a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Занимательная математика"

Опубликовано: 2015-09-13 14:54:27

Проект «Занимательная математика»

 

Актуальность проекта.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства  и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы.

Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания  данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно  привить детям любовь к математике, показать ее значимость вокруг нас, ее важное участие во всех видах деятельности. Проводя занятия по другим    видам деятельности доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.  Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный    стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в социальном, экономическом пространстве системы образования, требованиями к обучению. Актуальным является поиск современных подходов для создания системы работы, направленной на умственное развитие дошкольников, проявление своих природных способностей, развитие самостоятельности, инициативы, творческого потенциала. Проявление и дальнейшее развитие математических способностей зависит от усвоения определенного запаса знаний и наличия умений применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности. Актуальной проблемой является: формирование элементарных математических представлений ориентировано на всестороннее развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране и укреплению здоровья; ориентации в том, что окружает детей, правильное оценивание различных ситуаций, принятие самостоятельного решения, развитие индивидуальности. 

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям. Возникает вопрос, как можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста? Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Актуальным является формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радости от творчества, увеличение объема внимания и памяти, формирование мыслительных операций. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что компоненты предметно-развивающей среды (пространство, время, предметное окружение) способствуют формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения. Повышение самостоятельности и познавательных интересов определяет широкое применение познавательной литературы, справочной.

Проблема формирования и развития математических способностей одна из наиболее важнейших проблем в дошкольной педагогике. В настоящее время разработаны достаточно много методик и программ по этой проблеме.

В процессе анализа программ особое внимание уделяется методической литературе, рекомендуемой авторами для реализации программного содержания. Как правило, мы видим, что каждый из дидактов посвятил свое научное исследование одной или двум темам. Так, например, А. М. Леушина работала в основном над проблемой формирования у детей количественных представлений, Т. Д. Рихтерман создала систему развития временных представлений у детей, Н. И. Непомнящая предложила систему обучения решению арифметических задач на основе моделирования, В. В. Данилова описала методику работы с детьми раннего возраста по формированию математических представлений.

Проблема развития интеллектуально-математических способностей на начальном этапе становления личности достаточно широко представлены в психологических и педагогических исследованиях Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Т. В. Кудрявцевой, Н. И. Непомнящей, Н. Н. Поддьякова, Д. Б. Эльконина, Е. Е. Сапоговой, Б. М. Теплова и др.

Математическое развитие дошкольников, по мнению А. А. Столяра, – это «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений». С точки зрения Е. И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций». В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легли идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса  непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.

 

Вид проекта: информационно-творческий

 Продолжительность проекта: долгосрочный

 Участники проекта: дети группы

 Цель проекта: - Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейших логических структур  мышления и математических представлений,  создание условий для усвоения и закрепления знаний детей.

Задачи:

Образовательные:

Формировать общее представление о множестве и числе;

Формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах  20;

Знакомить с составом числа;

Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;

Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;

Учить сравнивать множества;

Знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

Развивать логическое мышление;

Развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;

Развивать мелкую моторику, глазомер;

Развивать  инициативу;

Воспитательные:

Воспитывать внимание;

Воспитывать организованность;

Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

Отличительная особенность проекта.

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В ходе занятий используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет  снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают  много  нового, учатся обобщать.

   Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас  детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

  Учебный материал организован по следующим разделам:

  • Количество и счет.
  • Величина.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Ориентирование во времени.
  • Геометрические фигуры.
  • Логические задачи.

Педагогические действия:

– создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебно-воспитательного процесса;

– новые знания постигаются детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;

 – необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;

– большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;

– у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

Формы и методы работы:

 – организованная образовательная деятельность (индивидуальные занятия учебно-развивающего характера);

– самостоятельная деятельность детей;

– совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;

– математические развлечения;

 – отгадывание загадок, занимательных вопросов, головоломок, шуточных задач;

 – чтение математических сказок.

Проект  позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

– экспериментирование;

– моделирование;

– воссоздание;

– преобразование;

– конструирование;

 – практические (игровые).

Материал математической зоны постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

В ходе занятий:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
  • необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

 

Этапы реализации проекта:

I этап Организационный.

 Составление проекта поэтапного плана работы;                   

Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;

Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

 подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности.

II этап Планирование реализации проекта.

Определение задач воспитательно- образовательной работы;

Планирование деятельности;

Разработка конспектов игр -  занятий, КВН

 III этап Реализация проекта

Задачи:

Определить новые направления в работе с родителями .

Составить новые формы работы  с детьми.

Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.

Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;

Развитие пространственного и логического мышления;

Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач.

 

Предполагаемые результаты:

üсовершенствование уровня профессионального мастерства педагога по        теме  проекта;                                                                                                                      

üстановление готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, применять знания в играх;

üучастие родителей группы в организации работы по проекту;

üжелание поделиться с педагогами и детьми своими знаниями;

üразмещение проекта в интернете;

üнакопление методической литературы и дидактического материала;

üрасширение взаимодействия с образовательными учреждениями.                              

При изучении математики удается активизировать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста, повысить уровень учебной мотивации, учить применять полученные знания в различных ситуациях, повысить качество знаний. Формирование элементарных математических представлений невозможно осуществить с наибольшим положительным результатом опыта без активной роли родителей. Вовлечение их в решение задач математического развития детей работа осуществляется через формы взаимодействия: анкетирование, практикум, памятки, консультации. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками:  дидактические игры;  дидактический материал: головоломки, лабиринты, коллажи, природный материал; методические  пособия.

В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты: в группе собраны наглядно-дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература; у детей появился интерес к занимательной математике; установлены взаимоотношения между детьми и родителями.  

 

Оставить комментарий: