Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающия занятия в старшей группе
Документы для скачивания
ПСИХОДИАГНОСТИКА
(сентябрь)
В компетенцию и обязанности детского психолога входит проведение психологической диагностики, направленной на выявление особенностей психического развития ребенка и уровня сформированности у него определенных личностных новообразований.
Основная цель психодиагностики — создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности ребенка. Анализ полученных данных поможет организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу, создать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей дошкольников.
Опираясь на результаты психодиагностики психолог разрабатывает индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей группы «риска», нуждающихся в специальной работе по развитию определенных психических процессов, и одаренных дошкольников, с целью развития их потенциальных возможностей.
Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально-личностной сферы ребенка. Психолог оценивает уровень тревожности, определяет наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.
Подробное описание методик для диагностики эмоциональных процессов, межличностных конфликтов и внутриличностных проблем ребенка вы можете найти в пособии Панфиловой М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, в книге Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога.
В данный блок рекомендуется включить методику «Игровая комната». Ребенку предлагают представить, что он пришел в волшебную комнату, где есть любые игрушки и можно играть в различные игры. В эту комнату ребенок может взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую он мог бы поиграть со своими друзьями. При этом задается ряд вопросов, типа: «Как играть в такую игру?»; «А если дети не захотят играть в твою игру, что ты будешь делать?» По рассказу ребенка и по ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне общения со сверстниками, о способности выходить из конфликтных ситуаций.
В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить шкалу Бине-Симона.
Детям предлагаются следующие задания:
- определить время дня;
- рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);
- нарисовать ромб по образцу;
- сосчитать тринадцать предметов;
- сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему? Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т.д.)
Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных обозначений:
задание выполнено — «+»;
задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточности — «+?»;
задание не выполнено — «-» (табл. 1).
Таблица 1
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Время дня |
Назначение предметов |
Рисование по образцу |
Счет |
Сравнение |
|
секундомер |
калькулятор |
Затем проводится исследование психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:
- «Сравни картинки».
Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия».
- «Небылицы».
Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:
Сел воробышек на дом —
Провалилась крыша.
Под березкою с котом
Пляшут польку мыши.
Мухи съели паука,
Рыба ловит рыбака,
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
- «Найди несоответствие». Ребенку показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не так и как должно быть на самом деле».
Изучение особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)
Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таблицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соответствии с их формой.
Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного определенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.
Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.
Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.
Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого развития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связность речи).
Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».
При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».
При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».
На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является:
- повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;
- повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 2.
Таблица 2
Кол-во Слова предъ- явлений |
часы |
утюг |
слон |
кошка |
пятно |
солома |
яблоко |
лото |
солнце |
дорога |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме того, результаты могут быть представлены графически, с показом особенностей процесса заучивания, удержания в памяти стимульного материала.
Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.
При изучении процесса опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева, предложенный Л.Н. Поперечной для обследования детей в предшкольный период. Его суть заключается в упрощении стимульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.
Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.
Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.
Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш[1].
Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызывающих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нужно выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обучающая работа не проводится. Но при предъявлении первого слова («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснования выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».
Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Психолог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 3).
Таблица 3
________________, ___________, ____________, ________________________.
Фамилия, имя возраст группа дата исследования
Слова, предъявляемые для запоминания |
Время выбора карточки (сек) |
Мотивы выбора карточки |
Воспроизведение |
|
|
|
|
При оценке результатов учитываются следующие факторы:
- понимание ребенком инструкции;
- способность к нахождению опосредствующих символов;
- содержательность объяснения того или иного выбора;
- продуктивность опосредования в целях запоминания;
- необходимость и количество оказанной помощи.
Определение уровня опосредованного запоминания может проводиться с помощью методики пиктограмм[2] — записи предъявленных на слух слов с помощью схематических рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11—12 слов, используя собственные свободные зарисовки.
Примечание. С помощью данных методик можно выявить не только характер ассоциативной, опосредованной памяти, но и особенности мыслительной деятельности.
Для изучения умственной работоспособности детей используют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по методике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Cтоп!», дети проводят вертикальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.
Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:
- « Дополнение фраз».
Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Например:
Девочка взяла карандаш и ...
Мальчик быстро бежал, потому что ... И т.п.
- «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зейгарник[3]).
- «Свободная классификация».
Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив принцип группировки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обобщающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т.д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппировать картинки различного цвета, рассортировать по группам изображения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, грибов и т.д.
Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отражающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.
В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.
Данные проведенной психодиагностики заносятся в таблицу (табл. 4).
Таблица 4
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Внимание |
Восприятие |
Память |
Мышление |
Речь |
Особенности эмоционально-личностной сферы |
|||||
цвет |
форма |
величина |
слуховое |
слуховая |
зрительная |
опосредованная |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты психодиагностики обрабатываются, затем составляются протокол и локальный акт. Данные психодиагностического обследования передаются руководителю детского образовательного учреждения.
В течение сентября психолог собирает диагностические сведения о детях, ведет наблюдение за дошкольниками в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятии, исходя из полученных результатов психодиагностики детей и основных положений программы учебно-воспитательного процесса в старшей группе детского сада.
Коррекционно-развивающие занятия начинаются в октябре. Они проводятся два раза в неделю в кабинете психолога. Наполняемость группы — 6 детей. Они посещают 8 занятий. В ноябре коррекционно-развивающие занятия начинаются у следующей группы детей, таким образом, в январе у психолога занимается последняя группа. В феврале возобновляются занятия с первой группой детей, т.е. с теми, которые посещали занятия в октябре. Список детей, занимающихся с психологом, вывешивается для родителей, которые могут присутствовать на занятиях, наблюдая, как их ребенок общается с детьми, справляется с заданиями, а затем дома повторить, закрепить пройденный материал.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
(октябрь)
Занятие 1
Цель:
Оборудование:
мягкая игрушка (Медвежонок);
иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь»;
карточки к упражнениям «Найди, зачеркни, сосчитай», «Построй домик», «Выбери дорожку» (по количеству детей);
тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Медвежонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
Психолог: |
Дети (предполагаемые ответы): |
— Ребята, сегодня нас ждет большое и интересное путешествие в сказку. Хотите узнать, в какую? |
—Да, хотим.
|
— Тогда давайте рассмотрим картины. |
|
Психолог показывает иллюстрации к сказке «Маша и медведь». |
|
— Рассмотрите картину и расскажите о том, что вы видите наней.
— А кто нарисован на этой картине? |
— Маша с подругами идетпо тропинке к лесу. Она машетдедушке и бабушке рукой. — Медведь несет короб спирогами, а из короба выглядывает Машенька. |
Психолог и дети рассматривают и анализируют все пять картин, затем, вспоминая сюжет сказки, прикрепляют иллюстрации к магнитной доске в нужном порядке. |
|
— Давайте повнимательнее рассмотрим ту картину, на которой нарисована Маша в лесу. |
|
Психолог привлекает внимание детей к пространственному расположению предметов. |
|
— Что нарисовано справа? — А слева? — Что вы видите на верхнейчасти картины? — Какие предметы нарисованы внизу? — Перечислите то, что девочка увидела в лесу. |
— Ель, гриб, белка, ... . — Заяц, куст, ....
— Грибы, ягоды, заяц, ... . — Ель, березы, грибы, ягоды, бабочек, белку, зайца. |
Психолог раздает карточки к упражнению «Найди, зачеркни, сосчитай». |
|
— Рассмотрите таблицу. Какие предметы нарисованы на ней? — Возьмите из тарелочки карандаши и зачеркните те предметы, которые Маша не видела в лесу. |
— Ягоды, бабочки, карандаши, грибы, конфеты, шарики, ели. |
Дети выполняют задание. |
|
— Какие предметы вы зачеркнули?
— Молодцы! Теперь посчитаем, сколько в таблице елей. — Посмотрите на иллюстрации к сказке. Найдите и сосчитайте все ели. Сколько их? — Сейчас мы будем искать и считать бабочек. Рассмотрите все картины, сосчитайте бабочек. Сколько их? — А сколько бабочек нарисовано на ваших таблицах? |
— Карандаши, конфеты, шарики. — Три ели.
— Три ели.
— Четыре бабочки.
— Тоже четыре бабочки.
|
Психолог предлагает детям найти и сосчитать ягоды, а затем грибы. |
|
По окончании задания психолог снимает картины или переворачивает их изображением вниз. |
|
— Каких зверей Маша встретила в лесу? — Где жил медведь? — Правильно, сказочный медведь жил в избушке, а как называется жилище обычного медведя? — Молодцы! Как вы думаете, кто делает диким животным жилища? — А домашним животным нужно самим строить жилища? — Почему?
— Верно. Какие домашние животные были нарисованы на картине? — Как называется домик, который человек строит для собаки? |
— Белку, зайца, ежа, медведя. — В домике, в избушке. — Берлога.
— Они сами делают себе жилища. — Нет.
— Они живут в доме вместе с людьми. Люди строят им дома. — Кот, собаки.
— Конура, будка. |
Психолог раздает карточки к упражнению «Построй домик». |
|
— На этой картинке нарисованы собачьи будки. Внимательно рассмотрите их и нарисуйте в пустом квадрате подходящую конуру — «постройте» домик для собаки. |
|
Психолог обращает внимание детей на расположение домов в горизонтальных и вертикальных рядах. При затруднениях дает дополнительные разъяснения. |
|
— А теперь мы отдохнем. Подойдите ко мне. |
|
Дети подходят к психологу, вместе с ним произносят текст и выполняют соответствующие движения. Раз — подняться, потянуться, Два — согнуться, разогнуться, Три — в ладони три хлопка, На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — за парту сесть опять. |
|
Дети садятся за столы. |
|
— Ребята, давайте еще раз вспомним, что случилось с медведем в конце сказки. — Хотите помочь медведю добраться до его избушки? |
— Медведь испугался собак, поставил короб и побежал в лес. — Да, хотим. |
Психолог раздает карточки к упражнению «Выбери дорожку». |
|
— Найдите дорожку, которая ведет к дому медведя. Возьмите карандаши и проведите по ней линию — укажите медведю путь. |
|
Дети выполняют задание. |
|
— Вот и заканчивается наше первое занятие. Давайте расскажем Медвежонку, чем мы сегодня занимались. |
|
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями. |
|
— Похвалите друг друга, скажите ласковые слова нашему Медвежонку. |
|
Дети говорят комплименты друг другу и мягкой игрушке. |
|
— До свидания. Я вас люблю! |
|
Занятие 2
Цель:
Оборудование:
мягкая игрушка (Мышонок);
плоскостные изображения шести желудей и пяти орехов для работы с фланелеграфом;
предметные картинки: лось, еж* , кабан, коза*, сорока*, курица, дятел* , воробей*;
карточки к упражнениям «Теремки», «Соедини точки по порядку» (по количеству детей);
веревка (прыгалки);
шишки (природный материал), грибы (муляжи);
тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
Вкабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Мышонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
Психолог: |
Дети: |
— Ребята, вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Теремок». Напомните мне, пожалуйста, чем она заканчивается.
— Давайте немного изменим окончание сказки. Представьте, что вы решили помочь животным — построить для каждого из них отдельный теремок. Сколько же домиков нужно построить? Решил медведь посчитать животных. От труда медведь вспотел, Ведь считать он не умел. Помоги ему скорей — Посчитай всех зверей. |
— Пришел медведь, влез на крышу, теремок затрещал и развалился. Еле-еле все успели из него выскочить. Погоревали звери, погоревали и решили новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Теремки». |
|
— Ребята, назовите героев сказки и сосчитайте их.
— А теперь сосчитайте теремки. |
— Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый. Всего шесть животных. |
Дети выполняют задание. |
|
— Сколько теремков? — Значит, каждый герой сказки сможет поселиться в отдельный теремок. Возьмите карандаши и достройте домики для животных. |
— Тоже шесть.
|
Дети находят детали, обозначенные пунктирными линиями, и обводят их. |
|
— Молодцы! Хорошие домики построили, но наши герои стали ссориться, спорить. Они не могут решить, кому в какой домик поселиться. Поможете им? — Как вы считаете, в какой теремок нужно поселить мышку-норушку?
— Проведите линию от мышки к самому маленькому теремку. |
— Да, поможем. — Ее нужно поселить в самый маленький теремок. Она самая маленькая. |
Дети выполняют задание. |
|
—А лягушку-квакушку?
|
— В тот, который немного побольше. |
По этому принципу дети «расселяют» всех остальных героев сказки. |
|
— Стали животные жить отдельно, но скоро заскучали друг без друга. Они решили собираться вместе, чтобы играть, загадывать друг другу загадки и решать интересные задачки. Вот и первая задачка. Мышка просит определить, чего она собрала больше: орехов или желудей? Считать животные не умеют. Как быть? |
|
Психолог в произвольном порядке прикрепляет к фланелеграфу изображения желудей и орехов. Дети подходят к фланелеграфу и высказывают свои предложения. |
|
— Молодцы, ребята! Помогли животным решить задачку. |
— Можно рядом с каждым орехом прикрепить желудь, а потом посмотреть, что останется. Мы ответим мышке, чего больше. — Желудей больше, чем орехов. Один желудь остался лишний.
|
Дети садятся за столы. Психолог раздает карточки к упражнению «Соедини точки по порядку». |
|
— Лягушка предлагает отгадать, какое дерево она видела в лесу. Вы сможете дать ответ, если правильно, последовательно соедините все точки от первой до последней. |
|
Дети выполняют задание. |
|
— Правильно! Теперь очередь зайчика. Он хочет поиграть с нами в игру «Зайцы и волк». |
— Это елочка!
|
Выбирается водящий «волк». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят, поворачивается спиной к «зайцам». Дети «зайцы» становятся за линию, обозначенную веревкой или прыгалками, оттуда идут к «волку», произнося слова: — Волк-волчище, Серый хвостище, Зубастая пасть. Тебе нас не поймать! «Зайцы» подходят к «волку», все вместе дотрагиваются до его спины и бегут за линию. «Волк» вскакивает со стула и гонится за «зайцами», стараясь поймать кого-нибудь из них. Пойманный ребенок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза. По окончании игры дети садятся за столы. |
|
— Вы готовы выполнить задания, которые прислала лисичка-сестричка? |
— Да, готовы! |
Психолог прикрепляет к магнитной доске изображения лося, ежа, кабана, козы. |
|
— Ребята, рассмотрите картинки, назовите животных, которые на них изображены. — Кто здесь лишний? — Почему вы так решили?
— Молодцы! |
— Лось, еж, кабан, коза.
— Коза. — Лось, еле и кабан — дикие животные, а коза — домашнее животное. |
Психолог снимает картинки с изображениями животных и прикрепляет новые — с изображением птиц. |
|
— Ребята, кто нарисован на этих картинках?
— Кто здесь лишний? — Почему вы так думаете? |
— Сорока, курица, дятел, воробей. — Курица. — Сорока, дятел и воробей — дикие птицы, а курица — домашняя птица |
В случае затруднений психолог помогает детям сформулировать ответ. |
|
— Волк и медведь собрали в лесу шишки и грибы и прислали нам. Закройте глаза, я разложу их в кабинете. |
|
Дети закрывают глаза, психолог раскладывает шишки и муляжи грибов на столах, на полках, на полу кабинета. Дети открывают глаза, психолог делит их на две команды и предлагает одной команде собрать шишки, другой — грибы. Игра проводится в течение 2-3 минут. |
|
— Занятие подходит к концу. Давайте расскажем Мышонку, чем мы занимались. Не забудьте похвалить друг друга. |
|
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой. |
|
— До свидания. Я вами горжусь! |
|
Занятие 3
Цель:
Оборудование:
мягкая игрушка;
карточки к упражнениям «Запомни фигуры и знаки», «Дом и сад» (по количеству детей);
открытки, ножницы (по количеству детей);
тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
Вкабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
Психолог: |
Дети: |
— Ребята, сейчас я раздам вам карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры и математические знаки. Я положу их на стол изображением вниз. По моему сигналу вы возьмете карточки, рассмотрите фигуры и знаки и постараетесь запомнить их. Когда я дам команду «Стоп», вы перевернете карточки изображением вниз. |
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Запомни фигуры и знаки». По сигналу психолога дети переворачивают карточки, рассматривают и запоминают изображения. Через 20 секунд звучит команда «Стоп». Психолог собирает карточки. |
|
— Возьмите из тарелочки листы бумаги и простые карандаши. Нарисуйте те фигуры и знаки, которые вы запомнили. |
|
Дети выполняют задание и отдают свои листы психологу. Данное задание можно считать диагностическим и вписать результаты детей в соответствующую графу журнала. Если ребенок запомнил 6-7 из 9 фигур (знаков) и смог их воспроизвести, это высокий результат, 4-5 — средний результат, 3 и меньше — низкий результат. |
|
— Молодцы, ребята! А теперь скажите, какие геометрические фигуры вы видели на карточках? — Правильно! А знаете, как называются математические знаки, которые вы рисовали? |
— Круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал. — Минус, равно (знак равенства), плюс, больше. |
При затруднениях психолог рисует на доске математические знаки и уточняет их названия. |
|
— Сейчас я буду записывать на доске цифры, а вы называйте их. |
|
Психолог пишет цифры от 1 до 10 на доске, дети называют их. |
|
— Цифры вы знаете. Тогда выполним следующее задание. |
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Дом и сад». |
|
— Возьмите карандаши и соедините точки по порядку. |
|
Дети выполняют задание. |
|
— Что у вас получилось? — Нарисуйте в домике окошко, на крыше домика нарисуйте трубу. |
— Получился домик. |
Дети выполняют задание. |
|
— Что вы видите около домика? — Что лежит под яблоней? — Сколько яблок лежит под яблоней? — Нарисуйте на яблоне пять яблок. |
— Дерево, яблоню. — Яблоки. — Пять яблок. |
Дети выполняют задание. |
|
— Сколько всего яблок теперь нарисовано на картинке? — Правильно! Яблоки растут на яблоне. Яблоки — фрукты, а яблоня — фруктовое дерево. Какие еще фруктовые деревья могут расти в саду? |
— Десять яблок.
— Груша, вишня, слива... |
— Верно. Вы умеете правильно отвечать на вопросы и хорошо считать. Послушайте задачу. Пришли к Антону на день рождения гости. Ваня подарил ему говорящего попугайчика, Коля — заводной вездеход, Лиза — деревянный конструктор, Валя — переводные картинки. Сколько подарков получил Антон? — Сколько детей было на дне рождения? |
—Четыре подарка.
— Пять детей. |
— А теперь встаньте из-за стола. Возьмите свои стульчики и поставьте по кругу. |
|
Психолог убирает один из стульев и предлагает пересчитать детей и оставшиеся стульчики. |
|
— Кого больше? — Давайте поиграем в игру, которая называется «Кто самый внимательный?». Пока я буду хлопать в ладоши, вы бегайте вокруг стульчиков, перестану хлопать — быстро садитесь на стулья. Кто останется без стульчика — будет помогать мне хлопать. Начали! |
— Детей.
|
После того, как один из детей выбывает из игры, психолог убирает один стул. Таким образом остается четыре стула и пятеро детей, игра продолжается... остается один стул и двое детей. Кто займет оставшийся стул, тот — самый внимательный ребенок. Дети и психолог поздравляют победителя, хлопают ему. Затем дети садятся за столы. |
|
— У каждого из вас в тарелочке лежит открытка. Возьмите ее, рассмотрите, теперь переверните. Видите — она разделена линиями на несколько частей. Возьмите ножницы и по линиям разрежьте открытку на части. |
|
Каждый ребенок получает индивидуальное задание. Психолог, учитывая возможности детей, подготавливает различные по сложности варианты упражнения — открытки могут быть разделены на 4,6 и 8 частей. Дети разрезаю
|