a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающия занятия в старшей группе

Автор: Приходько Юлия Викторовна Опубликовано: 2015-12-08 04:44:03

Документы для скачивания

ПСИХОДИАГНОСТИКА

(сентябрь)

В компетенцию и обязанности детского психолога входит про­ведение психологической диагностики, направленной на выявле­ние особенностей психического развития ребенка и уровня сфор­мированности у него определенных личностных новообразований.

Основная цель психодиагностики — создание психологическо­го портрета обследуемого, который включает в себя характерис­тику поведения, описание особенностей познавательных процес­сов и развития личности ребенка. Анализ полученных данных по­может организовать целенаправленную коррекционно-развиваю­щую работу, создать оптимальные условия для развития индиви­дуальных способностей дошкольников.

Опираясь на результаты психодиагностики психолог разраба­тывает индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей группы «риска», нуждающихся в специальной работе по развитию определенных психических процессов, и одаренных дошкольников, с целью развития их потенциальных возможностей.

Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально-личностной сферы ребенка. Психолог оценивает уровень тревож­ности, определяет наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.

Подробное описание методик для диагностики эмоциональных процессов, межличностных конфликтов и внутриличностных про­блем ребенка вы можете найти в пособии Панфиловой М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, в книге Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога.

В данный блок рекомендуется включить методику «Игровая комната». Ребенку предлагают представить, что он пришел в вол­шебную комнату, где есть любые игрушки и можно играть в раз­личные игры. В эту комнату ребенок может взять с собой двух зна­комых ребят и придумать игру, в которую он мог бы поиграть со своими друзьями. При этом задается ряд вопросов, типа: «Как иг­рать в такую игру?»; «А если дети не захотят играть в твою игру, что ты будешь делать?» По рассказу ребенка и по ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне об­щения со сверстниками, о способности выходить из конфликтных ситуаций.

В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить шкалу Бине-Симона.

Детям предлагаются следующие задания:

- определить время дня;

- рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);

- нарисовать ромб по образцу;

- сосчитать тринадцать предметов;

- сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему? Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т.д.)

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных обозначений:

задание выполнено — «+»;

задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточнос­ти — «+?»;

задание не выполнено — «-» (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Время дня

Назначение предметов

Рисование по образцу

Счет

Сравнение

секундомер

калькулятор

 

Затем проводится исследование психических процессов: внима­ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:

  1. «Сравни картинки».

Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначи­тельными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмот­ри картинки, сравни их и найди отличия».

  1. «Небылицы».

Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:

Сел воробышек на дом —

Провалилась крыша.

Под березкою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука,

Рыба ловит рыбака,

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

  1. «Найди несоответствие». Ребенку показывают картинки не­лепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не так и как должно быть на самом деле».

Изучение особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по ко­робочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцвет­ных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цве­том. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)

Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соот­ветствии с их формой.

Диагностика восприятия величины проводится с помощью за­дания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного оп­ределенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребен­ка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тон­кой моторики.

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать неболь­шой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого раз­вития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связность речи).

Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить сло­ва, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом поряд­ке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».

При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».

При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сей­час я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».

На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хоро­шим результатом является:

  • повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;
  • повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 2.

Таблица 2

Кол-во      Слова предъ-

явлений

часы

утюг

слон

кошка

пятно

солома

яблоко

лото

солнце

дорога

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, результаты могут быть представлены графически, с показом особенностей процесса заучивания, удержания в памя­ти стимульного материала.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картин­ки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

При изучении процесса опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики А.Н. Леонть­ева, предложенный Л.Н. Поперечной для обследования детей в предшкольный период. Его суть заключается в упрощении стимульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.

Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.

Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расчес­ка, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш[1].

Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызываю­щих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нуж­но выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обу­чающая работа не проводится. Но при предъявлении первого сло­ва («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснова­ния выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».

Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Пси­холог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 3).

Таблица 3

________________, ___________, ____________, ________________________.

Фамилия, имя               возраст              группа                  дата исследования

 

Слова,

предъявляемые для запоминания

Время выбора карточки

(сек)

Мотивы выбора карточки

Воспроизведение

 

 

 

 

 

При оценке результатов учитываются следующие факторы:

  • понимание ребенком инструкции;
  • способность к нахождению опосредствующих символов;
  • содержательность объяснения того или иного выбора;
  • продуктивность опосредования в целях запоминания;
  • необходимость и количество оказанной помощи.

Определение уровня опосредованного запоминания может про­водиться с помощью методики пиктограмм[2] — записи предъявлен­ных на слух слов с помощью схематических рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11—12 слов, используя собственные свободные зарисовки.

Примечание. С помощью данных методик можно выявить не только характер ассоциативной, опосредованной памяти, но и особенности мыслительной деятельности.

Для изучения умственной работоспособности детей использу­ют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по ме­тодике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Cтоп!», дети проводят верти­кальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:

  1. « Дополнение фраз».

Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причин­но-следственные связи. Например:

Девочка взяла карандаш и ...

Мальчик быстро бежал, потому что ... И т.п.

  1. «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зейгарник[3]).
  2. «Свободная классификация».

Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен раз­делить на группы, самостоятельно выделив принцип группиров­ки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обоб­щающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т.д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппиро­вать картинки различного цвета, рассортировать по группам изоб­ражения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, гри­бов и т.д.

Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отра­жающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было вид­но, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.

В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.

Данные проведенной психодиагностики заносятся в таблицу (табл. 4).

Таблица 4

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Речь

Особенности эмоционально-личностной сферы

цвет

форма

величина

слуховое

слуховая

зрительная

опосредованная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты психодиагностики обрабатываются, затем со­ставляются протокол и локальный акт. Данные психодиагности­ческого обследования передаются руководителю детского образо­вательного учреждения.

В течение сентября психолог собирает диагностические сведе­ния о детях, ведет наблюдение за дошкольниками в процессе иг­ровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятии, исходя из полученных результатов психодиагностики детей и основных положений программы учеб­но-воспитательного процесса в старшей группе детского сада.

Коррекционно-развивающие занятия начинаются в октябре. Они проводятся два раза в неделю в кабинете психолога. Наполня­емость группы — 6 детей. Они посещают 8 занятий. В ноябре кор­рекционно-развивающие занятия начинаются у следующей груп­пы детей, таким образом, в январе у психолога занимается после­дняя группа. В феврале возобновляются занятия с первой группой детей, т.е. с теми, которые посещали занятия в октябре. Список детей, занимающихся с психологом, вывешивается для родителей, которые могут присутствовать на занятиях, наблюдая, как их ре­бенок общается с детьми, справляется с заданиями, а затем дома повторить, закрепить пройденный материал.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

(октябрь)

 

Занятие 1

Цель:

Оборудование:

мягкая игрушка (Медвежонок);

иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь»;

карточки к упражнениям «Найди, зачеркни, сосчитай», «По­строй домик», «Выбери дорожку» (по количеству детей);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

 

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка Медвежонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.

Психолог:

Дети

(предполагаемые ответы):

         — Ребята, сегодня нас ждет большое и интересное путеше­ствие в сказку. Хотите узнать, в какую?

—Да, хотим.

 

— Тогда давайте рассмотрим картины.

 

Психолог показывает иллюстрации к сказке «Маша и мед­ведь».

— Рассмотрите картину и расскажите о том, что вы видите наней.

 

— А кто нарисован на этой картине?

— Маша с подругами идетпо тропинке к лесу. Она машетдедушке и бабушке рукой.

— Медведь несет короб спирогами, а из короба выглядывает Машенька.

Психолог и дети рассматривают и анализируют все пять кар­тин, затем, вспоминая сюжет сказки, прикрепляют иллюстра­ции к магнитной доске в нужном порядке.

— Давайте повнимательнее рассмотрим ту картину, на кото­рой нарисована Маша в лесу.

 

Психолог привлекает внимание детей к пространственному расположению предметов.

— Что нарисовано справа?

— А слева?

— Что вы видите на верхнейчасти картины?

— Какие предметы нарисованы внизу?

— Перечислите то, что девочка увидела в лесу.

— Ель, гриб, белка, ... .

— Заяц, куст, ....

 

— Грибы, ягоды, заяц, ... .

— Ель, березы, грибы, ягоды, бабочек, белку, зайца.

Психолог раздает карточки к упражнению «Найди, зачеркни, сосчитай».

— Рассмотрите таблицу. Какие предметы нарисованы на ней?

— Возьмите из тарелочки карандаши и зачеркните те предметы, которые Маша не видела в лесу.

— Ягоды, бабочки, карандаши, грибы, конфеты, шарики, ели.

Дети выполняют задание.

— Какие предметы вы зачерк­нули?

 

—  Молодцы! Теперь посчита­ем, сколько в таблице елей.

—  Посмотрите на иллюстра­ции к сказке. Найдите и сосчитай­те все ели. Сколько их?

—  Сейчас мы будем искать и считать бабочек. Рассмотрите все картины, сосчитайте бабочек. Сколько их?

— А сколько бабочек нарисова­но на ваших таблицах?

—  Карандаши, конфеты, шарики.

— Три ели.

 

— Три ели.

 

— Четыре бабочки.

 

 

— Тоже четыре бабочки.

 

Психолог предлагает детям найти и сосчитать ягоды, а за­тем грибы.

По окончании задания психолог снимает картины или перево­рачивает их изображением вниз.

— Каких зверей Маша встрети­ла в лесу?

— Где жил медведь?

—  Правильно,   сказочный медведь жил в избушке, а как называется жилище обычного медведя?

— Молодцы! Как вы думаете, кто делает диким животным жилища?

— А домашним животным нужно самим строить жилища?

— Почему?

 

— Верно. Какие домашние животные были нарисованы на картине?

— Как называется домик, который человек строит для собаки?

— Белку, зайца, ежа, мед­ведя.

— В домике, в избушке.

— Берлога.

 

— Они сами делают себе жилища.

— Нет.

 

— Они живут в доме вместе с людьми. Люди строят им дома.

— Кот, собаки.

 

— Конура, будка.

Психолог раздает карточки к упражнению «Построй домик».

— На этой картинке нарисова­ны собачьи будки. Внимательно рассмотрите их и нарисуйте в пу­стом квадрате подходящую кону­ру — «постройте» домик для со­баки.

 

Психолог обращает внимание детей на расположение домов в горизонтальных и вертикальных рядах. При затруднениях дает дополнительные разъяснения.

— А теперь мы отдохнем. По­дойдите ко мне.

 

Дети подходят к психологу, вместе с ним произносят текст и выполняют соответствующие движения.        Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладони три хлопка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за парту сесть опять.

Дети садятся за столы.

— Ребята, давайте еще раз вспомним, что случилось с медведем в конце сказки.

— Хотите помочь медведю добраться до его избушки?

— Медведь испугался собак, поставил короб и побежал в лес.

— Да, хотим.

Психолог раздает карточки к упражнению «Выбери дорожку».

— Найдите дорожку, которая ведет к дому медведя. Возьмите карандаши и проведите по ней линию — укажите медведю путь.

 

Дети выполняют задание.

          — Вот и заканчивается наше первое занятие. Давайте расска­жем Медвежонку, чем мы сегод­ня занимались.

 

Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделан­ной работе, делятся впечатлениями.

— Похвалите друг друга, ска­жите ласковые слова нашему Медвежонку.

 

Дети говорят комплименты друг другу и мягкой игрушке.

— До свидания. Я вас люблю!

 

 

Занятие 2

Цель:

Оборудование:

мягкая игрушка (Мышонок);

плоскостные изображения шести желудей и пяти орехов для работы с фланелеграфом;

предметные картинки: лось, еж* , кабан, коза*, сорока*, курица, дятел* , воробей*;

карточки к упражнениям «Теремки», «Соедини точки по по­рядку» (по количеству детей);

веревка (прыгалки);

шишки (природный материал), грибы (муляжи);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

 

Ход занятия

Вкабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка Мышонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.

Психолог:

Дети:

— Ребята, вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Тере­мок». Напомните мне, пожалуй­ста, чем она заканчивается.

 

 

 

— Давайте немного изменим окончание сказки. Представьте, что вы решили помочь живот­ным — построить для каждого из них отдельный теремок.

Сколько же домиков нужно построить? Решил медведь посчи­тать животных.

От труда медведь вспотел,

Ведь считать он не умел.

Помоги ему скорей —

Посчитай всех зверей.

— Пришел медведь, влез на крышу, теремок затрещал и развалился. Еле-еле все успе­ли из него выскочить. Погоре­вали звери, погоревали и ре­шили новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

 

Психолог раздает карточки к упражнению «Теремки».

— Ребята, назовите героев сказки и сосчитайте их.

 

 

 

 

— А теперь сосчитайте теремки.

— Мышка-норушка, ля­гушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестрич­ка, волчок-серый бочок, мед­ведь косолапый. Всего шесть животных.

Дети выполняют задание.

— Сколько теремков?

— Значит, каждый герой сказ­ки сможет поселиться в отдель­ный теремок. Возьмите каранда­ши и достройте домики для жи­вотных.

— Тоже шесть.

 

Дети находят детали, обозначенные пунктирными линиями, и обводят их.

— Молодцы! Хорошие домики построили, но наши герои стали ссориться, спорить. Они не могут решить, кому в какой домик поселиться. Поможете им?

— Как вы считаете, в какой теремок нужно поселить мышку-норушку?

 

— Проведите линию от мышки к самому маленькому теремку.

 

 

— Да, поможем.

— Ее нужно поселить в самый маленький теремок. Она самая маленькая.

Дети выполняют задание.

—А лягушку-квакушку?

 

— В тот, который немного побольше.

По этому принципу дети «расселяют» всех остальных героев сказки.

         — Стали животные жить от­дельно, но скоро заскучали друг без друга. Они решили собирать­ся вместе, чтобы играть, загады­вать друг другу загадки и решать интересные задачки. Вот и первая задачка. Мышка просит опреде­лить, чего она собрала больше: орехов или желудей? Считать животные не умеют. Как быть?

 

Психолог в произвольном порядке прикрепляет к фланелегра­фу изображения желудей и орехов.

Дети подходят к фланелеграфу и высказывают свои предло­жения.

 

 

 

 

 

 

— Молодцы, ребята! Помогли животным решить задачку.

— Можно рядом с каждым орехом прикрепить желудь, а потом посмотреть, что оста­нется. Мы ответим мышке, чего больше.

— Желудей больше, чем орехов. Один желудь остался лишний.

 

Дети садятся за столы. Психолог раздает карточки к упраж­нению «Соедини точки по порядку».

— Лягушка предлагает отга­дать, какое дерево она видела в лесу. Вы сможете дать ответ, если правильно, последовательно со­едините все точки от первой до последней.

 

Дети выполняют задание.

 

         — Правильно! Теперь очередь зайчика. Он хочет поиграть с нами в игру «Зайцы и волк».

— Это елочка!

 

Выбирается водящий «волк». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят, поворачивается спиной к «зайцам». Дети «зайцы» становятся за линию, обозначенную веревкой или пры­галками, оттуда идут к «волку», произнося слова:

— Волк-волчище,

Серый хвостище,

Зубастая пасть.

Тебе нас не поймать!

«Зайцы» подходят к «волку», все вместе дотрагиваются до его спины и бегут за линию. «Волк» вскакивает со стула и гонится за «зайцами», стараясь поймать кого-нибудь из них. Пойманный ребенок становится водящим.

Игра повторяется 2-3 раза.

По окончании игры дети садятся за столы.

         — Вы готовы выполнить зада­ния, которые прислала лисичка-сестричка?

 

— Да, готовы!

Психолог прикрепляет к магнитной доске изображения лося, ежа, кабана, козы.

— Ребята, рассмотрите картинки, назовите животных, которые на них изображены.

— Кто здесь лишний?

— Почему вы так решили?

 

 

— Молодцы!

— Лось, еж, кабан, коза.

 

— Коза.

— Лось, еле и кабан — дикие животные, а коза — домашнее животное.

Психолог снимает картинки с изображениями животных и прикрепляет новые с изображением птиц.

— Ребята, кто нарисован на этих картинках?

 

— Кто здесь лишний?

— Почему вы так думаете?

— Сорока, курица, дятел, воробей.

— Курица.

— Сорока, дятел и воробей — дикие птицы, а курица — домашняя птица

В случае затруднений психолог помогает детям сформулиро­вать ответ.

         — Волк и медведь собрали в лесу шишки и грибы и прислали нам. Закройте глаза, я разложу их в кабинете.

 

Дети закрывают глаза, психолог раскладывает шишки и му­ляжи грибов на столах, на полках, на полу кабинета.

Дети открывают глаза, психолог делит их на две команды и предлагает одной команде собрать шишки, другой грибы.

Игра проводится в течение 2-3 минут.

         — Занятие подходит к концу. Давайте расскажем Мышонку, чем мы занимались. Не забудьте похвалить друг друга.

 

Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделан­ной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу компли­менты, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой.

— До свидания. Я вами гор­жусь!

 

Занятие 3

Цель:

Оборудование:

мягкая игрушка;

карточки к упражнениям «Запомни фигуры и знаки», «Дом и сад» (по количеству детей);

открытки, ножницы (по количеству детей);

тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

 

Ход занятия

Вкабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу лас­ковые слова, затем садятся за столы.

Психолог:

Дети:

         — Ребята, сейчас я раздам вам карточки, на которых нарисова­ны геометрические фигуры и ма­тематические знаки. Я положу их на стол изображением вниз. По моему сигналу вы возьмете кар­точки, рассмотрите фигуры и зна­ки и постараетесь запомнить их. Когда я дам команду «Стоп», вы перевернете карточки изображе­нием вниз.

 

Психолог раздает карточки к упражнению «Запомни фигуры и знаки». По сигналу психолога дети переворачивают карточки, рассматривают и запоминают изображения. Через 20 секунд зву­чит команда «Стоп».

Психолог собирает карточки.

— Возьмите из тарелочки ли­сты бумаги и простые каранда­ши. Нарисуйте те фигуры и зна­ки, которые вы запомнили.

 

Дети выполняют задание и отдают свои листы психологу.

Данное задание можно считать диагностическим и вписать результаты детей в соответствующую графу журнала.

Если ребенок запомнил 6-7 из 9 фигур (знаков) и смог их вос­произвести, это высокий результат, 4-5 средний результат, 3 и меньше низкий результат.

— Молодцы, ребята! А теперь скажите, какие геометрические фигуры вы видели на карточках?

— Правильно! А знаете, как на­зываются математические знаки, которые вы рисовали?

— Круг, треугольник, пря­моугольник, квадрат, овал.

—  Минус, равно (знак ра­венства), плюс, больше.

При затруднениях психолог рисует на доске математические знаки и уточняет их названия.

         — Сейчас я буду записывать на доске цифры, а вы называйте их.

 

Психолог пишет цифры от 1 до 10 на доске, дети называют их.

— Цифры вы знаете. Тогда выполним следующее задание.

 

Психолог раздает карточки к упражнению «Дом и сад».

Возьмите карандаши и со­едините точки по порядку.

 

Дети выполняют задание.

— Что у вас получилось?

—  Нарисуйте в домике окош­ко, на крыше домика нарисуйте трубу.

        — Получился домик.

Дети выполняют задание.

Что вы видите около домика?

— Что лежит под яблоней?

— Сколько яблок лежит под яблоней?

— Нарисуйте на яблоне пять яблок.

— Дерево, яблоню.

— Яблоки.

— Пять яблок.

Дети выполняют задание.

— Сколько всего яблок теперь нарисовано на картинке?

— Правильно! Яблоки растут на яблоне. Яблоки — фрукты, а яблоня — фруктовое дерево. Какие еще фруктовые деревья могут расти в саду?

— Десять яблок.

 

— Груша, вишня, слива...

— Верно. Вы умеете правиль­но отвечать на вопросы и хорошо считать. Послушайте задачу. Пришли к Антону на день рожде­ния гости. Ваня подарил ему го­ворящего попугайчика, Коля — заводной вездеход, Лиза — дере­вянный конструктор, Валя — пе­реводные картинки. Сколько по­дарков получил Антон?

— Сколько детей было на дне рождения?

—Четыре подарка.

 

 

 

 

 

— Пять детей.

         — А теперь встаньте из-за сто­ла. Возьмите свои стульчики и по­ставьте по кругу.

 

Психолог убирает один из стульев и предлагает пересчитать детей и оставшиеся стульчики.

— Кого больше?

—  Давайте поиграем в игру, которая называется «Кто самый внимательный?». Пока я буду хлопать в ладоши, вы бегайте вок­руг стульчиков, перестану хло­пать — быстро садитесь на стулья. Кто останется без стульчика — будет помогать мне хлопать. На­чали!

— Детей.

 

После того, как один из детей выбывает из игры, психолог уби­рает один стул. Таким образом остается четыре стула и пятеро детей, игра продолжается... остается один стул и двое детей. Кто займет оставшийся стул, тот — самый внимательный ребенок.

Дети и психолог поздравляют победителя, хлопают ему.

Затем дети садятся за столы.

         — У каждого из вас в тарелоч­ке лежит открытка. Возьмите ее, рассмотрите, теперь переверните. Видите — она разделена линиями на несколько частей. Возьмите ножницы и по линиям разрежь­те открытку на части.

 

Каждый ребенок получает индивидуальное задание. Психолог, учитывая возможности детей, подготавливает различные по сложности варианты упражнения открытки могут быть раз­делены на 4,6 и 8 частей.

Дети разрезаю

Коментарии
Куликова Татьяна Владимировна написано 2017-07-11 00:21:01
Большое спасибо вам за раздаточные материалы к программе! Долго искала, наконец нашла. Есть возможность избежать дополнительных финансовых затрат
Ответить

Оставить комментарий: