии с этими принципами позиция психолога и педагогов позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений. Этот метод требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии. Для решения образовательных задач, как определяет ФГОС, может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики, или мониторинга. Результаты педагогической диагностики( мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, таких, как индивидуализация образования, или оптимизация работы с группой детей. Психологическая диагностика развития детей может быть проведена только по отдельным показаниям с привлечением квалифицированных педагогов- психологов или психологов. Участие ребёнка в психологической диагностике возможно только с согласия его родителей или законных представителей. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Предметно- пространственная развивающая образовательная среда при реализации ФГОС Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Так, предметно- пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, быть содержательно- насыщенной, методически обеспеченной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая предметно- пространственная среда должна иметь пространства для игры, учебных занятий, конструирования, подвижных игр, а также предусматривать возможность уединения детей. При современном проектировании и строительстве зданий для ДОУ требования к помещениям для реализации предметно- пространственной среды предусмотрены, но если учесть, что большинство зданий детских садов были построены во второй половине прошлого века и не имеют достаточного пространства для организации образовательного процесса, перед коллективами ДОУ стоит серьезная задача. Для увеличения размеров открытого пространства дизайнеры предлагают активнее использовать мебель- трансформеры, когда обычные столы, например, могут превращаться в мольберты, мольберты – в теннисные столы. Подъемные кровати могут встраиваться в стены, ширмы могут разделять пространство на удобные зоны для занятий, игр или уединения. Психологи считают, что у современных детей большие проблемы с воображением. Поэтому у них должна быть возможность домысливать, представлять себе каждый раз новые условия игры. А в точном, буквальном интерьере и додумывать нечего. Поэтому интерьер не должен быть законченным, в нем должен быть предусмотрена возможность вариантности. Дизайнеры говорят: стены групповых комнат не должны быть полупустые. Надо все оборудование, которое расположено в комнате- лампы, светильники, приборы для кондиционирования, использовать для декора, а для оформления использовать положительных отечественных мультяшных героев. Узкие длинные коридоры рекомендуется разделить цветом на отдельные участки, чтобы зрительно сократить пространство и помочь ориентироваться малышам, которые будут знать: желтый цвет- дверь в группу, голубой – в туалетную, красный- в комнату. . . При выборе цвета предпочтение стоит отдавать желтому, он вызывает у ребенка радостные ощущения, но не отвлекает его от занятий или игры. При покупке мебели для ясельных групп лучше отдавать предпочтение так называемым" мягким модулям" . При проектировании предметно- развивающей среды главная задача заключается в том, чтобы учитывались особенности восприятия мира ребенком, при этом предметно- пространственная развивающая среда эстетично выглядела. При формировании предметно- развивающей среды необходимо: •избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; •создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук( масштаб" глаз – рука" ) , роста и предметного мира взрослых; •исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать" зоне актуального развития" самого слабого и находиться в" зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. На этапе проектирования предметно- развивающей среды желательно придерживаться следующих принципов: •дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком" глаза в глаза" необходимое условие установления оптимального контакта с детьми; •активности, самостоятельности, творчества– во зможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; •стабильности – динамичности, предусматривающего создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы; •комплексирования и гибкого зонирования, реализующего возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; • индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемого при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству; •эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов( в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво) ; •открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию( реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному" Я" ) ; •половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности.
Игровые технологии как условие реализации ФГОС Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, и как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой- либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Цель игровой терапии- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух- трех лет их основная задача- это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека( как мама) , интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели- педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Существуют, например, игровые технологии, направленные на развитие восприятия. Для детей З- х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится? ”- воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? ” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик- нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг( закрепляются знания) . Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же”- воспитатель может предложить малышу выбрать из 4- 6 шариков, кубиков, фигурок( по цвету, величине) , игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях( к примеру, рисует на заснеженном дереве листья) , а ребенок должен ее заметить. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно- действенным, наглядно- образным и логическим. Наглядно- действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно- следственные связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой( совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально- волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно- ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми- шутками. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях( театрализованные игры в коррекции заикания и др. ) . Театрально- игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально- насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого- педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Виды диагностики: медицинская( предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка) ; психологическая( предмет диагностики – психическое состояние ребёнка) ; педагогическая( предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы) ; управленческая( предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения) . Принципы диагностического обследования- принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики. - принцип доступности диагностических методик и процедур – зрительная наглядность становится главным условием получения необходимой информации( тесты с картинками) - принцип прогностичности Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. Существует большое количество методов педагогической диагностики. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются: - наблюдение- изучения продуктов деятельности детей- несложные эксперименты- беседы Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов. Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо! », «ты молодец! », «я вижу, у тебя всё замечательно получается! ». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечёт за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений. Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование. Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого- педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л. С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей. Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования. Обследование дошкольников проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни( вторник или же среда) . Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная. С ребенком работает один взрослый, это может быть психолог или воспитатель. Родители присутствуют при обследовании дошкольников. Ребенка не торопят с ответом, дают возможность подумать. Нельзя выказывать свои чувства по отношению к ответам ребенка. Не обсуждают результаты обследования дошкольника с родителями в его присутствии. Родителям обязательно в той или иной форме сообщают о результатах обследования. Совместно с родителями разрабатывается план индивидуальной работы с ребенком. Диагностическое обследование дошкольников и педагоги, и родители рассматривают как необходимую и важную помощь ребенку. Поскольку дошкольники уже на достаточном уровне овладели речью, реагируют на личность педагога, то возможно общение с ребенком, в ходе которого и проводится диагностики развития. Обследование дошкольников проводится как вербальным, так и невербальным методами. Так если психолог проводит беседу – диагностику, то в это время воспитатель осуществляет наблюдение за поведением ребенка во время обследования. Он наблюдает и фиксирует функциональное и эмоциональное состояние ребенка, проявления интереса( безразличия) к предлагаемым заданиям. Обследование проводится обязательно в игровой форме. Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что- то делать, лучше отложить диагностику. Наблюдения дают ценный материал для правильной оценки уровня развития ребенка, меры сформированности познавательной и мотивационной сфер. При интерпретации результатов диагностики необходимо выслушать мнение и пояснение родителей. Следует отметить, что диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года воспитатели не только конструируют образовательный проце сс в св оей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В середине учебного года диагностируются только дети группы риска, чтобы скорректировать планы индивидуальной работы с детьми по всем разделам программы. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметным областям( математические представления, развитие речи, изобразительная и музыкальная деятельность и т п. ) лишь условно. Образовательные программы для детей дошкольного возраста, в отличие от школьных программ, не только включают в себя содержание, связанное с обучением, но и достаточно подробно расписывают всю жизнь ребенка в детском саду. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для ребенка этого возраста в первую очередь важно не столько каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает дошкольник, далеко не всегда указывает на реальные результаты его образования, не говоря уже о том, что уравнивает всех детей в их пути развития.
Взаимодействие с семьями воспитанников как условие реализации ФГОС ДО. В XXI веке многие семьи озабочены решением экономических, социальных, политических проблем, а порой даже проблем физического выживания. С одной стороны, это понятно: жизнь диктует свои правила, под которые человеку необходимо подстраиваться, но, с другой стороны, получается, что родители иногда забывают о самом главном – воспитании своих детей. Детский сад пытается делать все необходимое для того, чтобы заинтересовать родителей в образовательно – воспитательном процессе. Для этого существуют разные направления: познавательное, наглядно- информационное, досуговое, организация дня открытых дверей. Для того чтобы полностью использовать возможность этих направлений, ДОУ должно несколько расширить свои рамки – стать более открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая" открытость внутрь" и" открытость наружу" . Придать дошкольному учреждению" открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем- то своем- интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем- то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя педагог" заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего- дети. И не только потому, что они узнают что- то новое. Важнее другое- они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. " Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как- то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные( вне дней открытых дверей) " визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада" изнутри" , начинают понимать объективность многих трудностей( мало игрушек, тесная умывальная комната и др. ) , и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это- первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? " Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться. Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном, через: приобщение родителей к педагогическому процессу; расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; информационно- педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой; разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка. Эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Современные технологии и открытость образования позволяют родителям отслеживать новости и события в жизни детей детского сада на расстоянии, обратившись на страничку сайта детского учреждения. В некоторых ДОУ имеется возможность наблюдать за образовательным и воспитательным процессом on- line. На сайте также можно задать вопросы, оставить отзывы и пожелания персоналу детского учреждения. Да, на это все нужно время, но это время принесет положительные результаты, так как родители и ДОУ вместе – это большая сила для общего развития ребенка.