a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад"Природа как средство эстетического воспитания дошкольников"

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Доклад Тема: « Природа как средство эстетического воспитания дошкольников» Подготовила: воспитатель Курдина Н. Н. Февраль 2014 г. «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями! » К. Д. Ушинский Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется развитыми средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно- образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Отсюда вытекает необходимость уделить особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и нравственного воспитания при ознакомлении старших дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во- первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во- вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка. 1. 1 Воспитательно- образовательные задачи при ознакомлении детей с природой Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. 1. 2 Содержание и принципы организации педагогического процесса Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями( листопад, снегопад, метель, гроза) , дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются. В средней группе – дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаками сезона. Например: характерные явления осенней погоды( похолодание, дождь, ветер) , листопад; различать и называть некоторые осенние цветы( золотой шар, георгины, ноготки) , листья знакомых деревьев( клен, дуб, береза и др. ) , овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости. Между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений. В старшей группе – дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. В подготовительной группе – ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи: сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя «отличительные», схожие и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы и т. д. Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности времени года, учит их отличать особенности его начала, середины и конца. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель даст не только определенные знания, но и научит детей любить и беречь природу, родные места, свою родину. Природа как одно из важнейших средств воспитания. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к родине, значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу», – советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, – у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир. Восприятие природы помогает развить такие качества, как эмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Формированию любви к родному городу, селу, краю, родине, особое внимание уделяется в детском саду. Всю эту работу с дошкольниками проводят воспитатели. В связи с этим повышаются требования и к работе педагогов, В том числе по ознакомлению детей с природой. Кроме идейной убежденности, культуры и педагогического мастерства, воспитатель должен иметь элементарные знания в области биологии, физиологии животных, а так же уметь показывать детям, как правильно сажать растения, ухаживать за растениями и животными, птицами, рыбами, в уголке природы, как работать в цветнике и огороде. Основное средство познания природы – набдюдение. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, т. к. он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественной вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Показывая коллективный труд людей в огороде, на поле, на животноводческих фермах, педагог обращает внимание детей на то, с каким старанием и любовью трудятся взрослые, тем самым воспитывая чувство уважения к труду. Дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, с целью ее охраны и улучшения. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе. В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой природы: с небесными светилами( солнцем, луной, звездами) ; с небесными явлениями( восходом и заходом солнца, луны, сменой фаз луны, место нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года) ; с водой – изменением ее состояния( замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней) ; с твердыми телами( песок, глина, камни) , их свойствами; с воздухом, его движением и силой ветра; с электрическими и световыми явлениями( гроза, гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос) ; с растениями своего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля( деревья, кустарники, травянистые растения и грибы) – частями растений, их формой, цветом, изменением в процессе роста и по временам года, охраной растений; с животными домашними и дикими, распространенными в данной местности( внешний вид, строение отдельных органов, место обитания, изменение их жизни в разное время года, забота о животных и их охрана) ; с трудом по выращиванию растений и уходу за животными. Дошкольников знакомят с растениями и животными в среде их обитания( на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и т. д. ) , с тем чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, а также в то время, когда ярко проявляются намеченные для изучения явления природы. Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе( сезонные изменения, изменение растений и животных в процессе роста и развития) , им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уходу за животными. Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой дана концентрически: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются. Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в такой последовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи по временам года. Материал во всех группах, кроме раннего возраста, расположен по кварталам, соответствующим определенному времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие проходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а так же повторность в наблюдении их. Огромное значение в формировании представлений и понятий имеет слово. Обогащение словаря детей и овладение родным языком совершаются в неразрывной связи с чувственным познанием природы. Поэтому во всех группах материал по ознакомлению с природой и развитию речи объединен. В «Программе воспитания в детском саду» материал ознакомления с природой распределен по видам деятельности детей. Осуществление его проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детей по выращиванию растений и уходу за животными. Существует тесная связь между программным содержанием ознакомления детей с природой на занятиях и в быту. Так, например, накопленные представления во время наблюдений на прогулках, во время игр и труда по уходу за растениями и животными уточняются, обобщаются и систематизируются на занятиях. В свою очередь знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в повседневной деятельности – в игре, труде, наблюдениях. Ознакомление с природой является частью единого педагогического процесса. Планирование этой работы предусматривает отбор конкретного содержания формируемых знаний о природе, умений и навыков, воспитание бережного, заботливого отношения к природе, формирование эстетического воспитания, эстетических чувств. Планирование природоведческой работы включает создание соответствующих материальных условий – уголка природы, цветника, огорода, обеспечение оборудование для труда и игр в природе, технических средств обучения и т. д. В плане предусматривается разнообразие форм работы. Их необходимость определяется многообразием самих объектов и явлений природы. Планируются занятия, экскурсии, фронтальные наблюдения и труд, а так же индивидуальные наблюдения, трудовые поручения в уголке природы, в огороде, цветнике, игры всей группой и небольшими подгруппами. Планирование работы в разнообразных формах поможет воспитателю наиболее полно решить задачи воспитания детей. 1. 4 Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно- образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д. Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки, загадки и т. д. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. К примеру, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы так же используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведение опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и наложенного ими опыта. Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих знаниях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Экскурсия – значение состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт. Можно организовать экскурсию в парк, сквер, ближайший лес и т. д. В городских условиях природа отдыха связана с системой зеленых насаждений. Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека. Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, что можно показать, что надо взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес к намеченной экскурсии. Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми( несколько цветков, веточек и др. ) . Прогулки – здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь можно организовать разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п. ; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления, в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят( фронтальные, групповые, индивидуальные) . Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Работа на земельном участке. Эта работа сочетается с наблюдением и способствует накоплению знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Работа в уголке природы. Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. 1. 5 Отражение детьми знаний и впечатлений о природе в творческой деятельности Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально – творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. Лирика природы, по выражению В. И. Лейсбона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке. Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции способствуют отображению этих качеств и в детских пейзажных рисунках. Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется в педагогике ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качества изображения. Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями. Этот творческий процесс у детей протекает по- разному. Например, четырех – пятилетние дети рисуют, исходя из личного опыта непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим изображением произведения. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию. Дети шести лет стараются в рисунках по поэтическому произведению как можно теснее передать его содержание. Определенный запас поэтических образных представлений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя его образами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь между образами в рисунках не нарушается. Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в котором раскрываются не только пространственные, но и логические взаимосвязи, т. е. более глубокие зависимости: причинные, целевые, временные. Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде фриза( одной линии) , широкой полоски зелени; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различия в величине. Главный образ выделяется размерами( большими или маленькими) , цветом. Передача пространства в рисунке наиболее трудная задача для дошкольников, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Усвоить определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе. Иногда ребята могут дополнять картину о растительном мире изображением животных или птиц. Дети живо передают состояние природы, время дня, года. Е. А. Флерина дала определение этому процессу: «детское изобразительное творчество мы понимаем как создательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании отражения, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства». По рисункам можно судить о том, что особо привлекло внимание ребенка, какие ошибки есть в его представлениях, чем дополнить знания о природе. Умело, руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно – эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания. 2. Практическая( из опыта работы) Практическая часть работы предполагала описание собственного опыта работы по данной проблеме, а также подбор практического материала. В детском саду ознакомление детей с природой осуществлялось как на занятиях, так и в повседневной жизни – в уголке природы и на участке. В старшей группе занятия по ознакомлению с природой проводятся ежедневно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знания у детей. Экскурсии в лес, парк, сквер могут показать детям, что происходит в природе. Все, что видит ребенок, он лучше воспринимает и в действии, поэтому стараемся привлекать детей к посильному труду. Проводя экскурсии осенью, обращаем внимание детей на цвет неба сквозь ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Если в парке, сквере есть сосны и ели, яркие краски лиственных деревьев хорошо выделяются на фоне их темной зелени. Детям нравится собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Мы можем спросить у ребенка, у всех ли деревьев одинаковые листья. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей, используем листья в игре. Позднее, осенью, когда под деревьями будут только сухие листья, послушать как они шуршат под ногами. Показываем, как они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам. Незабываемое зрелище – листопад. Листопад, листопад Листья желтые летят… Когда облетят все листья, рассматриваем внимательно место на ветке, откуда рос листик. Там мы увидим еле заметные почки. Это деревья готовятся к весне, закладывают почки с осени. Все увиденное закрепляем в речи детей. Также показываем и называем цветы, которые служат украшением парков, скверов, бульваров. Рассматриваем их форму, окраску, части цветка. Осенью можем видеть, как улетают в далекий путь некоторые птицы, а какие остаются с нами. Увлекательное занятие сбор плодов и семян, это воспитывает любовь к растениям, и дети видят, что растения, увядая осенью, оставляют после себя плоды с семенами. Играем в игры «Детки на ветке» и «Путаница». Экскурсии зимой очень нравятся детям. Дети любят валяться на снегу, кататься на коньках, санках им это доставляет огромное удовольствие. Если будет идти снег, понаблюдаем, как он кружится в воздухе. Предлагаем поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет. Уместно прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима»: Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложиться. Предлагаем подобрать определения к слову снежинка. Интересно видеть детям, например, как громадные вихри снега переносятся ветром с места на место. В начале зимы к кормушке прилетают птицы, чаще всех воробьи. Во время кормления удобно наблюдать за птицами, за их повадками. Обращаем внимание детей на цвет оперения птиц. Описываем их внешний вид, чем они похожи и чем не похожи. Покормили птиц – теперь можно и поиграть. Во время игр и развлечений показываем, как на морозе вода превращается в лед. Воду разливаем в разные формы и замораживаем. Можно добавить краски в воду и получить цветные льдинки. Любуясь деревьями в разную погоду, приучаем детей высказывать свои впечатления, сравнивать. Используем пословицы и поговорки, понятные детям. Тогда и они используют их в речи и придумывают свои иногда очень удачные выражения: «У елки ледяные пальчики»; «Елка закуталась в снег, до самых глаз, как в пуховое одеяло»; «Красиво, как в снежном царстве». Зимой деревья обнажены и хорошо видны ствол и ветви. Дети любят отгадывать деревья по стволу и расположению веток. А после того как мы прочитаем прелестную сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка», они будут внимательно рассматривать деревья и узнавать их. Но только подмечать красивое – недостаточно. Нам хочется, чтобы дети умели действительно беречь прекрасное. А это главным образом зависит от нас, от нашего примера. После снегопада можно показать детям дерево, ветви которого прогнулись под тяжестью снега. Осторожно стряхиваем снег и скажем, что так делают взрослые, для того чтобы не поломались ветви. Если хотим показать, как зимует травка, осторожно раскапываем снег в том месте, где летом видели травянистую растительность. Дети увидят среди пожелтевшей травы зеленые остренькие травинки, а рядом совсем зеленые листочки, которые окружают почки зимующих знакомых растений: одуванчика, кашки и др. Ребята поймут, что им тепло под толстым слоем пушистого снега. Здесь уместно сказать пословицу – шутку: «Спасибо, мороз, что снегу нанес». Пришла весна. Дети замечают, что весеннее солнце иное, чем зимой: теперь оно такое яркое, что слепит глаза. День заметно удлинился, и вечером уже хорошо видно. С крыш скатываются прозрачные, блестящие капельки, падают вниз. ─ Это капель, – скажут они. Проводя экскурсии, обращаем внимание, что на месте растаявшего снега поднимается пар. Предлагаем рассмотреть облака, полюбоваться ими и подумать, на что они похожи. Обращаем внимание, что облака не закрывают небо, как было зимой, а держаться кучками. Читаем стихотворение Е. Баратынского: Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Собираем несколько веток с разных деревьев, чтобы было большое количество почек, и, принеся их в группу, поставим в воду с водой. Быстрее всех других распускаются ветки тополя, ольхи, орешника, березы, груши, черной смородины, бузины, сирени, ивы. С приходом весны дети замечают, что корм для птиц, насыпанный в кормушки, все чаще остается не тронутым. Не видно там щеглов, свиристелей и снегирей. Мы объясняем, что эти птицы улетели к северу, так как они любят более холодный климат. А оставшиеся птицы заметно изменились. Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд и громко крича. У синицы появилась новая звенящая песня в три слога « ци – ци – фи». Она тоже скоро перестанет прилетать за кормом, переберется на опушку леса. Скоро прилетят скворцы. Загадываем загадку: На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его …( скворец) Приучаем детей слушать пение птиц. Гуляя с детьми, мы замечаем, что с южной стороны около стен зданий появились остренькие иголочки молодой травы, а рядом появились небольшие холмики земли. Там мы видим шарики, которые затем превратятся в пушистые стебельки, покрытые буроватыми чешуйками – будущими листьями. Они очень быстро растут и вскоре поднимут навстречу солнцу ярко – желтые цветы, это мать – и – мачеха. Как только стает снег, начинаем экскурсии в ближний лес. Напоминаем о правилах поведения в лесу( не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и ничего не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы) . Показываем красоту весеннего леса, красоту оживающей природы. Просим глубже дышать, вдыхая лесной аромат. Предлагаем ребятам сфотографировать красивые явления, которые они заметили. Выйдя на поляну, обращаем внимание на первоцветы, муравейники, многочисленные травы. Специально останавливаемся около берез, елочек. Предлагаем детям придумать и сказать деревьям ласковые слова, полюбоваться ими. Рассказываем, что лес – это «многоэтажный дом». На каждом его «этаже» свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живет много лесного «народа» – зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. Особый «этаж» – под землей занимают кроты, черви, почвенные насекомые. Все это – лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок людей. В завершении просим попрощаться с лесом – вслух сказать ему добрые слова. В свободное время читаем рассказ М. Пришвина «Этажи леса». Дети очень любят стихи и быстро запоминают их. Поэтому хорошо если во время экскурсии мы будем читать( наизусть) стихотворения или отрывки из них, потешки, загадывать детям загадки, приводить уместные пословицы и поговорки. В своей работе широко используем труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с целью накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Продолжаем определять уровень экологической воспитанности дошкольников. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов выявляем их знания о потребностях живых существ и способах удовлетворения этих потребностей, о среде обитания. 1. «Что было сначала, что будет потом? » Следующие вопросы: Каким было растение до того, как на нем появились цветы? С чего начиналось растение? Что будет после цветов? Вырастут ли на следующий год на участке цветущие растения? Что нужно для этого сделать? 2. «Собираем семена садовых цветов». Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Обращаем внимание детей на то, что цветок один, семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений. 3. «Где же растут садовые растения? » Целевая прогулка за пределы детского сада( в соседнюю школу или детский сад, в парк, сквер и др. ) . Рассматривание цветов, любование их красотой, определение названий. 4. «Что и как ест хомяк? » Знакомим детей с набором кормов для хомяка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает. Обращаем внимание детей на то, как зверек берет еду лапками, как грызет овощи зубами, какую принимает позу, как берет еду из кормушки. 5. «Хомяк – чистоплотный зверек». Учим детей замечать, как хомяк ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия. 6. «Как узнать ель? » Рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев. 7. «Какие у ели иголки? » Проводим наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно – зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотронуться. 8. «Какой снег? » Наблюдаем такие свойства снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке – становятся капельками воды. 9. «Показываем детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед( а не в снег) ; из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок, елку. 10. «Какие птицы прилетают на кормушку». Учим детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями. 11. «Когда птицы бывают заметны? » Знакомим детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи. В старшей группе впервые организуются дежурства в уголке природы. Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон. Фиксация в календаре природы наблюдений организовывалась с ознакомления детей со страницей календаря, условными обозначениями; учим рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики дней недели; развивать интерес к наблюдениям за природой. 1. Вызываем интерес к явлениям природы, используя стихи, загадки, музыку. Затем знакомим их со страницей календаря в зависимости от времени года, например: «Сентябрь», обращаем внимание на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место для рисунка на тему «Живая природа». Рассказываем, что сегодня – в понедельник – начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдений надо зарисовать в календаре с помощью условных обозначений( значков) . 2. Ознакомление детей со значками. Демонстрируем страницу «Условные обозначения», уточняем последовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматриваем с детьми значки, обозначающие явления погоды, животных. Для уточнения понимания символики значков проводим с детьми игровые упражнения типа: «Я загадала день недели, который обозначается голубым( желтым или др. ) цветом. Какой это день? Покажите его в календаре». Или: «Я загадала воробья. Каким значком он обозначается. Покажите». 3. Формирование практических умений в изображении значков. Предлагаем детям с помощью трафарета нарисовать 3 – 4 квадратика – «дни недели», затем закрасить контуры двумя способами – без трафарета и с ним. Обращаем внимание на тщательность закрашивания, уточняем, какой день( по цвету) изобразил тот или иной ребенок. Дети упражняются в рисовании значков, обозначающих погодные явления, учатся рисовать фигурку человека, раскрашивать этот значок в соответствии с погодой, изображать птиц, насекомых. Дети рисуют новые квадратики и учатся изображать в них солнечную или дождливую погоду, пробуют рисовать значками птиц, насекомых. На прогулке организуем наблюдение за погодой. Предлагаем всем рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем( облака, тучи, солнце) , идет ли дождь. Дает по состоянию неба определение погоды( пасмурная, солнечная, облачная, дождливая) . Затем дети определяют, есть ли ветер( ищут признаки, по которым его можно обнаружить) . В свою очередь мы даем другое определение погоды: ветренная( тихая) . В заключение обсуждаются температурные особенности погоды. Обращаем внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагаем дать определение погоды( теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная) . Подводится итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, теплая. Предлагаем детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты наблюдения в календаре природы. В группе все собираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отметить погоду. Помогаем тем, кто захочет, нарисовать значки, закрасить клеточку дня недели( понедельника) . Рассматривая с детьми страницу календаря, подводим итог: «Целую неделю в конце сентября мы с вами наблюдали за осенней природой; каждый день отмечали погоду, рассматривали растительность нашего участка, искали животных. Все это отображено в календаре. Пройдет время, мы забудем про сентябрь, но календарь напомнит нам, что было в эти дни». Календари используем в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения. После каждой прогулки или экскурсии придя в группу, дети рисуют то, что им больше всего запомнилось. Также для закрепления и систематизации знаний детей о природе в течение года используем настольно – печатные игры, диафильмы. Анализируя проделанную практическую работу, можно сделать следующие выводы: ─ У детей старшего дошкольного возраста значительно развивается способность к аналитико- синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, по нять причины явлений. Учитывая это, в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. ─ В старшей группе необходимо формировать умение обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Вторым на правлением в практической работе был подбор материала для работы с детьми. Он включал в себя конспекты экскурсий, наблюдений, календарь природе, конспект занятия по ознакомлению с природой, беседы.

Оставить комментарий: