Движение - основа здоровья
Документы для скачивания
Консультация для родителей. Тема беседы: «Движение- основа здоровья». Вопросы для обсуждения: 1. Значимость и важность двигательной активности в жизни и развитии ребенка. 2. Знакомство с играми и упражнениями, направленными на развитие двигательных функций ребенка. «Движение –э то жизнь»- эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходима уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни. Физическое воспитание детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь большая часть жизни ребенка проходит в семье, развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи. Родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребенка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой( продолжительностью 10 минут для малыша, 15 минут для среднего, 20 минут для старшего дошкольного возраста) . В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях для укрепления свода стопы и формирования осанки. Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 5- 6 упражнений. Повторять их надо 5- 6 раз. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребенком, показывая ему последовательность движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперед спиной и т. п. Вы можете чередовать ходьбу с бегом, прыжками с изменением ритма, направления и темпа движения. Для занятий дома физкультурой не требуется специальных тренажеров, нужно лишь немного свободного места, 15- 20 минут времени ежедневно и польза станет видна очень скоро. Общеукрепляющие упражнения «Две лягушки» Видим, скачут по опушке ( Руки на поясе. ) Две зеленые лягушки. ( Полуприседания вправо- влево. ) Прыг- скок, прыг- скок, Прыгать с пятки на носок. ( Переступание с носка на пятку. ) На болоте две подружки, ( Руки на поясе. ) Две зеленые лягушки, ( Полуприседания вправо- влево. ) Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали. Вправо наклонились, влево наклонились. ( Выполнять движения в соответствии с текстом. ) Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям физкультпривет! ( Ходьба на месте. ) «Буратино» Буратино потянулся. Раз- нагнулся. Два – нагнулся. Руки в стороны развел, ( Выполнять движения в соответствии с текстом. ) Ключик, видно, не нашел. ( Жест сожаления. ) Чтобы ключик нам достать, ( Повороты вправо- влево. ) Нужно ( Руки вверх. ) На носочки встать. ( Подъем на носки. ) «Птички» Ой, летали птички, птички- невелички. Все летали, все летали, крыльями махали. ( Махать руками, как крыльями. ) На дорожку сели, зернышки поели. Клю, клю, клю, клю, как я зернышки люблю. ( Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке. ) Перышки почистим, чтобы были чище. Вот так, вот так, чтобы были чище. ( Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя. ) Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам. Прыг- скок, прыг- скок, прыгаем по веткам. ( Прыжки на месте. ) А собачка прибежала и всех птичек распугала. Кыш- полетели, на головку сели, ( Руки положить на голову. ) Сели, посидели и опять полетели П олетели, полетели, на колени сели… Сели, посидели и совсем улетели. ( Махи руками. ) Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия Упражнения на гимнастическом мяче. Ребенка сажают на большой мяч. Взрослый стоит на коленях лицом к ребенку и, держа его за бедра, немного отклоняет его влево, вправо, вперед, назад. Ребенок, балансируя, пытается удержатся на мяче. Ехали, ехали, в лес за орехами. Ехали, ехали, в лес за орехами. ( Ребенок сидит на коленях у мамы к ней лицом. ) По гладенькой дорожке. По кочкам, по кочкам, ( Колени мамы в ритме прибаутки сначала поднимаются одновременно, затем поочередно: ребенок двигается вертикально, затем покачивается. ) Рысью, ( Темп движений возрастает. ) Шагом- ( Темп снижается. ) В яму бух, раздавили сорок мух. ( Колени мамы расходятся в стороны, ребенок «проваливается», продолжая держаться за руки матери. ) «По ровненькой дорожке» По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке Ш агают наши ножки, раз- два, раз- два. ( Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности. ) По камешкам, по камешкам, Раз- два, раз- два. ( Ходьба по неровной поверхности: ребристая дорожка, грецкие орехи, горох. ) По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке. ( Ходьба по ровной поверхности. ) Устали наши ножки, устали наши ножки. ( Присесть на корточки. ) Вот наш дом, в нем живем. ( Сложить ладони, поднять руки над головой. ) Упражнения на развитие восприятия ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела. В процессе упражнений нормализуется эмоциональная сфера, укрепляются семейные взаимоотношения и реализуются задачи, связанные с общим развитием движений. «Пробуждение» Потягушеньки, растянушеньки ( тянется звук «у») ( В кроватке, при пробуждении, ребенок лежит на спине: руки малыша поднимаются вверх, руки матери скользят вдоль тела от кончиков пальцев до стоп. ) Роток- говорушеньки, руки- хватунюшеньки, ноги- ходюнюшеньки. ( затем дотрагиваются до губ, до рук- пальцы ребенка сгибаются, до ног- стопы ребенка ставятся на постель и топают) . «Укладывание в кроватку» Сон да дрема по качульку брела, По качульку брела, к дочке в люльку забрела. ( Ребенка укачивают на руках, при соответствующих словах, которые могут напеваться мамой, его руки скользят по кроватке, и он осторожно и медленно укладывается. ) Люлюшеньки, люли, прилетели голуби. Стали гули ворковать, у меня дочка- засыпать. ( Пальцы матери нежно поглаживают лоб ребенка. ) Спи- ка, дочка моя, покачаю я тебя. Байки- качи, под подушку калачи, В ручках- прянички, в ножках- яблочки…( Руки малыша кладутся под подушку, мама бережно поглаживает ему ноги и укрывает ребенка одеялом. Продолжая напевать, мама легонько покачивает кровать. ) «Стенка, стенка» Стенка, стенка, ( Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой) Потолок, ( лба) Раз ступенька, ( подбородка. ) Два ступенька, ( места над верхней губой. ) Дзынь – звонок. ( и кончика носа малыша. ) ( Затем упражнение выполняется пальцами самого ребенка. ) «Черепаха» Шла купаться черепаха( Пальцы взрослого касаются рук, плеч, груди, живота, ног ребенка. ) И кусала всех со страху. ( Взрослый легонько пощипывает ребенка. ) « Кусь, кусь, никого я не боюсь». ( Грозит указательным пальцем ему. ) Игры в кругу Очень полезно устраивать детские праздники дома. Здесь Вам тоже помогут игровые упражнения. Формировать круг общения для своего ребенка, помогать ему выстраивать отношения и развивать умение общаться со сверстниками- все это задачи, которые вы сможете решать во время домашних детских праздников. «У оленя дом большой» У оленя дом большой, ( Руки над головой изображают крышу дома. ) Он глядит в свое окошко ( Показать пальцами «окошко») Заяц по лесу бежит ( Бег на месте. ) В дверь к нему стучится: Тук- тук, дверь открой, ( Имитация стука в дверь поочередно правой и левой рукой. ) Там в лесу охотник злой! » ( Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад. Осматриваться. ) «Заяц, заяц, забегай! Лапку мне давай». ( Зазывные движения рукой. Протянуть руку с открытой ладонью. ) «Колпачок» Колпачок, колпачок, Красные сапожки, Тоненькие ножки. ( Дети водят хоровод вокруг одного ребенк а- «Колпачка». ) Мы тебя поставили, Танцевать заставили. ( Колпачок, танцуя, поочередно выставляет вперед на пятку то правую, то левую ногу. ) Танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь. ( Колпачок выбирает детей, обходя их по кругу. ) Я, по правде, люблю всех, А вот…( имя любого выбранного ребенка) лучше всех! ( Колпачок указывает на одного из детей и называет его имя, вместе танцуют. ) Пальчиковые игры Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте- это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом вам помогут пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отображают реалии окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуют моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кроме того родителям( и детям) гораздо легче будет перенести долгую дорогу в поезде, машине, автобусе или стояние в очереди, если пальчики будут заняты интересными играми. «Замок» На двери висит замок, ( Пальцы взрослого сплетаются с пальцами и сжимают его ладонь. ) Кто его открыть бы смог? ( Рука взрослого то сильнее, то слабее сжимает кисть ребенка. ) Потянули, ( Пальцы взрослого, вставленные между пальцами ребенка, сжимают их, тянут. ) Покрутили, ( Затем крутят. ) Постучали и открыли. ( Ладонь взрослого стучит о ладошку ребенка, а затем взрослый резко высвобождает пальцы ребенка. ) Это упражнение сначала выполняется взрослым и ребенком, а затем «замок» создают только руки самого малыша. «Божьи коровки» Божьей коровки папа идет. ( Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу. ) Следом за папой мама идет. ( Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу. ) За мамой следом детишки идут. Вслед за ними самые малышки бегут. ( «Шагать» обеими руками вместе. ) Красные юбочки носят они, ( Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу. ) Юбочки с точками черненькими. ( Постучать указательными пальцами по столу. ) Папа семью в детский садик ведет, После занятий домой заберет. ( Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу. ) «Погода» Холодно. Осень. Пальцы мои Дружно ругают холодные дни. ( Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием. ) Пальчик- малыш жалуется: «Ой- ой- ой! Холод- то какой! » ( Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках. ) Указательный палец шепчет тихонько: «Эх- эх- эх! А вдруг пойдет снег? »( Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец. ) Средний палец ворчит: «Ох- ох- ох! От ветра я оглох! »( Сгибает и разгибает средний палец. ) Безымянный палец кричит: «Ай- ай- ай! Солнце, вылезай! » ( Сгибать и разгибать безымянный палец. ) Здоровяк большой палец восклицает: «Ах- ах- ах! Жаль, я не в сапогах! Ух- ух- ух! Дайте мне кожух! »( Сгибать и разгибать большой палец. ) Дорогие родители! Движение- это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.