a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речь младших дошкольников.

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Речь младших дошкольников. Если ребенок не правильно произносит звук или несколько звуков( искажает, пропускает или заменяет на другой) , то, опираясь, на возрастные нормы и возможные причин ы( задержка речевого развития, повышенный/ пониженный тонус в артикуляционных мышцах, недостаточное фонематическое восприятие, неполный зубной ряд, короткая подьязычная уздечка…) надо своевременно помочь ему овладеть ими! Иногда нарушение звукопроизношения сочетается с неправильной связной речью и её грамматическим оформление м( фраза аграмматична, есть ошибки словообразования и словоизменения, не используются или не правильно произносятся предлоги…) , ограниченным словарным запасом. В этом случае речь идёт об общем недоразвитии речи. Такие трудности усвоения норм родной речи могут быть в следствии наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения, нарушения созревания мозга( речевые зоны) под влиянием некоторых факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или первые годы жизни ребёнка. Чтобы избежать возможных ошибок в письме и чтении, нужно стараться скорректировать нарушения речи еще до поступления в школу. Возможно, ваш малыш в будущем выберет профессию связанную именно с хорошей речью! Речь детей к двум годам:   1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. 2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 3. Понимают значение пространственных предлогов( положи на стол, сядь на диван) . 4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов( любой стул – это стул) . 5. После 1, 5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется? », «Что это? ». 6. К 1, 5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200- 400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия. 7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2- 4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я». 8. В речи много глаголов в повелительном наклонении. 9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка( этап физиологического косноязычия) . 10. Неустойчивое произношение многих слов: з вук товыпадает, то заменяется, то произносится верно. 11. Нарушена слоговая структура многосложных сло в( упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова) . 12. У части детей слабый, тихий голос. Речь детей к трём годам: 1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего. 2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. 3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями. 4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. 5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. 6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. 7. Понимает несложные сюжетные картинки. Речь детей к четырём годам:   1. Словарный запас достигает 2000 слов. 2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. 3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. 4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р' . 7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.   Речь старших дошкольников( 5- 7 лет) : 1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.   2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. 3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения. 4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. 5. Звукопроизношение полностью нормализовалось. 6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия. 7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. Для успешного овладения письмом( его техникой) у ребёнка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма: Почему ребенок плохо говорит?  Вот наиболее частые причины: 1.   Подражание   неправильной речи окружающих  – не только взрослых, но и детей. Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог. 2.   Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т. е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения. Для того чтобы проверить не является ли это  причиной неправильного произношения звуко в, необходимо предложить выполнить ряд упражнений, которые Вы ему покажете. Во время выполнения ребёнок должен видеть себя в зеркале. Лучше, если Вы представите всё в виде  сказки, которую будете показывать вместе. Упражнение в виде Сказки: Жили- были Пузырь( надуваем щёки) и Соломинка( втягиваем щёки) . Утром Пузырь всегда улыбался( губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы) . А Соломинка на него дулась( губы тянутся вперёд трубочкой) , потому что тот не хотел умываться. Они шли вместе чистить зубы. Сначала они чистили верхние зубки( широкий язык за верхними зубами) . Они очень старались и чистили их вправо, влево, внутри, снаружи( соответствующие движения широким языком) . Потом они чистили нижние зубки( повторение движений языком за нижними зубами) . В конце они полоскали рот( поочерёдное надувание щёк – губы плотно сомкнуты) . Наступало время завтрака. Соломинка ставила самовар, который пыхтел вот так( надувание обеих щёк одновременно, с последующим выпусканием воздуха через губы) . И жарила блины, вот такие( широкий язык лежит на нижней губе) . Лапоть с удовольствием ел блины( пошлёпываем губами распластанный язычок, получается звук «пя- пя- пя») . Слизывая варенье с губы вот так( облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) . Завтрак был таким вкусным, что Лапоть облизывался( кончик языка облизывает губы по кругу) . После завтрака Соломинка садилась шить, а Лапоть ей помогал. Он брал иголку( узкий язык вытянут вперёд) и пытался попасть в ушко ниточкой( узкий язык двигается вперёд- назад) , но у него ничего не получалось( узкий язык двигается влево вправо) . Наконец- то, Лапоть вдевал нитку в иголку, и Соломинка пришивала пуговицы, с начала одну, потом вторую( кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку) . Друзья шли на улицу качаться на качелях( широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы) . И кататься на лошадке( медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки) . Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией. 3.   Плохо развит фонематический слух. Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Проверить это можно, попросив ребенка послушать ряд звуков и «поймать»( хлопнуть в ладоши) заданный. Пример:   с ш ж в р ш з щ с … И ли просим повторить ряд слогов: ба- па- ба, то- до- до! 4.   Проблемы из- за особенностей строения артикуляционного аппарата. Часто встречается короткая подъязычная уздечка. В норме она должна быть не короче 1, 5 см, ребенок способен дотянуться кончиком языка до верхних зубов( рот приоткрыт) . Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо, неполный зубной ряд также может являться причиной неправильного произношения звуков. Развиваем пальчики. Развитие ручной моторики. Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности: Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук с целью улучшения качества речи: - Коза( пальцы тренируемой руки зажаты в ку лак, выпрямляются указательный палец и мизинец) - Заяц( пальцы зажаты в кулак, постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки) - Коза- Заяц( попеременные движения руки) - Три богатыря( большой палец руки удерживает мизинец, а указательный, средний и безымянный пальцы прямые) - Пальчики поздоровались( кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным) - Гусь( рука опирается на локоть, пальцы зажаты в ку лак. Большой и указательный пальцы распрямляются и со единяются в виде клюва) - Кольцо( рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак, сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо, остальные пальцы распрям ляются и разводятся в стороны) - Птичка( скрещиваются обе руки так, чтоб большие пальцы зацепились друг за друга, выполнять движения кистями рук вверх- вниз, имитируя взмахи крыльев птиц: быстро- медленно) - Солдатик и( показ пальчиков из кулачка поочерёдно) - Вилк а( большой палец руки загнут в ладонь, а указательный, средний, безымянный и мизинец прямые) - Очк и( соединяем большой и указательный пальцы обеих рук и приближаем к глазкам, имитируя очки) - Кулак- ребро- ладонь( быстрые попеременные движения обеих кистей рук на столе – в кулаке на столе- ладонь стоит ребром –л адонь опущена вниз- лежит на столе) - Посолим су п( пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения) - Захват карандаша большим и указательными пальцами, а также большим и остальными по- очереди- Катание шарика/ грецкого ореха по ладони и между пальчиками; - Ходьба человечка( указательный и средний пальцы « бе гают » по столу, сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее- двумя руками вместе) - Игра на рояле( дети последовательно касаются кончиками пальцев стола: о дним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1, двумя пальцами: 1- 5, 1- 4, 1- 3, 1- 2; 1- 2, 1- 3, 1- 4, 1- 5) С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры. «Пальчики» Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы. Этот пальчик хочет спать.      ( Загибают мизинец. )   Этот пальчик лег в кровать.     ( Загибают безымянный палей. ) Этот пальчик чуть вздремнул. ( Загибают средний палец. ) Этот пальчик уж уснул.          ( Загибают указательный палец. ) Этот крепко- крепко спит.       ( Загибают большой палец. ) Встали пальчики, ура.           ( Распрямляются пальцы рук. ) В школу нам идти пора.        ( Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» по столу. ) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки. «Этот пальчик…» Дети сгибают пальцы левой руки в кулак. Этот пальчик – дедушка. ( Сгибают большой палец. ) Этот пальчик – бабушка. ( Сгибают указательный палей. ) Этот пальчик – папочка. ( Сгибают средний палец. ) Этот пальчик – мамочка. ( Сгибают безымянный палец. ) Этот пальчик – я.           ( Сгибают мизинец. ) Вот и вся моя семья.      ( Разгибают пальцы. ) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки. Выбор упражнения, дидактического и речевого материала может определяется темой занятия. Так, например, подбираются контурные изображения( для раскрашивания, обведения, вырезывания, лепки) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук. Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3- 5 минут. Логопед советует: развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т. д. разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать" детский язык" . каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки. чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать. говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами. выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель- заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом. н е перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15- 20 минут. использовать упражнения для развития мелкой моторики. при заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его. Речевая азбука для родителей и дошкольников. Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова( Это машина — би- би. А вот собака — ав- ав! ) . Не позволяйте малышу говорить быстро. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь. Дыхательная гимнастика важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде( щеки раздувать нельзя! ) Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития. Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать. «Золотая серединка»- вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т. е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный. Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что( кто? ) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др. Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3- 4 года —[ с] , [ з] , [ ц] уже должны правильно произноситься; 4- 5 лет —[ ш] , [ ж] , [ ч] , [ щ] ; 5- 6 лет —[ л] , [ й] ; до 6- 7 лет допускается замена самого сложного звука[ р] более простым звуком или его отсутствие в речи. Леворукость — это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию. Мелкая моторика — так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т. д. Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем- то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия. Общее недоразвитие речи( ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова — после 2 лет, фраза — после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи. Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения( особенно заикание! ) . Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше( мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием. Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во- первых, у него формируется высокое( готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во- вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики. Только комплексное воздействие различных специалистов( логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения — заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию. Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие. Фольклор — лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Оставить комментарий: