a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщения из опыта работы, консультации, памятки

Автор: Новлоселова Светлана Владимировна Опубликовано: 2015-12-08 06:39:51

МБДОУ Д/ С № 31 Сообщение из опыта работы по теме: «Создание условий для приобщения дошкольника к истори и и культуре Красноярского края ». Подготовила: ст. воспитатель Новоселова С. В. г. Зеленогорск 201 5 г. Актуальность проблемы в необходимости развития интересов дошкольников в ознакомлении с историей родного края, связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о своей малой Родине, ее истории, ее лучших людях, культуре, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Отчизне. В ФГОС ДО одна из задач обязательной части основной общеобразовательной программы звучит так: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине. Изучив ФГОС, проанализировав программу «Радуга», мы пришли к выводу, что тема по ознакомлению дошкольников с родным краем не раскрыта в разделе программы по образовательной области «Познание». При разработке проекта основной общеобразовательной программы ДОУ мы дополнили тематическое планирование с учетом регионального компонента. Цель работы ДОУ в данном направлении такова: приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, края местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Для достижения данной цели были определены следующие задачи: создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города и края. развивать у детей эмоционально- ценностное отношение к своему краю. формировать интерес к настоящему и прошлому родного города и края, умение видеть историю вокруг себя( в домах, в названиях микрорайонов и т. д. ) , воспитывать уважение и гордость. познакомить детей с культурным наследием родного города и края. развивать любознательность, познавательную активность, самостоятельность Путь решения проблемы развития интереса у дошкольников к истории родного города – это создание системы в работе, объединив краеведческий, фольклорный, культурологический, исторический и литературный материалы. Работу по ознакомлению дошкольников с родным домом, семьей, дет ским садом, городом, краем, культурны м наследием своего народа можно представить в виде модели познания, которая имеет вид спирали, где на каждом витке происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований. Особенностью системы работы по ознакомлению дошкольников с краем является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира. Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение та обществе нная среда, в которой они живут. Необходимым условием в работе является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями. Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Младшая группа( 3- 4 года) Сформировать представление о себе и семье; детском саде, дать представ ление о городе( например, город Зеленогорск – место, где родился и живет ребенок) , улице, микрорайоне, где живет ребенок; формировать доступные пониманию детей представления о традициях, культуре и народных праздниках; воспитывать любовь к своему городу. Средняя группа( 4- 5 лет) Расширять и углублять представление о себе и своей семье; закреплять знания детей огороде, познакомить с символикой, дать представление о его достопримечательностях, обычаях и традициях; расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: рассказов о исторических событиях родного города; воспитывать желание познавать и уважать лучшие традиции народа: трудолюбие, доброту, гостеприимство, взаимовыручку. Старшая группа( 5- 6 лет) Продолжать развивать представления об изменении позиции ребёнка в связи с взрослением, о семье и её истории; продолжать формировать интерес к" малой Родине" , познакомить с символикой достопримечательностями, культурой, традициями родного края, с людьми, прославившим свой край; о том, как в годы войн деды и прадеды сражались за нашу Родину. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Учить бережно относиться к тому, что создано руками человека для потомков. Подготовительная группа( 6- 7 лет) Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родного края. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями, известными людьми, культурой и традициями региона в котором живут дети. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, населяющих наш край, и их обычаям. Формировать уважение к памяти павших бойцов во время войн. Продолжать развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и их месту работы. В настоящее время с амая актуальная форма, посредством которой можно решить все поставленные задачи – это проектная деятельность. На начальном этапе во всех группах создали предметно- развивающую среду- групповые уголки «История родного города, края » куда поместили коллекци и открыток; книги и альбомы с фотографиями прошлого и современного города, края; портреты известных земляков; детские стихи, песни местных и краевых авторов, материалы по ознакомлению дошкольников с народами, населяющими край. В ходе совместной деятельности с детьми, кроме НОД использ у ем и другие разнообразные формы организации образовательного процесса, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей. С оздаем условия( например: проблемную ситуацию) в которых бы детям приходилось проявлять акт и вность( исследовать, находить ответ, создавать продукт) , самостоятельно или, при затруднении, призывая к помощи взрослого. Ф ормируем у дошкольников представления об истории возникновения города Зеленогорска, о его людях, их сибирском характере, далее об истории заселения людьми Красноярского края, таким образом, ф ормируя интерес к малой Родине. Особое место в работе с дошкольниками отводится развивающим и обучающим играм, в ходе которых дети с лёгкостью усваивают материал разного уровня сложности, таким как: «Прошлое предметов», «Собери целое из частей», «Родной свой край люби и знай», «Назови города Красноярского края», «Узнай по описанию( достопримечательные места родного города и края) » и т. п. В ходе реализации тематической недели «Моя малая родина» проводим с детьми беседы по темам: «Архитектурные памятники города, края », «Наша улица в будущем», «Улицы города в старых и новых фотографиях», «Скульптуры, которые украшают наш город, край » и другие. Перед тем, как организовать детей на беседу, воспитанникам поручается( кто- то самостоятельно изъявляет желание) найти нужную информацию самостоятельно, приобщая членов своей семьи. Вместе с детьми наши педагоги составля ют загадки о достопримечательных местах города, края; рассказы о людях, предметах, природе родного города и края, «Мой город не похож на другие города», «Мое любимое место в городе», «Я – З еленогорец, «В нашем Красноярском крае есть удивительное место», рассматриваем карты города, края. Знакомим с народами, населяющими наш край с их культурой и обычаями. Организуем выставки, конкурсы детских творческих работ. М ного лет взаимодействуем с социальными и культурными объектами города. Встречаемся с интересными людьми: работниками музеев, библиотекарями, артистами, спортсменами, ветеранами войны и труда. О бсуждаем социальную значимость деятельнос ти людей прошлого и настоящего и т. п. Работа по ознакомлению с историей и культурой края дошкольников строится в тесном взаимод ействии с семьями воспитанников, как равноправных участников образовательного процесса. Родители помогают детям подобрать и подготовить необходимый материал в рамках работы по проектам. С удовольствием создают фотоальбомы из истории семьи, создают генеалогические древа. С опров ождают детей во время экскурсий. Родителям вместе с детьми предлагаем посетить отдаленные улицы города, рассказать о его достопримечательностях, о жизни и профессиональной деятельности людей в городе и т. п. Организуем совместные интеллектуальные игры, КВН «А у нас во дворе», «Город мой Зеленогорск». Активно участвуют в различных конкурсах: конкурсы макетов и поделок «Достопримечательности родного города», « Самые яркие места Красноярья », рисунков и стихов собственного сочинения «Мой сказочный край» и пр. Участвуют в праздниках и развлечениях «День рождения детского сада», «Наш зеленый город». В помощь родителям разработали консультации для разных возрастных групп, по ознакомлению с семьей, городом, краем; проводим индивидуальные беседы, оформляем информационные уголки « Гордимся тобой Зеленогорск », «Родной свой край люби и знай». П редлагае м родителям, во время поездок в другие города, населенные пункты обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т. д. После таких поезд ок родители совместно с детьми с большим удовольствием( часто по собственной инициативе) оформляют и презентуют фотоотчет, помогают детям поделиться впечатлениями. Есть опыт организации совместно й по ездки, в рамках работы по проекту, в город Краснояр ск с обзорной экскурсией, посещением природных достопримечательностей краевого центра. Совсем недавно, в рамках празднования 80 летнего юбилея Красноярского края, в нашем ДОУ прошл и значимые мероприяти я. - Для педагогов ДОУ был и продемонстрирован ы НОД: в старшей группе «Э кскурсия по ознакомлению детей с улицами и достопри мечательностями г. Зеленогорска », в подг отовительной группе «З накомство детей с природным и достопримечательностями Красно ярья ». - Большая выставка детских творческих работ с участием родителей. - Во всех группах, в рамках работы по проектам, были проведены интересные занятия по ознакомлению с родным краем. В подготовительной группе состоялась интеллектуальная игра « ЧТО, ГДЕ, КОГДА»? по теме: «Мое любимое Красноярье». - Семьи воспитанников средней и подготовительной группы представили стихи собственного сочинения. «Знать – значит любить»- говорится в русской поговорке. Поэтому именно с дошкольного возраста нужно знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Зеленогорско м и огромным красноярским краем. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, край помогут детям правильно распоряжаться, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Сообщение из опыта работы на методическом объединении по теме: «Традиции программы «Радуга» в реализации ОП ДО » Мое общение с Вами я хочу начать с известной при т чи: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая? ». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»». Вот и в наших руках, есть возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Одно из требований ФГОС ДО( 3. 1) к условиям реализации ОП ДО- обеспечение полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Эти требования направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательных отношений. Многие ДОУ подбирают для реализации но вые технологии, формы и методы взаимодействия с воспитанник ами для реализации ФГОС, мы на заседании рабочей группы хорошо проанализировали Стандарт и решили, что программа «Радуга» во многом соот ветствует его требованиям. Для эффективного развития воспитанников в детском саду особое значение придается задач е( как я уже озвучила ранее) обеспечения их эмоциона льного благополучия. Программа «Радуга» ориентирует нас на достижение общих ключевых идей и принципов, которые прописаны и в стандарте. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки: уважение к свободе и достоинству каждого ребенка; создание условий для развития его индивидуальности; обеспечение психологического комфорта; наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности, какребенка, так и воспитателя; взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект- субъектного общения. Хочу заметить, что в программе «Радуга» инновационные технологии организации воспитания, обучения и развития детей которые позволяют уйти от доминирующей по зиции такой формы, как учебные занятия, были не только продекларированы, но и эффективно, без потерь качества образования и общего развития детей реализованы еще порядка 20 лет назад. Современные технологии предлагают ребенку самому планировать свою деятельность, реализовать задуманное, проявляя самостоятельность, инициативность, а затем на общем вечернем сборе поговорить о результатах, вспомнить положительны е моменты, обсудить их и т. д. в се это, как нельзя лучше просматривается в традициях программы Радуга. Давайте вспомним эти традиции: «Утро радостных встреч», «Сладкий вечер», Создание «Сокровищниц»( начинается с младшего д/ возраста) , встречи с интересными людьми, совместные с родителями праздники и развлечения; традиции- ритуалы: общий групповой ритуал утреннего приветствия, обсуждение плана на день, «Круг хороших воспоминаний», «День рожденья» и прочие. Как мы используем традиции программы радуга в р еализации ОП нашего ДОУ: Утреннее приветствие, о бсуждение плана на день- сейчас модно называть утренний кру г- позволяет нам созда ть спокойн ый психологически комфортн ый настро й у каждого ребенка, спло тить детск ий коллектив. В младшем возрасте совместно радуемся встрече друг с другом, дети старшего возраста уже совместно планиру ют то, чем будем зани маться, какое событие проживать. Позволяет каждому ребенку планировать свою деятельность в течение дня( чем будет заниматься) , ребенок имеет возможность поделиться чем- то сокровенным, новостью, вырабатываем совместно правила поведения и т. д. в это время происходит развитие мышления, формирование внутреннего плана действий, навыков моделирования. Воспитание произвольности поведения. Вечернее подведение итогов прожитого дня «Круг хороших воспоминаний»- о бсуждаем с детьми, что нового узнали за день, как, в общем, был прожит день, что больше всего детям запомнилось, все ли планы были реализованы, что хотелось узнать или сделать, но не удалось, что помогло или помешало в достижении цели. Обсуждаем детские творческие работы( высказывают свое отношение к ним) . И еще одна важная задача, но скрытая от детей- заразить энтузиазмом( «Смотри, какие интересные работы получились у Егора и Матвея») вселяем в детей чувство уверенности в своих силах, что и они смогут, если захотят. О бсуждаем нравственные вопросы хорошо – плохо и пр. Такая традиция как с оздание «Сокровищниц»- сегодня это не что иное, как место для предоставления личного пространства ребенку. « Сокровищницы»- личная собственность ребенка. Место для хранения личных вещей ребенка, которыми дети вправе по своему усмотрению распоряжаться. Приглашаем к созданию родителей. Р одител и сами изгот авливают или приобр етают для своего ребенка «Сокровищниц ы »- это мог ут быть: маленькие подарочные сумочки, рюкзачки, косметички, необычные, причудливые мешочки и проч. В нашей группе в раздевалке на кажд ом шкафчик е ребенка висят небольшие мешочки. Они у всех разные, сшиты из разноцветных ярких тканей, по- разному украшены( бантиками, вышивкой, ленточками, блестками, бахромой и аппликацией) , легко снимаются, и дети свободно переносят их в разные места. Сладкие вечера- в каждой группе один раз в неделю проходят сладкие вечера. Детей радует атмосфера традиционного чае пития с задушевными разговорами, они позволяют детям порадоваться совместно, какими либо успехами, побеседовать на задушевные темы. Часто родители с удовольствием принимают участие в этих мероприятиях. «Д ень рожден и я»- Эта традиция позволяет нам приобщить детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства – это один из принципов ФГОС. Позволяет р ебенку- имениннику чувствовать себя важным, особенным в этот день, имеет возможность угостить детей, а остальным детям предоставляется возможность( по- желанию) поздравить именинника, сказать ему свои пожелания, комплименты, изготовить ему своими руками подарок. Встречи с интересными людьми – замечательная возможность родителей пр инимать самое активное участие в жизни детей и группы. Р одители и детский сад союзники в воспитании детей. Регулярное общение с увлеченными взрослыми позволяет нам познакомить детей с разнообразными формами деятельности, внести в их жизнь в детском саду радость и о пределенные культурные ценности( знакомя с профессиями, или достижениями, талантами взрослых мы осуществляем выход на места работы родителей или приглашаем их к себе в гости для более близкого общения) . Так же сохранили замечательную традицию проводить организованные досуги при участии сотрудников детского сада, детей и их родителей. Данн ые форм ы работы способствует активному включению родителей в психолого- педагогическую работу группы, позволяет нам привлекать внимание родителей к и нтересам и потребностям ребенка Традиции помогают нашим детям избавиться от накопившегося напр яжения, дают возможность почувствовать себя нужным и и любим ыми среди сверстников и взрослых, предоставляют детям право выбора- ( индивидуализация дошкольного образования) . Но мы не останавливаемся только на том, что уже предложено ранее, находимся в поисках новых, более современных методик и технологий работы с детьми. И, совсем недавно, нашли подходящую для нас, очень похожую на «Радужную», методику Лидии Свирской( презентую методическую литературу) . В настоящее время подробно ее изучаем, пробуем внедрить в свою деятельность, в планах поделиться наработками. Все выступление сопровождается презентацией.

Приложение №1. Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей НЕЛЬЗЯ В сем подряд сообщать свою частную информацию( настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей) ; О ткрывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя; Г рубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно; Н е распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших – всегда спрашивай родителей; Н е встречайся с Интернет- знакомыми в реальной жизни- посоветуйся со взрослым, которому доверяешь. ОСТОРОЖНО Н е все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам; П риглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха; Н езаконное копирование файлов в Интернете – воровство; В сегда рассказывай взрослым о проблемах в сети – они всегда помогут; И спользуй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах. МОЖНО Уважай других пользователей; Пользуешься Интернет- источником – делай ссылку на него; Открывай только те ссылки, в которых уверен; Общаться за помощью взрослым – родители, опекуны и адми нистрация сайтов всегда помогут; Пройди обучение на сайте « Сетевичок » и получи паспорт цифрового гражданина!   Приложение №3. Памятка для родителей об информационной безопасности детей   Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и( или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей»- это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и( или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В силу Федерального закона № 436- ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и( или) развитию детей, является: информация, запрещенная для распространения среди детей; информация, распространение которой ограничено среди детей     определенных возрастных категорий. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится: информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и( или) здоровью, в т. ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и( или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и( или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и( или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера. К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится: информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и( или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и( или) их последствий; представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.   С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей. Общие правила для родителей Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку- главный метод защиты. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов( LiveJournal, blogs. mail. ru, vkontakte. ru и т. п. ) , внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты( например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес) Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают( из- за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы) . Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями. Возраст от 7 до 8 лет В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по- прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7- 8 лет Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей. Используйте специальные детские поисковые машины. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой- либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями. В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых». Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Реализация программы «Вдохновение». Детское планирование( из опыта работы) Практическая часть реализации программы( ООП доу) подразумевает активную самостоятельную работу детей, создание педагогом ситуации самоорганизации и самоопределения ребенка. Активный самостоятельный опыт более ценен для ребенка, чем пассивное участие или участие по принуждению. Воспитатель выступает в роли помощника, а не наставника. День наших воспитанников начинается с того, что каждый ребенок планирует в какой форме и куда он пойдет на утреннюю гимнастику: на флэш- моб в музыкальный зал или будет выполнять спортивные упражнения в спортивном зале. Это отражается в листе выбора. В каждой группе форму листа выбора выбирают сами дети. Напротив своего имени( картинки) , он ставит галочку, плюсик или любой другой значок. Далее идет обмен новостями на «Утреннем кругу» А после завтрака все садятся на планирование деятельности в центрах активности- «Детский совет». Каждый понедельник во время планирования педагоги используют в работе технологию «Три вопроса». Если во время утренних новостей у детей возникают какие то интересные вопросы воспитатель не оставляет без внимания эти вопросы. Педагог старается вычленить из сообщений, вопросов, рассказов детей, что- то интересное и уточняет, что бы дети еще хотели узнать в этой области. Инициатива ребенка перетекает в проект. Если вариантов интересных много, то предлагается голосование. Вместе обсуждают и выбирают тему проекта, уточняют, какие знания по теме есть у детей, что нового они хотели бы узнать и как планируют узнать, к кому обратятся, где найдут новые сведения. Если во время планирования деятельности ребенок планирует действия не входящие в тему месяца, то он вполне на это имеет право. Для реализации образовательного процесса в группе составляется план «Паутинка». В группах, где дети уже умеют печатать, самостоятельно ведут план своей деятельности на текущий день, младшие дошкольники с помощью педагогов, родителей. В «Паутинке» отражается содержание деятельности в центрах активности и дополнительных пространствах, а так же продолжение начатого дела накануне, кого из детей хотят пригласить в партнеры по деятельности сегодня. Выбор осуществляется под воздействием внутреннего побуждения ребенка. При планировании вместе с ребятами заранее определяется наиболее «сложный» центр( локация) , где может потребоваться помощь взрослого. Как правило, это центры математики и сенсор ного развития, исследовательской деятельности. В процессе работы, воспитатель может перемещаться между центрами. Обычно дети сами приглашают взрослого к участию. Часто, во время реализации планов у детей возникает необходимость действовать в условиях дополнительных пространств и тогда дети свободно их посещают. Но существуют определенные правила выхода в дополнительные пространства, которые самостоятельно были установлены ребятами. Право выхода есть у того ребенка, кто умеет контролировать свое поведение, умеет бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками. Но бывают ситуации, когда локация не может вместить всех желающих в ней действовать. В таком случае воспитатель мягко предлагает ребенку поучаствовать в работе другой локации, приглашает поучаствовать в намеченном педагогом деле или пока понаблюдать за работой других детей. В таком случае диалог ведется «на равных», а не с позиции наставления. Дети могут за один день посетить несколько локаций. Обязательным условием работы в локациях является правило: «Закончил дело – приведи в порядок рабочее место». Внедряя новую программу, новые формы работы с детьми, мы обратили внимание, что популярностью среди детей пользуется центр, в котором дети могут увидеть и, по возможности, сохранить конечный продукт своей деятельности: центр творческой активности( рисование, лепка, аппликация, художественный труд) . Важным фактором интереса стала возможность проявления творческой фантазии у детей: задания предлагаются вне строгих рамок, ребенок может не использовать шаблон, а реализовать свой творческий замысел, модернизировать образец в соответствии со своими желаниями, выбрать материалы для поделки. Мы отмечаем, что дети, не проявлявшие интереса к творческой деятельности, сначала с осторожностью, а потом с все большим энтузиазмом стали участвовать в работе творческого центра. Как правило, в этом центре дети работают самостоятельно. Так же очень активно дети работают в центре конструирования. Популярностью среди детей пользуется локация для занятия детьми исследовательской деятельностью. Дети стали сами, привлекая воспитателя, родителей, проводить исследования, опыты. После рефлексии фиксируют результаты выполненных планов( ставят знак плюс, если выполнены намеченные планы) . После деятельности в центрах активности ежедневный рефлексивный круг. Во время рефлексивного круга ребята обсуждают, все ли сложилось, как планировали, трудно ли было достичь цели поставленной, если что- то не удалось, в чем видят причины, презентуют то, что они сделали, а также намечают планы на будущее( прогулка, вторая половина дня) дальнейшие шаги реализации проекта. Благодаря внедрению программы «Вдохновение», новых форм работы дети стали раскрываться в большей степени. Кроме того, дети учатся договариваться, работать в команде, самостоятельно искать пути решения вопросов, пути урегулирования конфликтов. Именно работа в центрах активности построенная детьми по своему собственному плану позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, проявить упорство в достижении цели и сформировать свой уникальный опыт, образовательные задачи решаются детьми легче и успешнее в той тематике и той деятельности, которая интересна детям. А взрослым нужно просто следовать за детьми и уметь увидеть и поддержать детскую инициативу.

Оставить комментарий: