Конспект интегрированный непосредственно-образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста "Грибы"
Документы для скачивания
(коммуникация, познание, художественное творчество, музыка)
Задачи: - воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации.
- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях;
- учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные) ;
- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;
- развивать у детей речь и познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, умение анализировать, делать выводы;
- активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы», развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, продуктивная деятельность.
Оборудование: мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок», раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, магнитофон, запись «Голоса леса», телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок) . Основа для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик», заготовка гриба. Цветная бумага гофрированная (оранжевая, красная, коричневая, желтая, черная, клей-карандаш, салфетка на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание грибов (муляжи, экскурсия в лес, беседа о характерных признаках грибов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок. Сейчас я включу телефон, и вы его услышите:
Я веселый старичок
Старичок-Лесовичок!
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову.
Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка?
Отправляемся в путь. Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от садика.
Воспитатель: Предлагаю вам встать друг за другом — как вагончики и под веселую музыку двинуться в путь (во время музыкальных пауз объявляю остановки, «открываю» и «закрываю» двери воображаемых вагонов, при движении нужно идти топчущим шагом и вращать перед собой руками, изображая колеса, а также произносить звукоподражание: «Чух-чух-чух. ») .
- Станция «Лесная»! Вот мы и приехали в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки» (расставленные полукругом) .
- Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет Старичок – Лесовичок, но он пока боится выйти из леса и прячется от вас.
- Чтобы старичок Лесовичок не боялся вас, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке — я скажу слово, а вы добавьте к нему «лесной».
Воспитатель: задаю вопросы ребятам
- Гриб какой?. (лесной) (дорога, озеро, ягоды, листочек, поляна, воздух, тропинка, запахи, дерево).
- Ребята, давайте позовем Лесовичка: «Старичок - Лесовичок, выйди к нам! » с разной интонацией (шепотом, погромче и совсем громко).
Показываю детям поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми и говорит, что он хочет им что-то показать. Но сначала просит ответить на его вопросы:
- Какое сейчас время года? (Осень).
- Что осенью в лесу созревает? (Ягоды, грибы.)
- Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы или ягоды (уточнить какие? »
Предлагаю детям от имени Лесовичка пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы.
Старичок - Лесовичок : Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика, собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений).
Старичок - Лесовичок : зачитывается стихотворение
По дорожкам, по тропинкам,
В лес осенний мы пойдем.
Бод березкой, под рябинкой
Мы грибочков наберем.
Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (плоские их изображения) .
- Как называется гриб, который ты нашел?
- Какой он - большой или маленький?
- Какого цвета у него шляпка, ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая? Почему гриб так назван?
Когда грибы будут названы и описаны, предлагаю положить их в общую корзину.
- Какие в корзине собраны грибы — съедобные или несъедобные?
Дети: Съедобные. - Какие несъедобные грибы вы знаете? Почему их так назвали — „несъедобные"? »
Старичок - Лесовичок : Есть грибы ядовитые. В «несъедобных» грибах есть яд, который может вызвать отравление, может человек даже погибнуть. Собирать грибы нужно только хорошо известные нам.
Рассматриваем грибы, которые собрали в лесу.
Старичок – Лесовичок: достает из корзинки «грибы». Загадывает загадки.
Круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)
Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички)
На нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)
Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик)
Сравнение грибов по схеме
Сравним эти грибы: лисичка и подберезовик, рыжик и белый гриб
- Чем они похожи и чем отличаются?
Старичок – Лесовичок: - Так какие же грибы можно найти в наших лесах?
- Ребята, кто знает этот гриб? (рассказы детей по картинке) .
Маслята, опята, белый гриб, мухомор, рыжик, подберезовик.
Старичок – Лесовичок: Следующая остановка «Грибная»! Ребята, какие дары преподносит нам лес?
Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.
Старичок – Лесовичок: А что можно приготовить из грибов?
Дети: Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные.
Старичок – Лесовичок: Вот какие подарки преподносит нам лес! Давайте высушим грибы на зиму (дидактическая игра «Засуши на зиму»). Соберите грибы на ниточку только те, которые можно есть.
- Какие грибы остались на столе?
Дети: Мухоморы, бледная поганка. Почему?
Дети: Ядовитые.
Старичок – Лесовичок: Правила поведения в природе при сборе грибов. Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.
- А вы знаете зачем?
Дети: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?
Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.
Двигаемся на электричке к следующей станции
Старичок – Лесовичок: Наша станция «Мастерилка»!
Ребята, мои друзья - белочка и ежик болели, и поэтому не успели собрать грибы на зиму. Нужна ваша помощь.
Старичок – Лесовичок: Как мы можем помочь?
Дети: Надо помочь насобирать им грибов.
Старичок - Лесовичок: Правильно! В беде нельзя оставлять зверей.
Воспитатель: Я предлагаю изготовить грибы из бумаги и оставить их в лесу
Предлагаю детям сесть и размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"
Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу)
в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)
Мухомор красный – гриб опасный,
а второй – лисичка, рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело! »
(на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)
Продуктивная деятельность «Грибы» (аппликация из бумаги).
Воспитатель показывает небольшую корзиночку.
— Чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб)
Посредством беседы, уточняю с детьми строение грибка (его части, форму). При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая»). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.
Как нужно работать с гофробумагой. В замедленном темпе показываю и объясняю приемы работы:
Объяснение задание:
Показываю детям основу для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик».
— Каждый сделает по одному грибку для зверей, а для кого, вы выберите сами.
В процессе работы помогаю детям в закреплении приема - скатывания комочков из бумаги (индивидуальный показ). Слежу, как дети составляют композицию, в какой последовательности наклеивают части аппликации: ножка, шляпка.
Звучит спокойная музыка.
Самостоятельная работа детей.
Предупреждаю об окончании работы.
Ребята, нам нужно поторапливаться, последняя электричка из леса отправляется через … минут.
Готовые работы прикрепляются к основе, ребята угадывают название грибов.
Старичок – Лесовичок: Молодцы! Я уверен, что зверята обрадуются, увидев ваш подарок. Они всегда будут рады видеть вас в своих владениях.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся со Старичком - Лесовичком .
- А нам пора возвращаться в детский сад. Заходим в электричку и отправляемся в обратном направлении через все станции.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес. Остановка «Детский сад»! На каких остановках мы побывали? На какой остановке вам понравилось больше всего? Как используют грибы в пищу? Почему нельзя рвать грибы с корнем? Что нужно знать тем, кто собрался в лес собирать грибы?
Воспитатель: Всем спасибо за работу.