Закаливание детей дошкольного возраста
Некоторые приёмы закаливания
1.Обширное умывание
Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Ребёнок должен:
-
открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
-
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
-
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
-
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, проговаривая «раз, два» и т. д.
2. Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
3. Полоскание полости рта
Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.
Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.
На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!»
Раствор : на литр кипяченной воды — 20 грамм йодированной соли.
4.«Босоножье»
- технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t емли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим ее с раннего возраста.
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Группа |
Виды ходьбы и дозировка |
|||
Теплый период |
Время |
Холодный период |
Время |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ранний возраст |
Ходьба и бег по одеялу и деревянному настилу |
5-30 минут |
Ходьба и бег по ковру в носках |
5-30 минут |
Младшая группа |
Ходьба и бег по теплому песку и траве |
5-45 минут |
Ходьба по ковру босиком |
5-30 минут |
Средняя группа |
Ходьба и бег по мокрому и сухому песку, траве, асфальту |
5-60 минут |
Ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу |
5-30 минут |
Старшая группа |
Ходьба и бег по земле, воде, асфальту |
5-90 минут |
Ходьба и бег босиком по полу группы |
5-30 минут |
Подготовительная группа |
Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли |
От 5 минут и неограниченно |
Свободный бег и ходьба в группе |
5-30 минут |
Закаливание солнцем.
Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.
Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22С и выше для грудных детей и при 20С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12ч дня, в более жарком климате с 8 до 10ч утра, Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 -20 мин, всего за лето не более 20 - 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30С. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма. Искусственное ультрафиолетовое излучение в настоящее время многие авторы рекомендуют назначать детям раннего возраста крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.
Воздушное закаливание предусматривает ежедневные прогулки независимо от погоды. Время прогулок должно быть постоянным и соблюдать его необходимо точно. Лучше всего совершать прогулки между завтраком и обедом. Длительность прогулок 2-2,5 часа. Причиной отмены прогулок может быть проливной дождь, большой мороз с сильным ветром. Одежда должна быть удобной и соответствовать погоде.
Воздушные ванны следует начинать применять с 2-3-месячного возраста. Комната предварительно проветривается, температура при этом должна быть 23- 24°, продолжительность ванны 2-3минуты, затем температуру снижают до 13°, а время воздушной ванны постепенно увеличивают до 15 минут.
Воздушные ванны проводить лучше через час после еды. Для детей 3-7 лет воздушные ванны в сочетании с движениями начинать весной и летом. Для детей других возрастных групп воздушные ванны летом нужно проводить на улице в теневых местах. При этом можно предложить ребенку какое-то интересное занятие. Кроме того, важно приучить детей спать в местах с постоянным доступом воздуха на улице, веранде или хотя бы при открытом окне или форточке.
Солнце влияет на рост и развитие живых организмов, его считают источником всего живого. Солнечный свет укрепляет деятельность центральной нервной системы, оживляет обмен веществ, повышает сопротивляемость. В солнечном спектре имеются ультрафиолетовые лучи, под влиянием которых в коже образуется витамин Д (противорахитический). Однако к солнечным процедурам нужно относиться очень осторожно, так как после продолжительного пребывания на солнце у детей появляется слабость, раздражительность.
При принятии солнечных ванн ложиться следует ногами к солнцу, голова должна быть в тени. Продолжительность первого сеанса-4 минуты. Затем через каждые 3 ванны надо добавлять 4 минуты; постепенно продолжительность солнечной ванны доводится до 20-30 минут. Во время солнечной ванны ребенок должен менять положение: лежать на спине, боках, животе.
По окончании солнечной ванны надо перейти к обливанию водой, температура которой 26-28°. Вода действует сильнее на организм., чем воздух, потому что обладает теплопроводностью.
При закаливании водой нужно подобрать наиболее подходящий способ его (обтирание, обливание, купание) или постепенно переходить от одного к другому.
Начинать закаливание можно простым умыванием с постепенным снижением температуры до 15°, мыть при этом руки, шею, лицо, ноги, грудь.
Обтирание - наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и ослабленным детям. Рукавичкой, сшитой из мохнатой ткани, обтирают тело по частям - руки, шею, грудь, живот ноги, спину. Руки и ноги обтирают от пальцев вверх. Длительность первого обтирания 6 - 8 минут, при этом в воду можно добавлять соль и постепенно температуру воды 34 - 350снижать до комнатной. Детям 3лет - до 24 - 280. После обтирания надо протереть тело ребёнка сухим полотенцем.
Обливание для здоровых детей в летнее время можно начать без предшествующего обливанию обтирания. Первоначальная температура воды должна быть 39°, затем через каждые три дня можно снижать её на 1-2°, В теплые дни обливание делать на воздухе, в холодные-- в помещении.
Очень благотворно на организм ребенка влияет душ. Температура воды при принятии его должна быть для детей 1-2 лет 36-37° (затем снижается до 28°), а для детей 3- 7 лет - от 26 до 18°.
Лучшим видом гидропроцедур является купание. Купание следует начинать при установившейся погоде, лучше всего при температуре воды 23-24°. Место для купания должно быть чистым, дно ровным. Купаться нужно один раз в день. В воде находиться 5-8минут. После купания докрасна растирать тело и теплее одеваться. Лучшее время для купания между завтраком и обедом, спустя 1-2часа после еды, или после дневного сна (с 4 ч. 30 мин. до 5 ч.).
Водные процедуры широко применяются не только как средство для закаливания, но и как метод лечения при неврозах.
В нашей стране, как и во многих других, накоплен достаточный опыт по обучению плаванью грудных детей.
Плаванью можно обучать ребенка с трехнедельного возраста. В этом возрасте дети легче адаптируются к воде. В ходе обучения плаванью ребенок выполняет все упражнения с помощью взрослого.
Плаванью можно обучать в специальном бассейне или дома в ванне. Плаванье является не только закаливающей процедурой, но способствует совершенствованию двигательных умений и определенным образом воздействует на психику. Необходимо, чтобы пребывание в воде не вызывало у ребенка никаких неприятных ощущений, а напротив, способствовало положительным эмоциям -чувству радости, удовольствия. Необходимо, чтобы температура воды в ванне была в течение первых 5-6 занятий 37,5-37°, затем постепенно ее можно снижать и к 20-25 занятию довести до 34°. Продолжительность первых занятий 5-10 мин., последующих--25- 30 мин.
Занятия с ребенком плаваньем требуют не только сосредоточенности от взрослого, но и умения, которому следует специально обучаться. При плаванье ребенка в ванне или бассейне должны соблюдаться необходимые санитарно-эпидемиологические требования, которые бы позволили избежать возможные заражения и заболевания ребенка.
Следует к этой закаливающей процедуре подходить индивидуально и под тщательным медицинским контролем. При неумелом обучения детей в раннем возрасте плаванью может нарушаться правильное расположение органов, а также могут возникать аномалии в костно-мышечном аппарате. Следовательно, обучение плаванью в этом возрасте должно вестись с большой осторожностью.
Специальным видом закаливания является гимнастика, которая воспитывает в человеке умение владеть своим телом, своими движениями. Гимнастика укрепляет организм, способствует улучшению дыхания, кровообращения и даже пищеварения.
Когда встанет вопрос о переходе от закаливания к систематическим занятиям физкультурой, то необходимо будет обратиться за советом к врачу и методисту по физкультуре, они помогут учесть слабые и сильные стороны физического развития вашего ребенка и предложат ему самый подходящий вид спорта.
Оздоровление в детском саду
Организация двигательного режима
Формы организации |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Поготов. к школе группа |
Организованная деятельность |
6 час/нед |
8 час/нед |
10 час/нед |
10 час и более/нед |
Утренняя гимнастика |
6-8 минут |
6-8 минут |
8-10 минут |
10-12 мин |
Хороводная игра или игра средней подвижности |
2-3 мин |
2-3 мин |
3-5 мин |
3-5 мин |
Физминутка во время занятия |
2-3 мин |
2-3 мин |
2-3 мин |
2-3 мин |
Динамическая пауза между занятиями (если нет |
5 мин |
5 мин |
5 мин |
5 мин |
Подвижная игра на прогулке |
6-10 мин |
10-15 мин |
15-20 мин |
15-20 мин |
Индивид. работа по развитию движений на прогулке |
8-10 мин |
10-12 мин |
10-15 мин |
10-15 мин |
Динамический час на прогулке |
15-20 мин |
20-25 мин |
25-30 мин |
30-35 мин |
Физкультурные занятия |
15-20 мин |
20-25 мин |
25-30 мин |
30-35 мин |
Музыкальные занятия |
15-20 мин |
20-25 мин |
25-30 мин |
30-35 мин |
Гимнастика после дневного сна |
5-10 мин |
5-10 мин |
5-10 мин |
5-10 мин |
Спортивные развлечения |
20мин |
30 мин |
30 мин |
40-50 мин |
Спортивные праздники |
20 мин |
40 мин |
60-90 мин |
60-90 мин |
День здоровья |
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
Подвижные игры во 2 половине дня |
6-10 мин |
10-15 мин |
15-20 мин |
15-20 мин |
Прогулки, походы |
|
|
1 час |
1,5 часа |
Самостоятельная двигательная деятельность |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Двигательная активность в течении дня
Дневная прогулка
-
Двигательная активность
-
Индивидуальная работа
группы |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
|
ясли |
1. |
Пи с ходьбой и бегом |
Пи с подпригиванием |
Пи на ориентирование в пространстве |
Пи с пением (словесные игры) |
Пи с бросанием и ловлей мяча |
2. |
Ползанье, лазанье |
Бросание, передача мяча |
Прыжки |
Ходьба с перешагиванием через предметы |
Катание мяча |
|
Мл. гр. |
1. |
ПИ с ползаньем и лазаньем |
ПИ с бегом |
ПИ с подпрыгиванием и прыжками |
ПИ с бросанием и ловлей мяча |
Игры-забавы на внимание и ориен. в прос. |
2. |
Прокатывание мяча |
Бросание и ловля мяча |
Ползанье и лазанье |
Ходьба с перешагиванием через предметы |
Прыжки |
|
Ср. гр. |
1. |
ПИ с бегом |
ПИ с бросанием и ловлей мяча |
ПИ с подлезанием, лазаньем |
ПИ с ползанье и игры-забавы |
ПИ с прыжками |
2. |
Бросание, отбивание мяча |
Прыжки через скакалку |
Метание в даль, цель |
Перепрыгивание, допрыгивание |
Ползанье, лазанье |
|
Ст. гр. |
1. |
ПИ с прыжками |
Игры-эстафеты |
ПИ с мячом |
Спортивные игры, пи с лазаньем |
Игры-забавы,пи с бегом |
2. |
Метание в даль, в цель |
Отбивание мяча |
Прыжки через скакалку |
Прыжку в длину, в высоту |
Ползанье, лазанье |
|
Под. к школе группа |
1. |
ПИ с прыжками |
Спортивные игры |
Эстафеты с бегом |
ПИ с мячом |
Игры-забавы с бегом |
|