a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Шарохина В.Л. Коррекционные занятия со средней группой

Автор: Приходько Юлия Викторовна Опубликовано: 2015-12-08 04:54:43

Документы для скачивания

ПСИХОДИАГНОСТИКА

(сентябрь)

Сентябрь — время диагностики детей дошкольного возраста. В средней группе обследование начинается с диагностики уровня тревожности по методике, разработанной Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Определив в процентном отношении тревожность детей, выявляют и объясняют ее причины. Через месяц проводится повторное обследование каждого ребенка, и если в результате вновь будет получен высокий процент тревожности, то ребенка относят к «группе риска» и впоследствии проводят с ним серию занятий, устраняя проявления тревоги.

В диагностический блок методик, применяемых в средней груп­пе, включается шкала умственного развития Бине-Симона. Детям предлагаются следующие задания:

- назвать свой пол;

- назвать предметы, изображенные на рисунках;

- повторить ряд из трех однозначных чисел;

- сравнить длину показанных линий.

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на странице, отведенной для средней группы, с помощью условных обозначений:

задание выполнено — «+»;

задание выполнено не полностью — «+?»;

задание не выполнено — « - ».

Таблица 1

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Пол

Предметы

Числа

Сравнение

машина

улитка

собака

коза

заяц

лягушка

7

3

4

Далее проводится диагностика психических процессов: внима­ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?».

Перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (формочки), два из которых совпадают по цвету, раз­меру и форме, и предлагают малышу найти одинаковые стаканчи­ки.

Затем эти же стаканчики (формочки) ставят в ряд и просят ре­бенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос: «Что изменилось?»

При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Целое — часть». (Разрезные картинки из трех-четырех частей.)

Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружоч­ки по коробочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, ок­рашенные в основные цвета и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).

Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед малышом рас­кладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величи­ны, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячей­ки карты-таблицы в соответствии с их формой.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ре­бенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.

Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту».

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать предло­жение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушеч­ную машину и пошел в детский сад». После этого психолог спра­шивает у ребенка о порядке действий Вити.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого развития (произношение, словарный запас, грамматическое оформление речи).

При исследовании слуховой памяти ребенку предъявляют для запоминания ряд слов, например: мальчик, дерево, осень, мама, дождь, свеча, луна, бант.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых геометрических фигур и дают инструк­цию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.  

Для диагностики мышления используется проба из методики «Классификация по заданному принципу».

Перед ребенком раскладывают набор картинок. На одних кар­тинках изображено несколько предметов, на других — один. Ма­лыша просят разложить картинки в две стопки, исходя из количе­ства изображенных предметов.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз».

Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик...», «Мальчик весело смеялся, потому что...», «Если пойдет дождь, то...».

Данные проведенной диагностики фиксируются в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Внимание

Восприятие

Память

Мышление и речь

цвет

форма

величина

слуховая

зрительная

 

Результаты психодиагностики обрабатываются, составляется протокол, локальный акт. Данные психологического обследования передаются руководителю детского образовательного учреждения.

В течение сентября психолог собирает диагностические сведе­ния о детях, ведет наблюдение за малышами в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятий, исходя из полученных результатов пси­ходиагностики детей и основных положений программы учебно-воспитательного процесса в средней группе детского сада.

Коррекционно-развивающие занятия в средней группе начина­ются в октябре. Они проводятся два раза в неделю в кабинете пси­холога. Наполняемость группы — б детей. Они посещают 8 заня­тий. В ноябре коррекционно-развивающие занятия начинаются у следующей группы детей, таким образом, в январе у психолога за­нимается последняя группа. В феврале возобновляются занятия с первой группой детей, т.е. с теми, которые посещали занятия в октябре. Список детей, занимающихся с психологом, вывешива­ется для родителей, которые могут присутствовать на занятиях, наблюдая, как их ребенок общается с детьми, справляется с зада­ниями, а затем дома повторить, закрепить пройденный материал.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕЗАНЯТИЯ

(октябрь)

 

Занятие 1

Цель:

Оборудование:

мягкая игрушка (Зайчик);

кубик и шар с наклеенными глазами, носом и ртом;

картинки с изображением героев сказки «Колобок» (медведь, лиса);

игрушечные корзинки с грибами;

карточки к упражнению «Колобки» (по количеству детей);

тарелочки, простые и цветные карандаши (по количеству де­тей).

 

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Зайчик. Дети здороваются и говорят ласковые слова; друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.

Психолог:

Дети

(предполагаемые ответы):

— Ребята, сегодня утром я встре­тила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретиться. А вы хотели бы с ним познакомиться?

— Да.

 

Психолог выставляет на стол кубик с наклеенными глазами, носом и ртом.

— Здравствуйте, дети, я Колобок!

 

Дети удивляются, смеются, высказывают свои впечатления.

— Что-то не так? Почему вы смеетесь?

— Колобок такой не бывает. Он в сказке круглый, катится.

Психолог заменяет кубик на шар с наклеенными глазами, но­сом и ртом.

— Все ясно, Колобок решил над нами подшутить! Колобок, ребята, очень веселый и сообразительный. Он любит шутки, игры и сказки. А еще ему нравится отгадывать за­гадки и решать задачки. Колонок попросил меня рассказать сказку, да не простую, а такую, в которой будут встречаться разные задания. Поможете Колобку их решить?

— Да, поможем.

 

— Испекла старуха Колобок и по­ложила на окно студиться. Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг с крыльца и укатил­ся за ворота. Катится Колобок по дорожке в лесу, а вокруг видимо-невидимо ягод...

Какие ягоды мог увидеть Коло­бок в лесу?

 

 

 

 

 

 

— Землянику, малину, чернику.

При затруднениях психолог помогает детям сформулировать ответ.

Психолог прикрепляет к магнитной доске картинку с изобра­жением медведя.

— В зарослях малины Колобок увидел...

— Медведя.

— Какими ягодами лакомился медведь?

— Малиной.

Психолог помещает рядом с изображением медведя корзинку, в которой лежат три гриба.

— А что же лежит у медведя в корзинке?

— Внимательно послушайте задачку медведя: «Сколько у меня в корзинке грибов, если их больше двух, но меньше четырех?

— Грибы.

 

— У медведя в корзинке три гриба.

Психолог достает грибы из корзины и пересчитывает их.

— Правильно, три!

 

Психолог снимает картинку с изображением, медведя.

— Попрощался Колобок с медве­дем и покатился дальше. Но тут до­рогу ему преградила рыжая плутов­ка.

 

Психолог прикрепляет к магнитной доске картинку с изображением лисы.

— Задача лисы сложная, и без ва­шей помощи Колобок не справится. Вы поможете ему?

— «Шла лисичка вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке:

5 опят и 5 лисичек

Для лисят и для лисичек».

Сколько грибов в корзинке лисы?

 

 

— Да, мы поможем ему.

Психолог ставит на стол корзинку, достает и пересчитыва­ет грибы, дети повторяют за ним.

 

 

— Правильно, десять грибов. Мо­лодцы, ребята! Помогли Колобку!

— Ребята, похожа наша сказка на русскую народную сказку « Колобок» ?

— 1,2,3... 10! У лисы в корзинке десять грибов.

 

 

 

— Да... Нет...

— Давайте вспомним и сравним обе сказки.

 

Дети припоминают сказки, психолог помогает детям провести сравнение.

—  В русской народной сказке лиса съела Колобка. А у нас пусть будет счастливый конец. Подумай­те и скажите, как нужно закончить сказку.

—  Молодцы, ребята! Колобок всех благодарит и прощается с нами. Давайте похвалим Колобка и скажем ему «До свидания».

— Лиса подружилась с Колобком.

— Дедушка и бабушка нашли Колобка и спасли его от лисы и т.п.

 

 

Дети говорят Колобку ласковые слова и прощаются с ним.

— Колобок покатился дальше, а нам оставил свое задание.

 

Психолог раздает карточки к упражнению «Колобки».

— Вот портрет нашего веселого Колобка.

 

Психолог привлекает внимание детей к верхнему рисунку.

— Наш Колобок решил поиграть в прятки. Отыщите его среди дру­гих колобков и заключите нужный рисунок в рамочку.

 

Психолог обращает внимание детей на отдельные детали ри­сунков. Дети выполняют задание.

— А теперь возьмите из тарелоч­ки цветные карандаши и раскрась­те оба портрета одинаково.

 

Дети выполняют задание.

— Внимательно послушайте де­сять слов и запомните их. Потом мы посчитаем, кто сколько слов запом­нил. Вы готовы? Тогда я начинаю: дым, малина, лук, слон, парк, ночь, рука, окно, круг, суп.

 

Каждый ребенок подходит к психологу и шепотом повторяет слова, которые он запомнил.

Психолог делает в диагностическом журнале пометки о состо­янии слуховой кратковременной памяти детей, учитывая, что воспроизведение шести слов после, первого прочтения свидетель­ствует о высоком уровне механического запоминания.

По окончании экспресс диагностики психолог хвалит малышей.

— Давайте поиграем в игру, ко­торая называется «Зевака». Встань­те в круг, возьмитесь за руки и иди­те по кругу, Но как только я скажу «Зевака», вы должны хлопнуть, по­вернуться вокруг себя и снова взять­ся за руки.

 

Игра повторяется 5-6 раз.

— Вот и подошло к концу наше занятие. Похвалите друг друга, а по­том расскажите Зайчику, чем мы се­годня занимались.

 

Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся своими впечатлениями, говорят друг другу комп­лименты, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой.

— До свидания. Я вас очень люблю!

 

 

Занятие 2

Цель:

Оборудование:

мягкая игрушка (медвежонок Мишутка);

плакат с изображением трех различных по величине прямоуголь­ников коричневого цвета;

картинки с изображением трех медведей: Михаила Потаповича, Настасьи Петровны и Мишутки;

предметы (кружки, ложки, тарелки, стулья)разного размера;

три обруча разного размера;

карточки к упражнениям «Какой предмет лишний?», «Продол­жи ряд» (по количеству детей);

конверт, веревка (прыгалки);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

 

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — медвежонок Мишутка. Дети здороваются и говорят ласковые слова друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.

Психолог:

Дети:

Психолог демонстрирует плакат с изображением трех прямоугольников       коричневого цвета.

 

 

 

— Скажите, как называются эти геометрические фигуры?

—  Сколько нарисовано прямо­угольников?

—  Чем отличаются эти прямо­угольники?

 

— А чем они похожи?

 

—  Давайте вспомним русскую народную сказку, в ней говорится о девочке, которая забрела в лес и по­пала в избушку, где жили три...

—  Кто из медведей был самым большим?

—  Посмотрите на большой пря­моугольник. Михаил Потапович прячется за самым большим прямо­угольником.

— А Настасья Петровна?

 

— Она прячется за средним прямоугольником.

— Как зовут медвежонка?

— Где прячется Мишутка?

 

 

— Почему вы так думаете?

 

— Какие вы молодцы!

— Это прямоугольники.

 

— Три прямоугольника.

— Прямоугольники раз­ного размера.

—  Они одного цвета — коричневые.

 

 

— Медведя.

— Михаил Потапович.

 

 

 

— Настасья Петровна поменьше.

 

— Мишутка.

— Мишутка прячется за самым маленьким прямоугольником.

— Потому что он самый маленький.

Психолог демонстрирует картинки с изображением трех мед­ведей и предлагает детям расставить их по росту.

Дети выполняют задание и сравнивают расположение медве­дей с расположением геометрических фигур.

Психолог показывает конверт, достает письмо.

—  Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал в их доме и устроил беспо­рядок. Медведи не могут теперь ра­зобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул... и просят им помочь. Ребята, а вы знаете, кто приходил к медведям в дом?

— Вы поможете медведям навес­ти порядок?

— Это девочка Маша приходила. Она все разбросала и не поставила на место.

 

 

 

—  Мы поможем медве­дям навести порядок.

Психолог выкладывает ложки, выставляет кружки, тарелки, стулья разного размера.

— Давайте поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой об­руч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим?

— Как вы думаете, куда нужно поместить Мишуткины вещи?

—  А теперь давайте наводить порядок.

— Вещи Настасьи Петровны.

 

 

 

— В самый маленький обруч.

 

Дети раскладывают вещи в обручи.

— Вот молодцы! Какой порядок навели. Медведи будут очень рады. Наверное, вы устали?

 

Психолог показывает игрушечного медвежонка.

— Мишутка всем предлагает поиграть.

 

Выбирается водящий, — «Мишутка». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят.

Дети становятся за линию, обозначенную веревкой или пры­галками, оттуда идут к «Мишутке», произнося слова:

 

— Мишка бурый,

Мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

Дети подходят к «Мишутке», он отвечает:

 

— Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился.

Раз-два-три-четыре-пять,

Начинаю мед искать.

Дети бегут за линию. «Мишутка» старается поймать кого-нибудь из них. Пойманный ребенок становится водящим. Игра по­вторяется 2-3 раза.

По окончании игры дети садятся за столы.

— Играть любит не только ма­ленький Мишутка, но и его мама, Настасья Петровна. Она предлага­ет вам поиграть в игру «Какой предмет лишний?»

 

Психолог раздает карточки к упражнению «Какой предмет лишний?»

— Назовите предметы, которые нарисованы на карточке.

— Какой предмет лишний?

— Почему вы так думаете?

—  Ромашка, колоколь­чик, малина, одуванчик.

— Малина.

 

В случае затруднений психолог помогает детям, сформулиро­вать ответ.

 

 

 

— Молодцы! Назовите предметы, которые нарисованы ниже одним словом. Что это?

— Слушайте, как называются грибы: боровик, лисичка, сыроежка, мухомор. Какой гриб лишний?

— Почему вы так решили?

— Правильно. Боровик, лисичка, сыроежка — это съедобные грибы, а мухомор ядовитый гриб, людям его есть нельзя.

Возьмите из тарелочки простой карандаш и зачеркните лишние предметы.

— Ромашка, колокольчик, одуванчик — цветы, а малина — ягода. Она лишняя.

 

       — Это грибы.

 

 

       — Мухомор.

      

 

       — Он ядовитый.

— Михаил Потапович тоже приготовил для вас задание.

 

Психолог раздает карточки к упражнению «Продолжи ряд».

— Назовите предметы, которые нарисованы в верхнем ряду.

— Необходимо продолжить верхний ряд предметов. Рассмотрите и назовите предметы, которые нарисованы ниже.

— Какой предмет подходит к кругу и шарику?

— Почему?

—  Проведите линию от мяча к пустому прямоугольнику.

— Круг, шарик.

 

— Машинка, кубик, мяч.

 

 

 

— Мяч.

 

 

— Он круглый.

Дети самостоятельно выполняют вторую часть упражнения.

— Занятие подошло к концу. Ре­бята, похвалите друг друга.

 

Дети говорят друг другу комплименты.

А теперь вспомните и расскажи­те Мишутке, чем мы сегодня зани­мались.

 

Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделан­ной работе, делятся своими впечатлениями, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой.

— До свидания. Я буду вас ждать!

 

 

Занятие 3

Цель:

Оборудование:

мягкие игрушки: котенок, зайчик, медвежонок, собачка, белоч­ка, слон, мышонок;

листья различных деревьев: клена, дуба, липы, рябины, березы;

серия сюжетных картин «Озорной котенок»;

карточки к упражнению «Осенние листья» (по количеству детей);

тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).

 

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — котенок. Дети здороваются, говорят друг другу, психологу, игруш­ке ласковые слова, затем садятся за столы.

Психолог:

Дети:

— Ребята, какое сейчас время года?

— А какой месяц?

— Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие листья. В октябре часто идет холодный мелкий дождь. Характер октября переменчивый: погода в течение дня несколько раз меняется. Говорят, что октябрь то плачет, то смеется. Как же может октябрь плакать? Что люди имеют в виду, когда так говорят?

— Правильно, а когда выглядывает солнышко, становится теплее и веселее, тогда говорят, что октябрь смеется.

Отгадайте осеннюю загадку:

Падают с ветки

Золотые монетки.

— Осень.

— Октябрь.

 

 

 

 

 

 

— В октябре часто идет дождь.

 

 

 

 

 

 

— Это листья.

Психолог показывает детям листья различных деревьев и на­зывает их.

— Это лист клена — кленовый лист. Повторите, какой это лист.

       — Кленовый лист

 

Аналогичная работа проводится с листьями дуба, липы, рябины, березы.

— Мы часто слышим: «Осенью с деревьев падают разноцветные ли­стья». Что значит «разноцветные»?

 

— Это значит разного цвета.

— Правильно. Какие листья можно увидеть осенью?

Сейчас вы будете раскрашивать осенние листья желтым, красным и коричневым карандашами. Приготовьте эти карандаши.

— Желтые, красные, коричневые.

 

Психолог раздает карточки к упражнению «Осенние листья»

Дети берут карандаши из тарелочек.

Рассмотрите листья. Где березовый лист?

 

Дети на карточке находят и показывают лист березы.

— А это какой лист?

 

Психолог показывает на дубовый лист.

 

— Какой лист мы еще не назвали?

— Раскрасьте березовый лист желтым карандашом, кленовый – красным, а дубовый — коричневым.

— Это дубовый лист.

— Кленовый лист.

Дети повторяют инструкцию и приступают к выполнению задания.

— Опавшие листья шуршат под ногами: «Ш-ш-ш». Давайте пошуршим, как осенние листья.

 

Дети произносят изолированный долгий звук [ш].

Психолог показывает детям игрушечного котенка.

—Ребята, посмотрите, на шум к нам прибежал котенок. Котенок любит играть с опавшими листьями. Когда листья шелестят, котенку кажется, что это шуршит мышка в траве.

Сегодня мы выучим стихотворе­ние про котика. Слушайте:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

 

Дети заучивают стихотворение и с помощью психолога рас­сказывают его.     

— Молодцы! А теперь давайте по­играем.

 

Для проведения игры «Что изменилось?» на столе, перед деть­ми расставляются мягкие игрушки: зайчик, медвежонок, собач­ка, белочка, слон. Детям предлагается запомнить, как стоят иг­рушки, затем закрыть глаза. Психолог убирает или добавляет одну игрушку. Дети, открыв глаза, определяют, что изменилось.

Игра проводится 5—6 раз.

— Ребята, сейчас мы рассмотрим картинки, на которых нарисован озорной котенок.

 

Психолог показывает детям три картины, связанные одним сюжетом («Озорной котенок», автор Е. Алифанова), просит де­тей расположить картинки в нужной последовательности и со­ставить рассказ по данной серии картин.

По окончании задания психолог предлагает поиграть в игру «Зевака». (Описание игры — см. с.    .)

— Наше занятие подходит к кон­цу. Давайте вспомним и расскажем котенку, чем мы сегодня занимались.

 

Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями о проделанной работе.

— Похвалите друг друга.

 

Дети говорят друг другу комплименты, прощаются с психо­логом, с мягкой игрушкой.

— До свидания. Я вас очень люблю!

 

Занятие 4

Цель:

Оборудование:

мягкая игрушка (Котенок);

сюжетные картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением фруктов и овощей; карточки к упражнению «Найди отличия» (по количеству де­тей);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

 

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка – Котенок. Дети здороваются, говорят ласковые слова друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.

Психолог:

Дети:

— Какое сейчас время года?

— Какие приметы осени вы знаете?

— Осень.

 

Дети перечисляют приметы осени.

— Какой сейчас месяц?

— Октябрь.

— Вы можете вспомнить назва­ния всех осенних месяцев?

— Молодцы!

— Сентябрь, октябрь, ноябрь.

       Психолог прикрепляет к доске сюжетные картины с изобра­жением различных времен года.

       — Найдите картину, на которой изображена осень.

 

       Дети выполняют задание.

      — Как вы догадались?

 

Дети перечисляют признаки осени.

Психолог рассказывает детям о событиях, происходящих в ра­стительном и животном мире в осеннюю пору.

— Когда за окном сырой и холод­ный осенний вечер, очень хорошо сидеть на мягком диване в теплой комнате и играть с веселым пушис­тым котенком.

 

Психолог показывает детям игрушечного Котенка.

—Давайте расскажем Котенку стихотворение, которое учили на прошлом занятии:

«Как у нашего кота шубка очень хороша...»

 

Дети хором повторяют стихотворение.

       — Молодцы! Котенок благодарит вас и просит сказать, чем отличаются два рисунка, которые я вам сей­час раздам.

 

Психолог раздает карточки к упражнению «Найди отличия».

— Ребята, посмотрите внима­тельно и скажите, чем отличаются котята?

 

       Дети выполняют задание.

— А теперь поиграем в игру, которая называется «Осенние приметы ». Когда я назову примету осени, хлопайте в ладоши. Если примета относится к другому времени года, хлопать не надо. Готовы? Начнем.

— Листья падают.

— Дети купаются.

— Сосульки тают.

— Идет холодный дождь.

— Расцветает подснежник.

— Дети катаются на коньках.

— Созрела земляника.

— Перелетные птицы улетают на юг и т. д.

— Молодцы, вы были очень внимательны. Вы не устали? Тогда новое задание.

 

Психолог прикрепляет к магнитной доске изображения фрук­тов и овощей.

— Посмотрите, в верхнем ряду находятся фрукты. Они растут в саду на деревьях, а в нижнем — ово­щи. Они растут в огороде на грядке. Назовите фрукты.

— Какие еще вы знаете фрукты?

— Назовите овощи.

 

—  Какие еще овощи вы можете назвать?

 

— Слушайте внимательно. Я ска­жу всего одно слово, но вы сможете догадаться, какой овощ или фрукт я загадала:

— Красный...

— Красное...

— Желтая…

— Желтый…

— Оранжевый...

— Оранжевая...

— Зеленый…

— Зеленая…

— Очень хорошо. Все мои загадки отгадали. А эту сможете? Этот овощ вкусный, овальный, зеленый.

— Молодцы! Теперь вы будете придумывать и загадывать друг другу загадки.

—  Яблоко, груша, ли­мон, апельсин.

 

—  Слива, вишня, ман­дарин...

—   Помидор,   огурец, репа, морковь.

—  Свекла, картошка, кабачок...

 

 

 

— Это помидор.

— Это яблоко.

— Репа.

— Лимон.

— Апельсин.

— Морковь.

— Огурец.

— Груша.

 

 

— Это огурец.

 

Дети описывают предметы по образцу психолога.

       Игра «Кто самый внимательный?

— Давайте поиграем.

 

По кругу ставят 5 стульев, 6 детей встают вокруг них.

—  Дети, пока я хлопаю в ладоши, вы бегаете вокруг стульчиков, как только я перестану хлопать, сразу садитесь на любой стульчик. Кто ос­танется без стула — будет помогать мне хлопать. Начали!

 

После того как один из детей выбывает из игры, психолог уби­рает один стул. Таким образом остается 4 стула и 5 детей, игра продолжается... остается один стул и двое детей. Кто займет оставшийся стул, тот — самый внимательный ребенок.

Дети и психолог поздравляют победителя, хлопают ему.

       — Давайте вспомним и расска­жем нашему Котенку, чем мы зани­мались сегодня.  

 

Дети припоминают ход занятия, отмечают то, что понрави­лось, говорят друг другу комплименты, затем прощаются с пси­хологом, с мягкой игрушкой.

— До свидания. Я вас люблю и буду ждать!

 

Занятие 5

Цель:

Оборудование:

мягкая игрушка (Мышонок);

игрушки для игры «Запомни» (синий резиновый мяч, желтая деревянная пирамидка, коричневый меховой медвежонок, белый бумажный кораблик, зеленая пластмассовая лопатка);

ширма, длинная веревка;

индивидуальные наборы сюжетных картинок к стихотворению «Мышки»;

карточки к упражнениям « Что где лежит? », « Дорисуй круги », «Дорисуй овалы» (по количеству детей);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

 

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Мышонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем, садятся за столы.

Психолог:

Дети:

На столе психолога ряд из пяти игрушек. Психолог привлека­ет внимание детей к этим игрушкам.

— Ребята, давайте поиграем. По­смотрите, какие игрушки находят­ся на моем столе. Назовите их.

— Мяч, пирамидка, медвежонок, кораблик, лопат­ка.

 

— Запомните, как они располо­жены, какого они цвета.

 

Психолог дает время для запоминания, затем закрывает иг­рушки ширмой. Дети должны вспомнить расположение игрушек, назвать их цвет.

— А знаете ли вы, что игрушки делают из различного материала: резины, дерева, меха, бумаги, ме­талла, пластмассы, глины. Подой­дите к моему столу. Давайте рас­смотрим, потрогаем игрушки и оп­ределим, из какого материала сделана каждая из них.

 

Дети с помощью психолога выполняют задание и садятся за столы.

Психолог показывает детям игрушечного Мышонка.

— Ребята, у нас в гостях веселый Мышонок, который очень любит по­шалить. Давайте выучим и расска­жем Мышонку стихотворение про мышек-шалунишек. Нашему гостю будет приятно послушать этот сти­шок.

 

Психолог раздает детям наборы сюжетных картинок к сти­хотворению «Мышки» и читает потешку:

«Скачут мышки-шалунишки,

Кто на чашке,

Кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать малышке».

Дети сначала рассказывают стихотворение «Мышки» с опо­рой на сюжетные картинки и помощью психолога, а затем само­стоятельно.

Мышонок хвалит и благодарит каждого ребенка.

Психолог раздает карточки к упражнению «Ч то где лежит? »

— Ребята, Мышонок хочет поиг­рать с вами в игру «Что где ле­жит?». Рассмотрите стеллаж (шкаф). Помогите Мышонку разло­жить вещи на полочки. Возьмите из тарелочки карандаш и проведите линию от предмета к полке, на ко­торой вы хотите разместить выбран­ный предмет. Обратите внимание на форму предмета и геометрическую фигуру, нарисованную на полке.

 

По ходу выполнения упражнения психолог называет геомет­рические фигуры и помогает детям.

— Сейчас мы будем рисовать.

 

Психолог раздает детям карточки к упражнениям «Дорисуй круги», «Дорисуй овалы». На них изображены круги или овалы и различные предметы, которые получаются из фигур при дорисо­вывании дополнительных элементов, (Например, рыбка, мышо­нок, подсолнух и

Коментарии
Валентина написано 2016-10-11 23:28:20
спасибо большое, Юлия Викторовна, очень меня выручили.
Ответить
Валентина написано 2016-10-11 23:28:21
спасибо большое, Юлия Викторовна, очень меня выручили.
Ответить
Елена написано 2017-10-17 10:58:41
Огромное спасибо.
Ответить
ГУЗЕЛЬ МАТВЕЕВА написано 2018-12-05 14:49:28
ОГРОМННОЕ СПАСИБО, ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ МАТЕРИАЛ
Ответить
Ирина написано 2019-11-24 20:26:16
Большое спасибо за материал для работы
Ответить

Оставить комментарий: