a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование чувства цвета у детей 5-7 лет.

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Формирование чувства цвета у детей 5- 7 лет Сб- ник статей " Художественное творчество в детском саду" Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд- во" Просвещение" , М. , 1974 г Приведено с некоторыми сокращениями Изобразительная и декоративно- прикладная деятельность в детском саду требует правильной ориентировки детей в цветах, цветовой гамме, умения отразить богатство и разнообразие красок окружающей действительности. Восприятие цвета в жизни, в произведениях искусства связано у взрослого с множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного в прошлом опыта восприятий. Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений. Однако у детей к 5—7 годам уже есть необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, наконец, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое может осуществить педагог в процессе обучения. Чувство цвета может быть развито путем серии специально организованных заданий. Ознакомление детей с основными цветами спектра. Задача. Дать представление о цветах спектра, их названиях, порядке расположения. Методические указания. Воспитатель должен подготовить следующий материал: краски гуашь, акварель, карандаши семи цветов спектра( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) ; белую бумагу( 20X30 см) , кисти крупные( беличьи № 15—18) ; цветные иллюстрации с изображением радуги- дуги, цветика- семицветика. Эти занятия могут проводиться с чтением стихов, сказок, рассказов. Воспитатель объясняет, что в природе существует очень много цветов и их оттенков, но есть самые главные, яркие цвета, их семь, и располагаются они в определенном порядке. «Красный находится рядом с оранжевым, оранжевый с желтым, желтый с зеленым, зеленый с голубым, голубой с синим, синий с фиолетовым. Это радуга. Если правильно нарисовать радугу, можно легко запомнить все эти цвета», — говорит воспитатель и предлагает всем детям нарисовать радугу, но сначала назвав все ее цвета. Обычно дети 6—7 лет не всегда могут правильно назвать голубой, фиолетовый цвета. Голубой они называют светло- синим, а фиолетовый — темно- синим, чернильным. Воспитателю необходимо обратить внимание детей на то, что цвета могут быть теплыми и холодными. Задания. Воспитатель может предложить детям самим сделать радугу- дугу, цветик- семицветик. 1. Подобрать цветную бумагу для радуги, лепестков цветика- семицветика. 2. Вырезать из цветной бумаги или нарисовать красками дугу радуги и правильно расположить по спектру. 3. Подобрать и вырезать лепестки цветика- семицветика и правильно расположить по спектру. 4. Собрать вырезанные лепестки в цветок, предварительно наклеив каждый лепесток волшебного цвета на лепестки из плотной бумаги. Получается цветок- игрушка, который с успехом может украсить кукольный уголок. Рисунок или аппликация, выполненные крупно, могут украсить календарь природы, игровой уголок и т. д. Ознакомление с разнообразием цветовых оттенков. Задача. Развивать представления детей о богатстве и разнообразии цветовых оттенков, цветовой гаммы в целом. Методические указания. Задания требуют четкой организаций иллюстративного материала, вдумчивого, творческого отношения со стороны воспитателя. Понимая сложность задачи, воспитатель должен помнить о ее практическом воплощении в простой, доступной детям форме, подчеркивая при этом ее художественное содержание. Осень пленяет нас своей красотой, необыкновенным богатством оттенков желтого, оранжевого, красного цветов и их сочетаний. Наиболее яркими экспонатами для детей в группе могут быть красиво, со вкусом подобранные букеты осенних листьев или осенних цветов. Готовясь к занятию, следует подключить и детей. Они могут подобрать листья, например, только желтых оттенков или собрать букеты астр, георгинов, где будут цвета от нежно- сиреневого до темно- фиолетового( в букете может быть не более 3—5 цветков) . Однако подбирать букеты следует с определенной целью. Один букет с листьями оттенков одного желтого цвета, например: ветки кленовых листьев, золотистых веток березы. Такой букет живо, в наглядной форме проиллюстрирует красоту и разнообразие гаммы оттенков одного цвета. Другой букет из листьев двух- трех тонов, например: желто- оранжевых, оранжево- красных. Можно красиво составить букет из крупных веток золотого или красного клена с ветками рябины. Это сочетание даст широкую живописную палитру ярких, сочных красок и вместе с тем исключительно гармоничную, красивую. Для того чтобы еще более усилить декоративность гаммы, к букетам с листьями клена или других красивых веток можно добавить пушистые огненно- желтые шары рудбекии, ярко- красные астры, георгин. Это позволит детям близко рассмотреть красоту цвета и его оттенков, любоваться разнообразием цветовой гаммы, ее красотой и стройностью. На занятии педагог предлагает детям внимательно рассмотреть собранные букеты осенних листьев и цветов. Останавливает внимание на том, как много оттенков золотого цвета в листьях клена. Золотые листья клена, оранжевые листочки рябины красиво сочетаются с ярко- красными гроздьями ягод рябины. Они горят на фоне листьев яркими огоньками. Затем педагог вовлекает детей в активное обсуждение. Дети называют все цвета, их оттенки, которые они заметили в букетах. Рисование букетов осенних листьев красками можно предложить во второй половине дня. Задания. 1. Рассмотреть букеты осенних цветов и листьев, назвать их цвета, оттенки. 2. Подобрать букет из осенних листьев в желтой, золотистой гамме( оттенки желтого цвета) . 3. Подобрать букеты осенних листьев золотисто- багряной гаммы( от желтого к красному) . 4. Подобрать листочки оранжево- красной гаммы( клен, ветки рябины, боярышника и др. ) . 5. Подобрать букеты цветов красной гаммы( красные, светло- красные, ярко- розовые, нежно- розовые и др. ) . 6. Подобрать букеты цветов сине- фиолетовой гаммы( сиреневые, голубые, светло- синие, светло- фиолетовые, темно- фиолетовые и т. д. ) . 7. Составить и подобрать композиции гербария( или аппликации) из осенних листьев, используя травку, колосья, цветы. Можно собрать гербарии в золотистой гамме, оранжевато- крас- ной, зеленовато- золотистой и проч. Гербарий( или аппликативная композиция) может состоять из 3—5 листочков, цветов, красиво подобранных по цветовой гамме. 8. На занятиях по аппликации или вне их дети могут подобрать красивые композиции из аппликативных форм — листочки, цветы. Например: букет цветов в красной гамме, сине- голубой, оранжево- желтой, сине- фиолетовой. 9. Дети могут составить коллективные композиции «Цветы в корзине», «Праздничный букет». В эти композиции войдут оттенки семи цветов спектра. Это многоцветные, красочные, живописные композиции. 10. Нарисовать красками пейзаж, ветки, цветы в осенней гамме красок. Смешение красок. Задача. Развивать у детей восприимчивость глаза к цвету, краскам, их оттенкам. Формировать навыки смешения красок на палитре. Методические указания. Воспитатель заранее подготавливает для каждого ребенка по листу белой бумаги( 20X30 см) с нарисованными карандашом кружочками, которые должен закрасить ребенок; кисти беличьи( № 8—12) , палитру, краски основных цветов спектра и белила. Палитра для смешения красок может быть выполнена из плотной белой бумаги, картона или белой пластмассы. Для удобства пользования палитрой желательно вырезать отверстие для большого пальца ребенка. Размер палитры- 12 X 18 см. Палитра надевается отверстием на большой палец левой руки так, чтобы большой палец обхватывал вырез контура палитры и соприкоснулся с указательным пальцем, поддерживающим палитру. Воспитатель говорит детям, что богатство цветовых оттенков, которые они видят, можно передать в рисунке с помощью смешения различных красок. Воспитатель показывает иллюстрации с картин И. Левитана «Март», «Золотая осень», обращает внимание детей на то, как сложные цветовые сочетания красок, полученные художником путем смешения, создают настроение весны, золотой осени. Работу с детьми по смешению красок на палитре следует начинать с показа, как держать палитру. Педагог показывает, а дети повторяют его действия с палитрой. После этого дети приступают к смешению красок. Начинать смешение следует с ярких тонов — красный с белилами, оранжевый с белилами, синий с белилами и т. д. , располагая красочные пятна смесей на палитре. Постепенно тона разбеливаются, становятся светлее. Определенный порядок расположения смесей позволит получать чистые оттенки и экономнее расходовать краску. Использованные в работе красочные смеси можно удалять( если палитра из пластика) полусухой тряпочкой, освобождая место для новых смесей. Если палитра из бумаги, ее следует заменять во избежание загрязнения смесей. Дети подбирают на палитре необходимые оттенки и последовательно закрашивают кружочки на своем листе бумаги. Работы детей обсуждаются коллективно. Задания. 1. Подготовить набор «Маленький художник» — семь кружочков из цветной бумаги. Это краски. Разложить в коробки. 2. Вырезать палитру из плотной белой или светло- серой( нейтральный тон) бумаги и разложить на ней цветные кружки — краски, придерживаясь расположения цветов в радуге. 3. Вырезать небольшую круглую палитру для каждого цвета и разложить на ней кружки краски только оттенков красного цвета от ярко- красного до розового или оттенков красок синего цвета и т. д. 4. Подобрать цветную бумагу, кусочки пластика и других материалов и составить цветную мозаику. Каждый цвет должен иметь не менее двух- трех оттенков. По типу мозаики можно аппликативно выполнить коврик для куклы, обклеить цветные кубики и т. п.  

Оставить комментарий: