a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект открытого урока, проведенного в 6 классе на тему «Нашествие с Востока»

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Филиал МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки

 Конспект открытого урока, проведенного в 6 классе на тему «Нашествие с Востока»

Цель: Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо – татарами.

 

Задачи: 1) Продолжить развивать у учащихся навыки работы с исторической картой, историческим источником.

2) Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

 

Тип урока: Изучение нового материала.

 

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

 

Структура и ход урока.

 

 

1)    Орг. Момент.

 

_ Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке история России мы продолжаем с вами изучать государство - Киевская Русь.

 

_Вспомните, с кем граничили восточные славяне на юге? (на юге восточные славяне граничили с кочевниками).

 

-Как складывались отношения восточных славян и южных кочевников? (между ними часто возникали военные столкновения).

 

-Назовите эти кочевые племена ( печенеги, половцы).

 

-Как закончились эти столкновения для Древнерусского государства? (Для Древнерусского государства эта борьба была успешной. В 1036 году разбили печенегов, а в 1111 – половцев).

 

- Ребята, мы зададим себе такой вопрос: Почему Русь, которая так успешно боролась с кочевниками, была завоевана монголо – татарами? (Ответы детей)

 

- Сформулируем тему нашего урока «Нашествие с Востока».

 

- Наша задача сегодня выяснить, каковы причины поражения русских с монголо – татарами.

-Выделим последствия монгольского нашествия.

 

- Для того, чтобы ответить на все наши вопросы, мы должны совершить с вами путешествие.

 

- Как вы думаете, куда совершим это путешествие? ( В Киевскую Русь).

 

- Занимаем места в машине времени. Прежде чем я нажму кнопку старта, мы с вами должны одеться так, как одевались простые жители Руси.

 

_ Одеваемся. Что одеваем на себя. Рубаху, порты ( штаны, сужающие вниз), зипуны ( верхняя одежда), кожух (верхняя одежда), тулуп, онучи, лапти. Что одевают на себя женщины? (рубашку, понёву – шерстяную юбку, онучи, лапти, на голове – обруч из кожи или бересты).

 

- Главные условия нашего путешествия:

1) Лапти наши – волшебные, мы с вами будем быстро перемещаться по территории Киевской Руси во времени и даже сделаем вылазки в стан врага.

2) Возьмем с собой тетради, учебники, все необходимое, что делать записи.

3) Мы с вами будем невидимыми для врага, а то можем попасть в плен….

 

И так начинаем наше путешествие. Все приготовились. Отправляемся сначала в Киевскую Русь.

Выходим на станции Киевская Русь в начале 13 века и занимаем места.

 

- Ребята, что за этап переживает Киевская Русь в первой половине 13 века? (период феодальной раздробленности).

 

- Какие политические центры вы видите на своем пути? (Галицко – Волынское княжество, Новгородская земля, Владимиро – Суздальское княжество).

 

- Ребята, какой мы видим Русь?. Какие вы выделите последствия феодальной раздробленности? ( снижение обороноспособности страны).

 

- Такой мы видим Русь в начале 13 века.

 

 

_ в это время на Востоке появляется новый враг. Откуда он взялся?

 

Рассказ учителя: В центре Азии с древнейших времен кочевали монгольские племена. В начале 13 века во главе этих племен стал энергичный и коварный Нойон (князь), беспощадный Темучин, который подчинил монгольские и тюркские племена. Наиболее крупным и воинствующим племенем были татары. Название татары распространилось на все монгольские племена.

 

_ Как жили эти племена, Чем занимались? Мы посылали в стан врага………Что ты узнал.

 

Рассказ ученика: Татары небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо, с широкими скуластыми лицами, едят они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимый напиток – кумыс. Мужчины присматривают за скотом, превосходные стрелки и наездники. Все хозяйство лежит на плечах женщин. У татар многоженство. Живут они в кибитках – юртах, которые легко разбираются. Ведут кочевой образ жизни. Культура не на очень высоком уровне, все необходимое они покупают у китайцев в обмен на шкуры убитых зверей. Некоторые другие товары они добывали в основном разбоем.

 

- В начале 13 века на съезде монгольской знати ( курултае) Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя Чингисхана – великого хана. Он поставил задачу – захватить весь мир. Монголо – татары захватили Северный Китай, Среднюю Азию, Иран и Кавказ.

 

- В чем же такая сила монголо – татар? Почему же они один за другим захватывали города, государства? (предположения детей)

 

Рассказ ученика: Монгольская армия хорошо обучена и организованна. У монголов лучшее в мире войско, в котором поддерживается жесткая дисциплина. Организация монгольского войска основана на десятичном принципе – 10.100,1000 и т.д. Монгольское войско почти целиком состоит из конницы и преодолевает большие расстояния. Основное оружие – мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливается на расстоянии. Монголы используют такие приемы: ложное бегство, окружение. Большое значение придают разведке. У Китая позаимствовали осадные орудия, с помощью которых могли захватывать крупные крепости.

 

- Ребята, сильный враг? (ответы детей)

 

_ Вот такая сильная, организованная армия появилась на половецкой земле.

 

Рассказ учителя: Половцы просят помощи у русских князей. «Сегодня нашу землю татары отняли, а вашу завтра придут и возьмут, и поэтому помогите нам…» и только несколько князей откликнулись на призыв: Галицкий, черниговский, киевский, волынский и др.

 

Битва произошла на берегу Калки 31 мая 1223 году. Битва закончилась полной победой монголо – татар. В этой битве практически все князья были убиты.

 

_ Почему русские проиграли, почему таков результат битвы? (Не было согласованности в действиях русских князей, не было общего командования, спорили между собой, некоторые князья не приняли участия в бое).

 

- Летописец напишет, что это было первое столкновение «с языком незнаемым, и никто не знает, кто они и откуда»?

 

- О ком идет речь? (о монголо – татарах).

 

- Для монголо – татар это была просто разведка. В глубь русских земель они пока не пошли, они повернули в Волжскую Булгарию, здесь потерпели поражение и отправились в Монголию.

 

-В 1235 г. войско возглавил внук Чингисхана – Батый.

 

-В 1236 году монголы вновь двинулись в Волжскую Булгарию. Война носила ожесточенный характер. Почти на целый год монгольская армия увязла в Булгарии. Разрушения были колоссальными. Кто остался в живых либо бежали на север, в леса, либо попали в плен. Перебравшись через Волгу, двинулись на Русь, но дойдя до реки Узы простояли до конца года. Все это время монголы занимались войной с мокшей, буртасами и эрзей.

 

- Посмотрим на карту: Что, это за края? (дети рассматривают карту)

 

- До сих пор в Золотаревском городище находят наконечники стрел монголо – татар. А ставка Батыя находится в Наровчатском городище. В декабре 1237 года, дождавшись снега и мороза, Батый двинул армию на Рязань. Рязанский князь просит помощи у Владимирского – Юрия Всеволодовича, но тот послал только небольшую армию.

21 декабря 1237 года Рязань была взята.

- Батый потребовал от рязанских князей десятую часть «что имеете в земле вашей». Рязанский князь надеется договориться с ханом и отправляет к нему послов с богатыми дарами и своего сына. Но Батый потребовал отдать ему Евпраксию, жену Федора. Федор отказался и вместе с другими послами б. подвергнут мученической смерти. А Евпраксия вместе с сыном бросилась с высокой колокольни.

 

 

- Но когда монголы вторглись в город не пощадили никого, ни детей. Ни стариков. Уцелевшие воины вместе с Евпатием Коловратом догнали врага и вели с ним борьбу.

 

- Скажите, пожалуйста, рязанцы сразу сдались? (нет, они защищали свой город до конца).

 

- О том, как оборонялся город рассказано в летописи о взятии Рязани.

Работа по летописи:

- Как называют Батыя в летописи? ( окаянный)

- Как называют войско? (поганые)

- Что батыевы дружинники сделали с жителями города? ( потопили, пожгли…)

_ Какое оружие использовали монголо – татары? (стенобитное орудие, мечи, лестницы)

- Как боролись жители города? (бессменно бились)

- Сколько дней оборонялась Рязань? (6 дней)

 

Рассказ учителя: Затем Батый пошел на Владимир, они захватывали Коломну, Москву.Жители Москвы перебиты «от старца до сущего младенца».

В феврале 1238 года войско Батыя подошло к Владимиру. При взятии города используют стенобитные устройства и камнеметные машины. 4 дня оборонялся город. Многие прятались в Успенском соборе, но враг не пощадил их и там.

Враг захватил все Владимирско – Суздальское княжество. Люди убегали на север на реку Сить, в стан князя Юрия Всеволодовича. Он решил, что у него достаточно сил для того, чтобы отразить натиск врага, но в битве на р. Сити в марте 1238 года разгромили русское войско и убили князя.

После победы монголо – татары устремились на Новгород, захватив город Торжок.

Как оборонялись жители Торжка? (разведчики стр. 102 учебника 1 абзац).

 

Рассказ ученика: Жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы татары не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город. Горожане в течение двух недель отбивали атаки врагов. Но, даже овладев Торжком, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы, жители подожгли склады с зерном.

 

- В середине марта монгольская армия возобновила поход на Новгород. Во главе русской армии стоит способный военачальник князь Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича.После раздумий Батый принял решение «повернуть морды коней на юг». Скорее всего монголо – татар еще напугала и весенняя распутица на лесисто – болотистой местности.

 

- В конце марта монголы подошли к небольшой крепости Козельск. Монголо – татары назовут его «злым»? Почему? (стр. 102 учебника).

Работа по учебнику.

 

 

_ После взятия Козельска отряды Батыя отправились в степи. Отсюда совершали набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города.

 

- В 1239 году Батый начал свой второй поход на Русь. После завоевания южных русских земель, он планирует вторжение в Западную Европу. Монголы берут и сжигают Переяславль – Южный, Чернигов.

 

-5 сентября 1240 года они окружили Киев. 3 месяца держали оборону жители города. Горожане укрылись в храме, но монголо – татары не оставили в Киеве никого, да к тому же стены древнего храма рухнули, погребя под собой всё живое.

 

- Через юг Руси монголо – татары отправились на запад. Разгромив Венгрию, Польшу, Чехию в 1242 году они вернулись назад на нижнюю Волгу. Завещание Чингисхана не удалось выполнить, силы захватчиков были ослаблены в Киевской Руси.По словам историка Н.И.Костомарова «не сдался ни один город, ни один князь».

 

-Ребята, мы завершили наше путешествие, возвращаемся в Пазелскую школу. Выходим из машины времени и садимся.

 

- Подведем с вами итоги: Назовите причины победы монголо – татар, поражения русских.

 

1)    разобщенность русских войск и сил;

2)    отсутствие единой армии;

3)    численное превосходство монголо – татар;

4)    отличная организация армии: дисциплина, разведка, опыт китайцев.

 

Последствия монголо – татарского нашествия:

1)    Сократилось население Руси;

2)    Разрушено 49 из 74 городов

3)    Гибель ремесленников привела к утрате профессий и ремесел;

4)    Западная Европа была спасена от разгрома.

После завоеваний Батыя на территории Руси было установлено ордынской иго – рабство.

 

- Ребята, обратимся к словам Пушкина:

«Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в свои степи. Европа была спасена растерзанной и издыхающей Россией»

                       (А.С. Пушкин)

 

- Согласны ли вы с этим высказыванием. Почему?

 

 

 

_ Ребята, вы сейчас увидели, что творили монголо – татары на русской земле, как оборонялись русские земли. А теперь представьте, что вы - летописцы. Вам необходимо оставить своим потомкам запись о борьбе русских княжеств с монголо – татарами. Составьте хронологическую таблицу походов Батыя на Русь.

Походы Батыя на Русь.

 

Дата

Событие

Последствия

1237г,

Удар нанесен Рязанскому княжеству.

На шестой день враги ворвались в город и перебили всех защитников.

1237 г.

Удар нанесен по Коломне.

Победа оказалась на стороне Батыя. Монголы дошли до Москвы.

1238 г.

Войско Батыя окружило со всех сторон Владимир. Монголы ворвались в город.

Монголы сожгли всех, кто находился в городе.

Март, 1238 г.

Монгольские войска дошли до реки Сити

Монголы разбили дружину владимирского князя

Март 1238

Отряд монголов осадил Торжок.Его население было истреблено.

Монголы подступили к Новгороду.

1238

Батый подверг Козельск разорению.

Весной 1238 года Батый увел свои войска в степи.

1239

Монголы разгромили города Чернигов и Переяславль.

 

Сентябрь 1240 г.

Батый подошел к Киеву.

Киев был взят.

1241-1242

Монгольское войско ринулось в Центральную Европу.

Монголы вышли к Адриатическому морю, повернули назад и вернулись на Нижнюю Волгу.

1242

Батый вернулся в степи

Батый основал Город Сарай, столицу государства – Золотая Орда.

 

 

-Ребята, чтобы закрепить материал нам нужно отгадать кроссворд. Вы читаете задание, если знаете ответ, поднимите руку и запишите правильное слово.

Кроссворд:

По горизонтали:

—  1. Кто возглавил Монгольскую армию в 1235 году?

—  2. Кто из монгольских ханов поставил задачу завоевать весь мир?

—  3. Какой русский город Батый назвал «злым»?

—  4. Где произошла первая встреча русских и монгольских воинов?

—  5. Какой русский город был взят врагами в декабре 1237 года?

—  6. Этот русский город был захвачен в феврале 1238 года?

 

 

 

По вертикали:

—  Русский город, который держал оборону 2 недели.

—  2. Как называли князя в Монгольском государстве.

—  3. Какой русский город был взят врагами в 1240 году.

—  4. Как называли съезд монгольской знати?

 

-Ребята, спасибо. Домашнее задание - пар. 12. Даты выучить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: