Шарохина В.Л. Коррекционные занятия со средней группой
Документы для скачивания
ПСИХОДИАГНОСТИКА
(сентябрь)
Сентябрь — время диагностики детей дошкольного возраста. В средней группе обследование начинается с диагностики уровня тревожности по методике, разработанной Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Определив в процентном отношении тревожность детей, выявляют и объясняют ее причины. Через месяц проводится повторное обследование каждого ребенка, и если в результате вновь будет получен высокий процент тревожности, то ребенка относят к «группе риска» и впоследствии проводят с ним серию занятий, устраняя проявления тревоги.
В диагностический блок методик, применяемых в средней группе, включается шкала умственного развития Бине-Симона. Детям предлагаются следующие задания:
- назвать свой пол;
- назвать предметы, изображенные на рисунках;
- повторить ряд из трех однозначных чисел;
- сравнить длину показанных линий.
Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на странице, отведенной для средней группы, с помощью условных обозначений:
задание выполнено — «+»;
задание выполнено не полностью — «+?»;
задание не выполнено — « - ».
Таблица 1
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Пол |
Предметы |
Числа |
Сравнение |
|||||||
машина |
улитка |
собака |
коза |
заяц |
лягушка |
7 |
3 |
4 |
Далее проводится диагностика психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?».
Перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (формочки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают малышу найти одинаковые стаканчики.
Затем эти же стаканчики (формочки) ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос: «Что изменилось?»
При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Целое — часть». (Разрезные картинки из трех-четырех частей.)
Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные цвета и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).
Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таблицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соответствии с их формой.
Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.
Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту».
Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад». После этого психолог спрашивает у ребенка о порядке действий Вити.
Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого развития (произношение, словарный запас, грамматическое оформление речи).
При исследовании слуховой памяти ребенку предъявляют для запоминания ряд слов, например: мальчик, дерево, осень, мама, дождь, свеча, луна, бант.
Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых геометрических фигур и дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.
Для диагностики мышления используется проба из методики «Классификация по заданному принципу».
Перед ребенком раскладывают набор картинок. На одних картинках изображено несколько предметов, на других — один. Малыша просят разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.
Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз».
Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик...», «Мальчик весело смеялся, потому что...», «Если пойдет дождь, то...».
Данные проведенной диагностики фиксируются в табл. 2.
Таблица 2
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Внимание |
Восприятие |
Память |
Мышление и речь |
|||
цвет |
форма |
величина |
слуховая |
зрительная |
|
Результаты психодиагностики обрабатываются, составляется протокол, локальный акт. Данные психологического обследования передаются руководителю детского образовательного учреждения.
В течение сентября психолог собирает диагностические сведения о детях, ведет наблюдение за малышами в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятий, исходя из полученных результатов психодиагностики детей и основных положений программы учебно-воспитательного процесса в средней группе детского сада.
Коррекционно-развивающие занятия в средней группе начинаются в октябре. Они проводятся два раза в неделю в кабинете психолога. Наполняемость группы — б детей. Они посещают 8 занятий. В ноябре коррекционно-развивающие занятия начинаются у следующей группы детей, таким образом, в январе у психолога занимается последняя группа. В феврале возобновляются занятия с первой группой детей, т.е. с теми, которые посещали занятия в октябре. Список детей, занимающихся с психологом, вывешивается для родителей, которые могут присутствовать на занятиях, наблюдая, как их ребенок общается с детьми, справляется с заданиями, а затем дома повторить, закрепить пройденный материал.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕЗАНЯТИЯ
(октябрь)
Занятие 1
Цель:
Оборудование:
мягкая игрушка (Зайчик);
кубик и шар с наклеенными глазами, носом и ртом;
картинки с изображением героев сказки «Колобок» (медведь, лиса);
игрушечные корзинки с грибами;
карточки к упражнению «Колобки» (по количеству детей);
тарелочки, простые и цветные карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Зайчик. Дети здороваются и говорят ласковые слова; друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.
Психолог: |
Дети (предполагаемые ответы): |
— Ребята, сегодня утром я встретила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретиться. А вы хотели бы с ним познакомиться? |
— Да.
|
Психолог выставляет на стол кубик с наклеенными глазами, носом и ртом. |
|
— Здравствуйте, дети, я Колобок! |
|
Дети удивляются, смеются, высказывают свои впечатления. |
|
— Что-то не так? Почему вы смеетесь? |
— Колобок такой не бывает. Он в сказке круглый, катится. |
Психолог заменяет кубик на шар с наклеенными глазами, носом и ртом. |
|
— Все ясно, Колобок решил над нами подшутить! Колобок, ребята, очень веселый и сообразительный. Он любит шутки, игры и сказки. А еще ему нравится отгадывать загадки и решать задачки. Колонок попросил меня рассказать сказку, да не простую, а такую, в которой будут встречаться разные задания. Поможете Колобку их решить? |
— Да, поможем.
|
— Испекла старуха Колобок и положила на окно студиться. Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг с крыльца и укатился за ворота. Катится Колобок по дорожке в лесу, а вокруг видимо-невидимо ягод... Какие ягоды мог увидеть Колобок в лесу? |
— Землянику, малину, чернику. |
При затруднениях психолог помогает детям сформулировать ответ. Психолог прикрепляет к магнитной доске картинку с изображением медведя. |
|
— В зарослях малины Колобок увидел... |
— Медведя. |
— Какими ягодами лакомился медведь? |
— Малиной. |
Психолог помещает рядом с изображением медведя корзинку, в которой лежат три гриба. |
|
— А что же лежит у медведя в корзинке? — Внимательно послушайте задачку медведя: «Сколько у меня в корзинке грибов, если их больше двух, но меньше четырех? |
— Грибы.
— У медведя в корзинке три гриба. |
Психолог достает грибы из корзины и пересчитывает их. |
|
— Правильно, три! |
|
Психолог снимает картинку с изображением, медведя. |
|
— Попрощался Колобок с медведем и покатился дальше. Но тут дорогу ему преградила рыжая плутовка. |
|
Психолог прикрепляет к магнитной доске картинку с изображением лисы. |
|
— Задача лисы сложная, и без вашей помощи Колобок не справится. Вы поможете ему? — «Шла лисичка вдоль тропинки И несла грибы в корзинке: 5 опят и 5 лисичек Для лисят и для лисичек». Сколько грибов в корзинке лисы? |
— Да, мы поможем ему. |
Психолог ставит на стол корзинку, достает и пересчитывает грибы, дети повторяют за ним. |
|
— Правильно, десять грибов. Молодцы, ребята! Помогли Колобку! — Ребята, похожа наша сказка на русскую народную сказку « Колобок» ? |
— 1,2,3... 10! У лисы в корзинке десять грибов.
— Да... Нет... |
— Давайте вспомним и сравним обе сказки. |
|
Дети припоминают сказки, психолог помогает детям провести сравнение. |
|
— В русской народной сказке лиса съела Колобка. А у нас пусть будет счастливый конец. Подумайте и скажите, как нужно закончить сказку. — Молодцы, ребята! Колобок всех благодарит и прощается с нами. Давайте похвалим Колобка и скажем ему «До свидания». |
— Лиса подружилась с Колобком. — Дедушка и бабушка нашли Колобка и спасли его от лисы и т.п.
|
Дети говорят Колобку ласковые слова и прощаются с ним. |
|
— Колобок покатился дальше, а нам оставил свое задание. |
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Колобки». |
|
— Вот портрет нашего веселого Колобка. |
|
Психолог привлекает внимание детей к верхнему рисунку. |
|
— Наш Колобок решил поиграть в прятки. Отыщите его среди других колобков и заключите нужный рисунок в рамочку. |
|
Психолог обращает внимание детей на отдельные детали рисунков. Дети выполняют задание. |
|
— А теперь возьмите из тарелочки цветные карандаши и раскрасьте оба портрета одинаково. |
|
Дети выполняют задание. |
|
— Внимательно послушайте десять слов и запомните их. Потом мы посчитаем, кто сколько слов запомнил. Вы готовы? Тогда я начинаю: дым, малина, лук, слон, парк, ночь, рука, окно, круг, суп. |
|
Каждый ребенок подходит к психологу и шепотом повторяет слова, которые он запомнил. Психолог делает в диагностическом журнале пометки о состоянии слуховой кратковременной памяти детей, учитывая, что воспроизведение шести слов после, первого прочтения свидетельствует о высоком уровне механического запоминания. По окончании экспресс диагностики психолог хвалит малышей. |
|
— Давайте поиграем в игру, которая называется «Зевака». Встаньте в круг, возьмитесь за руки и идите по кругу, Но как только я скажу «Зевака», вы должны хлопнуть, повернуться вокруг себя и снова взяться за руки. |
|
Игра повторяется 5-6 раз. |
|
— Вот и подошло к концу наше занятие. Похвалите друг друга, а потом расскажите Зайчику, чем мы сегодня занимались. |
|
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся своими впечатлениями, говорят друг другу комплименты, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой. |
|
— До свидания. Я вас очень люблю! |
|
Занятие 2
Цель:
Оборудование:
мягкая игрушка (медвежонок Мишутка);
плакат с изображением трех различных по величине прямоугольников коричневого цвета;
картинки с изображением трех медведей: Михаила Потаповича, Настасьи Петровны и Мишутки;
предметы (кружки, ложки, тарелки, стулья)разного размера;
три обруча разного размера;
карточки к упражнениям «Какой предмет лишний?», «Продолжи ряд» (по количеству детей);
конверт, веревка (прыгалки);
тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — медвежонок Мишутка. Дети здороваются и говорят ласковые слова друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.
Психолог: |
Дети: |
|
Психолог демонстрирует плакат с изображением трех прямоугольников коричневого цвета.
|
||
— Скажите, как называются эти геометрические фигуры? — Сколько нарисовано прямоугольников? — Чем отличаются эти прямоугольники?
— А чем они похожи?
— Давайте вспомним русскую народную сказку, в ней говорится о девочке, которая забрела в лес и попала в избушку, где жили три... — Кто из медведей был самым большим? — Посмотрите на большой прямоугольник. Михаил Потапович прячется за самым большим прямоугольником. — А Настасья Петровна?
— Она прячется за средним прямоугольником. — Как зовут медвежонка? — Где прячется Мишутка?
— Почему вы так думаете?
— Какие вы молодцы! |
— Это прямоугольники.
— Три прямоугольника. — Прямоугольники разного размера. — Они одного цвета — коричневые.
— Медведя. — Михаил Потапович.
— Настасья Петровна поменьше.
— Мишутка. — Мишутка прячется за самым маленьким прямоугольником. — Потому что он самый маленький. |
|
Психолог демонстрирует картинки с изображением трех медведей и предлагает детям расставить их по росту. Дети выполняют задание и сравнивают расположение медведей с расположением геометрических фигур. |
||
Психолог показывает конверт, достает письмо. |
||
— Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал в их доме и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул... и просят им помочь. Ребята, а вы знаете, кто приходил к медведям в дом? — Вы поможете медведям навести порядок? |
— Это девочка Маша приходила. Она все разбросала и не поставила на место.
— Мы поможем медведям навести порядок. |
|
Психолог выкладывает ложки, выставляет кружки, тарелки, стулья разного размера. |
||
— Давайте поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим? — Как вы думаете, куда нужно поместить Мишуткины вещи? — А теперь давайте наводить порядок. |
— Вещи Настасьи Петровны.
— В самый маленький обруч.
|
|
Дети раскладывают вещи в обручи. |
||
— Вот молодцы! Какой порядок навели. Медведи будут очень рады. Наверное, вы устали? |
|
|
Психолог показывает игрушечного медвежонка. |
||
— Мишутка всем предлагает поиграть. |
|
|
Выбирается водящий, — «Мишутка». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят. Дети становятся за линию, обозначенную веревкой или прыгалками, оттуда идут к «Мишутке», произнося слова: |
||
|
— Мишка бурый, Мишка бурый, Отчего такой ты хмурый? |
|
Дети подходят к «Мишутке», он отвечает: |
||
|
— Я медком не угостился, Вот на всех и рассердился. Раз-два-три-четыре-пять, Начинаю мед искать. |
|
Дети бегут за линию. «Мишутка» старается поймать кого-нибудь из них. Пойманный ребенок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза. По окончании игры дети садятся за столы. |
||
— Играть любит не только маленький Мишутка, но и его мама, Настасья Петровна. Она предлагает вам поиграть в игру «Какой предмет лишний?» |
|
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Какой предмет лишний?» |
||
— Назовите предметы, которые нарисованы на карточке. — Какой предмет лишний? — Почему вы так думаете? |
— Ромашка, колокольчик, малина, одуванчик. — Малина.
|
|
В случае затруднений психолог помогает детям, сформулировать ответ. |
||
— Молодцы! Назовите предметы, которые нарисованы ниже одним словом. Что это? — Слушайте, как называются грибы: боровик, лисичка, сыроежка, мухомор. Какой гриб лишний? — Почему вы так решили? — Правильно. Боровик, лисичка, сыроежка — это съедобные грибы, а мухомор ядовитый гриб, людям его есть нельзя. Возьмите из тарелочки простой карандаш и зачеркните лишние предметы. |
— Ромашка, колокольчик, одуванчик — цветы, а малина — ягода. Она лишняя.
— Это грибы.
— Мухомор.
— Он ядовитый. |
|
— Михаил Потапович тоже приготовил для вас задание. |
|
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Продолжи ряд». |
||
— Назовите предметы, которые нарисованы в верхнем ряду. — Необходимо продолжить верхний ряд предметов. Рассмотрите и назовите предметы, которые нарисованы ниже. — Какой предмет подходит к кругу и шарику? — Почему? — Проведите линию от мяча к пустому прямоугольнику. |
— Круг, шарик.
— Машинка, кубик, мяч.
— Мяч.
— Он круглый. |
|
Дети самостоятельно выполняют вторую часть упражнения. |
||
— Занятие подошло к концу. Ребята, похвалите друг друга. |
|
|
Дети говорят друг другу комплименты. |
||
А теперь вспомните и расскажите Мишутке, чем мы сегодня занимались. |
|
|
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся своими впечатлениями, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой. |
||
— До свидания. Я буду вас ждать! |
|
Занятие 3
Цель:
Оборудование:
мягкие игрушки: котенок, зайчик, медвежонок, собачка, белочка, слон, мышонок;
листья различных деревьев: клена, дуба, липы, рябины, березы;
серия сюжетных картин «Озорной котенок»;
карточки к упражнению «Осенние листья» (по количеству детей);
тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — котенок. Дети здороваются, говорят друг другу, психологу, игрушке ласковые слова, затем садятся за столы.
Психолог: |
Дети: |
— Ребята, какое сейчас время года? — А какой месяц? — Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие листья. В октябре часто идет холодный мелкий дождь. Характер октября переменчивый: погода в течение дня несколько раз меняется. Говорят, что октябрь то плачет, то смеется. Как же может октябрь плакать? Что люди имеют в виду, когда так говорят? — Правильно, а когда выглядывает солнышко, становится теплее и веселее, тогда говорят, что октябрь смеется. Отгадайте осеннюю загадку: Падают с ветки Золотые монетки. |
— Осень. — Октябрь.
— В октябре часто идет дождь.
— Это листья. |
Психолог показывает детям листья различных деревьев и называет их. |
|
— Это лист клена — кленовый лист. Повторите, какой это лист. |
— Кленовый лист
|
Аналогичная работа проводится с листьями дуба, липы, рябины, березы. |
|
— Мы часто слышим: «Осенью с деревьев падают разноцветные листья». Что значит «разноцветные»? |
— Это значит разного цвета. |
— Правильно. Какие листья можно увидеть осенью? Сейчас вы будете раскрашивать осенние листья желтым, красным и коричневым карандашами. Приготовьте эти карандаши. |
— Желтые, красные, коричневые.
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Осенние листья» Дети берут карандаши из тарелочек. |
|
Рассмотрите листья. Где березовый лист? |
|
Дети на карточке находят и показывают лист березы. |
|
— А это какой лист? |
|
Психолог показывает на дубовый лист. |
|
— Какой лист мы еще не назвали? — Раскрасьте березовый лист желтым карандашом, кленовый – красным, а дубовый — коричневым. |
— Это дубовый лист. — Кленовый лист. |
Дети повторяют инструкцию и приступают к выполнению задания. |
|
— Опавшие листья шуршат под ногами: «Ш-ш-ш». Давайте пошуршим, как осенние листья. |
|
Дети произносят изолированный долгий звук [ш]. Психолог показывает детям игрушечного котенка. |
|
—Ребята, посмотрите, на шум к нам прибежал котенок. Котенок любит играть с опавшими листьями. Когда листья шелестят, котенку кажется, что это шуршит мышка в траве. Сегодня мы выучим стихотворение про котика. Слушайте: Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. |
|
Дети заучивают стихотворение и с помощью психолога рассказывают его. |
|
— Молодцы! А теперь давайте поиграем. |
|
Для проведения игры «Что изменилось?» на столе, перед детьми расставляются мягкие игрушки: зайчик, медвежонок, собачка, белочка, слон. Детям предлагается запомнить, как стоят игрушки, затем закрыть глаза. Психолог убирает или добавляет одну игрушку. Дети, открыв глаза, определяют, что изменилось. Игра проводится 5—6 раз. |
|
— Ребята, сейчас мы рассмотрим картинки, на которых нарисован озорной котенок. |
|
Психолог показывает детям три картины, связанные одним сюжетом («Озорной котенок», автор Е. Алифанова), просит детей расположить картинки в нужной последовательности и составить рассказ по данной серии картин. |
|
По окончании задания психолог предлагает поиграть в игру «Зевака». (Описание игры — см. с. .) |
|
— Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним и расскажем котенку, чем мы сегодня занимались. |
|
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями о проделанной работе. |
|
— Похвалите друг друга. |
|
Дети говорят друг другу комплименты, прощаются с психологом, с мягкой игрушкой. |
|
— До свидания. Я вас очень люблю! |
|
Занятие 4
Цель:
Оборудование:
мягкая игрушка (Котенок);
сюжетные картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением фруктов и овощей; карточки к упражнению «Найди отличия» (по количеству детей);
тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка – Котенок. Дети здороваются, говорят ласковые слова друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.
Психолог: |
Дети: |
— Какое сейчас время года? — Какие приметы осени вы знаете? |
— Осень.
|
Дети перечисляют приметы осени. |
|
— Какой сейчас месяц? |
— Октябрь. |
— Вы можете вспомнить названия всех осенних месяцев? — Молодцы! |
— Сентябрь, октябрь, ноябрь. |
Психолог прикрепляет к доске сюжетные картины с изображением различных времен года. |
|
— Найдите картину, на которой изображена осень. |
|
Дети выполняют задание. |
|
— Как вы догадались? |
|
Дети перечисляют признаки осени. Психолог рассказывает детям о событиях, происходящих в растительном и животном мире в осеннюю пору. |
|
— Когда за окном сырой и холодный осенний вечер, очень хорошо сидеть на мягком диване в теплой комнате и играть с веселым пушистым котенком. |
|
Психолог показывает детям игрушечного Котенка. |
|
—Давайте расскажем Котенку стихотворение, которое учили на прошлом занятии: «Как у нашего кота шубка очень хороша...» |
|
Дети хором повторяют стихотворение. |
|
— Молодцы! Котенок благодарит вас и просит сказать, чем отличаются два рисунка, которые я вам сейчас раздам. |
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Найди отличия». |
|
— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются котята? |
|
Дети выполняют задание. |
|
— А теперь поиграем в игру, которая называется «Осенние приметы ». Когда я назову примету осени, хлопайте в ладоши. Если примета относится к другому времени года, хлопать не надо. Готовы? Начнем. — Листья падают. — Дети купаются. — Сосульки тают. — Идет холодный дождь. — Расцветает подснежник. — Дети катаются на коньках. — Созрела земляника. — Перелетные птицы улетают на юг и т. д. — Молодцы, вы были очень внимательны. Вы не устали? Тогда новое задание. |
|
Психолог прикрепляет к магнитной доске изображения фруктов и овощей. |
|
— Посмотрите, в верхнем ряду находятся фрукты. Они растут в саду на деревьях, а в нижнем — овощи. Они растут в огороде на грядке. Назовите фрукты. — Какие еще вы знаете фрукты? — Назовите овощи.
— Какие еще овощи вы можете назвать?
— Слушайте внимательно. Я скажу всего одно слово, но вы сможете догадаться, какой овощ или фрукт я загадала: — Красный... — Красное... — Желтая… — Желтый… — Оранжевый... — Оранжевая... — Зеленый… — Зеленая… — Очень хорошо. Все мои загадки отгадали. А эту сможете? Этот овощ вкусный, овальный, зеленый. — Молодцы! Теперь вы будете придумывать и загадывать друг другу загадки. |
— Яблоко, груша, лимон, апельсин.
— Слива, вишня, мандарин... — Помидор, огурец, репа, морковь. — Свекла, картошка, кабачок...
— Это помидор. — Это яблоко. — Репа. — Лимон. — Апельсин. — Морковь. — Огурец. — Груша.
— Это огурец.
|
Дети описывают предметы по образцу психолога. |
|
Игра «Кто самый внимательный? |
|
— Давайте поиграем. |
|
По кругу ставят 5 стульев, 6 детей встают вокруг них. |
|
— Дети, пока я хлопаю в ладоши, вы бегаете вокруг стульчиков, как только я перестану хлопать, сразу садитесь на любой стульчик. Кто останется без стула — будет помогать мне хлопать. Начали! |
|
После того как один из детей выбывает из игры, психолог убирает один стул. Таким образом остается 4 стула и 5 детей, игра продолжается... остается один стул и двое детей. Кто займет оставшийся стул, тот — самый внимательный ребенок. Дети и психолог поздравляют победителя, хлопают ему. |
|
— Давайте вспомним и расскажем нашему Котенку, чем мы занимались сегодня. |
|
Дети припоминают ход занятия, отмечают то, что понравилось, говорят друг другу комплименты, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой. |
|
— До свидания. Я вас люблю и буду ждать! |
|
Занятие 5
Цель:
Оборудование:
мягкая игрушка (Мышонок);
игрушки для игры «Запомни» (синий резиновый мяч, желтая деревянная пирамидка, коричневый меховой медвежонок, белый бумажный кораблик, зеленая пластмассовая лопатка);
ширма, длинная веревка;
индивидуальные наборы сюжетных картинок к стихотворению «Мышки»;
карточки к упражнениям « Что где лежит? », « Дорисуй круги », «Дорисуй овалы» (по количеству детей);
тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Мышонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем, садятся за столы.
Психолог: |
Дети: |
На столе психолога ряд из пяти игрушек. Психолог привлекает внимание детей к этим игрушкам. |
|
— Ребята, давайте поиграем. Посмотрите, какие игрушки находятся на моем столе. Назовите их. |
— Мяч, пирамидка, медвежонок, кораблик, лопатка.
|
— Запомните, как они расположены, какого они цвета. |
|
Психолог дает время для запоминания, затем закрывает игрушки ширмой. Дети должны вспомнить расположение игрушек, назвать их цвет. |
|
— А знаете ли вы, что игрушки делают из различного материала: резины, дерева, меха, бумаги, металла, пластмассы, глины. Подойдите к моему столу. Давайте рассмотрим, потрогаем игрушки и определим, из какого материала сделана каждая из них. |
|
Дети с помощью психолога выполняют задание и садятся за столы. |
|
Психолог показывает детям игрушечного Мышонка. |
|
— Ребята, у нас в гостях веселый Мышонок, который очень любит пошалить. Давайте выучим и расскажем Мышонку стихотворение про мышек-шалунишек. Нашему гостю будет приятно послушать этот стишок. |
|
Психолог раздает детям наборы сюжетных картинок к стихотворению «Мышки» и читает потешку: «Скачут мышки-шалунишки, Кто на чашке, Кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать малышке». |
|
Дети сначала рассказывают стихотворение «Мышки» с опорой на сюжетные картинки и помощью психолога, а затем самостоятельно. Мышонок хвалит и благодарит каждого ребенка. |
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Ч то где лежит? » |
|
— Ребята, Мышонок хочет поиграть с вами в игру «Что где лежит?». Рассмотрите стеллаж (шкаф). Помогите Мышонку разложить вещи на полочки. Возьмите из тарелочки карандаш и проведите линию от предмета к полке, на которой вы хотите разместить выбранный предмет. Обратите внимание на форму предмета и геометрическую фигуру, нарисованную на полке. |
|
По ходу выполнения упражнения психолог называет геометрические фигуры и помогает детям. |
|
— Сейчас мы будем рисовать. |
|
Психолог раздает детям карточки к упражнениям «Дорисуй круги», «Дорисуй овалы». На них изображены круги или овалы и различные предметы, которые получаются из фигур при дорисовывании дополнительных элементов, (Например, рыбка, мышонок, подсолнух и
|