a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных приемов и методов в работе логопеда. Бакулина С.А.

Опубликовано: 2015-12-10 14:48:55

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных приемов и методов в работе логопеда. Подготовила: учитель – логопед Бакулина С. А. Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается. И тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубоким речевым нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием и т. д. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально – волевой, коммуникативной сферы. Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности. При высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственных ориентировок. Для этого необходимо комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи. Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми. Предлагаю вам ряд нетрадиционных упражнений развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так воспитателем и родителями. Все упражнения не только не исключают традиционных артикуляционных и пальчиковых, но, наоборот, являются своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно мног о( игро- , сказко- , смехо- , изо- , АПИ- , глина- , арома- , музыкотерапия и др. ) , но мне хочется остановиться на тех, которые, я применяю в своей работе. СУ – ДЖОК ТЕРАПИЯ. Су- джок терапия предусматривает нормализацию мышечного тонуса. Опосредованно стимулирует речевые области в коре головного мозга. Су- джок акупунктур а( су- кисть, джок- стопа) последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су- джок терапии может легко овладеть каждый человек. Су- джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощь. Колец( «ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка. У ПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ. ( все упражнения выполняются на столе) 1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнения выполняются сначала пальцами ведущей, затем другой руки. 2. Упражнения с мячиком 1( диаметр 3- 4 см) . Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5- 10 секунд. 3. Упражнения с мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук( сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами) . В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд. 4. Упражнения с двумя мячиками 1. Выполняется аналогично упражнению 2. но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам. 5. Упражнения со шнурком. Ребенок выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям. 6. Упражнения с цветными шнурками( или толстыми нитями) и карандашами. Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и цветные карандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети самостоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурк и( нити) и выкладывают их по нарисованным линиям. 7. Упражнение « Строитель». В качестве строительного материала для различных построек используются шашки, которые можно заменить крышками от бутылок с «Пепси- колой», «Кока- Колой», и т. д. Вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцам и( большим- указательным, большим- средним, большим- безымянным, большим- мизинцем) . Инструкция может быть как простой, так и сложной( 2- 3 ступенчатой) . Возможны соревнования между детьми на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т. д. 8. Упражнения «Ножницы» с деревянной палочкой или пробкой. Пробка или палочка зажимается между двумя пальцами ведущей руки сначала у их основания, затем режущими движениями( «Ножницы») палочка( пробка) постепенно перемещается к первым( верхним) фалангам и крепко удерживается. Все остальные пальцы выпрямлены и плотно прижаты друг к другу. Затем работа продолжается со следующей парой, средним и безымянным пальцем. Далее безымянным и мизинцем, и аналогично – пальцами другой руки. 9. Упражнения «Веселые прищепки 1». На перекладине или на горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10- 15 см друг от друга привязываются шнурки синего, желтого, зеленого и красного цвета( длина шнурка 60- 70 см) . Ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свободный конец шнурка соответствующего цвета( т. е. прицепить прищепку не выше, чем в 10 см от конца шнурка) . 10. Упражнения «Веселые прищепки 2». Выполняется аналогично упр. 9 с некоторым усложнением 6 после того, как ребенок ознакомился с расположением шнурков, ему предлагают выбрать какую- либо прищепку и поймать шнурок соответствующего цвета с завязанными глазами. 11. Упражнение «послушные пальчики». Обе ладони ребенка плотно прижаты к поверхности стола. Поочередно по одному пальцы сгибаются. При этом остальные остаются выпрянными и плотно прижатыми к поверхности стола. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Выполняется стоя, руки свободно опущены. 1. Плечи подняты – вдох, опустить – выдох. 2. Свести лопатки – вдох, развести – выдох. 3. Плечи вперед – вдох, назад выдох. 4. правое плечо поднять – вдох, опустить – выдох. То же с левым плечом. 5. Наклон вправо – вдох. Выпрямить – выдох. То же влево. 6. скручивание вправо – вдох, исходное положение выдох. То же влево. 7. Круговые движения плечами вперед, затем назад – дыхание свободное. 8. Вдох – руки вверх, подняться на носки. Выдох – теплый воздух выдыхается с длительным звуком ХХХХ или ШШШШ, руки при этом свободно опускаются вниз( «задуть свечу») . 9. Вдох – руки вверх, выдох с силой. Теплый воздух выдыхается тремя порциями Х- Х- Х или Ш- Ш- Ш( «задуть свечи») . 10. Вдох – руки вверх. Выдох длительный, холодная воздушная струя по подбородку вниз со звуком СССС – руки при этом медленно опускаются вниз. 1. Аналогично холодный воздух выдыхается тремя порциями со звуком С- С – С. УПРАЖНЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ МОТОРИКУ. В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Упражнения с шариком( диаметр шарика 2- 3см, длина веревки 60см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел) 1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо – влево. 2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх( вниз шарик падает произвольно) 3. толкать языком шарик вверх- вниз, веревка натянута горизонтально. 4. Язык – «Чашечкой», цель – поймать шарик в «Чашечку» 5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывать» его. 6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. Примечание. 1. Используются пластмассовые шарики из детских погремушек российского производства. 2. Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны. 3. во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Ш арик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывается теплой водой с детским мылом и просушивается салфеткой. У пражнения с ложкой. 1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. 2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. 3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. 4. Язык – « Лопаточка». П охлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 6. Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам, сложенными трубочкой, совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. 7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против. 8. взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 9. Круговые движения чайными ложками по щекам( от носа к ушам и обратно) . 10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. Ком плексные разминки. Разминка содержит комплекс упражнения для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений. Совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия. Время выполнения разминки примерно 5 минут. Комплекс 1 1. Дыхательное упражнение « Ракета» Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вмсете, плотно прижав друг к другу, подняться на носочки, потянуться вверх, задержать дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются через стороны. 2. « Улыбка» 3. «Трубочка» 4. «Болтушка»- рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед- назад, и в такт с этими движениями, также вперед- назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук( локти не сгибать) . 5. «Цоканье» языком – прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. 6. Игра «Хлоп- Топ». Услышав звук И – хлопнуть в ладоши, звук Ы – топнуть ногой. Комплекс 2. 1. Дыхательное упражнение «Ракета» только выдох выполняется со звуком О. 2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» 3. «Накажем непослушный язык»- пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются в кулак и с силой разжимаются. 4. « Качели»- движение вверх вниз. Р уки при этом также двигаются вверх- вниз. 5. «Щелканье». 6. Игра «Хлоп- Топ». Услышав звук О, хлопнуть, на звук У –т опнуть ногой. Комплекс 3. 1. Дыхательное упражнение «Ракета», выдох со звуком У. 2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков. 3. «Крокодил» 4. «Качели» 5. «Болтушка» 6. «Часики»- руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременными движениями кистей рук вправо- влево. 7. « Непослушный язык» 8. Игра «Хлоп- топ»- Звук А, И. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОБЩЕЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ. 1. Звук А –хлопнуть в ладоши, звук О – хлопнуть по коленкам, звук У – ударить кулаком об кулак, звук И – хлопнуть в ладоши над головой. Сначала произносить по два, затем три, ч етыре звука( АУ, ИО, ООА, ОАУ, УУА, УАО, УАОИ, АОИУ, и тд. ) 2. После того, как дети достаточно хорошо усвоили предыдущее упражнение, можно перейти к обратной инструкции( педагог показывает знаки, а дети озвучивают закодированный звукоряд) . 3. Каждому гласному звуку присваивается какой- либо символ. 4. Задание, обратное предыдущему. Детям предъявляются карточки с изображением двумя или тремя условными знаками, а дети должны произнести сот- е им звуки. 5. Услышав глухой согласный звук. Нарисовать треугольный флажок, звонкий- квадрат. Эффективность применения нетрадиционных методов коррекционной логопедической работы во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе сочетания этих приемов ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Оставить комментарий: