Первые шаги в математику
«Первые шаги в математику»
Три года – это возраст, на котором кончается ранее детство и начинается дошкольный возраст. Малыш уже многое понимает, знает. Умеет и стремится узнать еще больше. Задача родителей помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника главное – это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – это то, что привлекает ребенка.
Брать знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира.
Уважаемые родители, если вы заинтересованы в развитии своего ребенка, то здесь ваша помощь неоценима.
Занимаясь с ребенком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому, быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточенно одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает если он видит новые и яркие предметы, но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовывать игры - занятия, помните правила:
- Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
- Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
- Игры должны быть простыми и короткими. Всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого, смените игру на новую – и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.
В каждую игру можно играть с одним малышом, или с несколькими, а еще лучше играть всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Играйте с ребенком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей пошло на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте внимание малыша на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Предложите выбрать ребенку похожий предмет по форме на ту или иную фигуру.
Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действиями по образцу. Трехлетние дети смогут выполнить более сложные задания. Например. По данному образцу составить картинки из геометрических фигур ( дерево, елка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на листе чистой бумаги.
Советуем придумывать игры. Где необходимо выделение отдельных предметов величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Ребенок решает. Что нужен мост, но ваш мост ( прямоугольник из бумаги) не достает до другого берега. Предложите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание ребенка не только на величину, но также учат сравнивать предметы по величине.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше – ниже, толще – тоньше), дорога( длиннее – короче)и т. д.
Научите ребенка понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Например, вы предлагаете малышу покормить кукол. Вместе с ним рассаживаете кукол и предлагаете накрыть на стол: каждой кукле надо поставит тарелку, а к каждой тарелке положить ложку, Взрослый показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Ребенок охотно будет помогать накрывать на стол, к каждой тарелке положит ложку, вилку, под каждой чашкой поставит блюдце и т. д.
Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших деток( длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)Например, стул выше, чем стульчик, скамья шире, чем скамеечка, ствол деревца тоньше ствола дерева и т. д.
В повседневной жизни обращайте внимание детей на ориентировку в пространстве и во времени. (что находится слева, справа от него, впереди, сзади, какие предметы находятся над головой, что ниже головы и т. д.). Используйте слова вчера, сегодня, завтра; какое сейчас время года; часть суток).
Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствующим их лучшему усвоению.
Успехов Вам и Вашим детям!