a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Система работы по всем предметам.

Автор: Колупаева Мария Михайловна Опубликовано: 2015-12-10 20:11:36

Документы для скачивания

38 лет работаю учителем начальных классов в Ямбирнской основной общеобразовательной школе. За долгие годы выработалась своя система работы, свой подход к методике преподавания, свои результаты. Считаю, что уроки литературного чтения должны пробуждать у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Большое внимание уделяю анализу текста, чтобы раскрыть авторское отношение к окружающему, нравственные проблемы, волнующие писателя. Все нравственные проблемы сопоставляем со своей жизнью, своим поведением, отношением к окружающему. Обращаю внимание детей, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное. Важнейшей задачей считаю развитие речевых умений и навыков в работе с текстом и прежде всего навыка выразительного, орфоэпически правильного чтения. С этой целью часто учимся произносить скороговорки, чистоговорки. В условиях, где часто большая часть класса дети, для которых русский язык не является родным, эта задача является первостепенной. В дальнейшем эта работа влияет на навык и скорость чтения( чтение целыми словами, объединение слов в словосочетания и предложения, беглое чтение, чтение про себя, овладение рациональными приемами чтения) . Обязательно предполагаю работу над обогащением словарного запаса школь ников, расширением их кругозора, что очень необходимо в качестве подготовки для ознакомления их с литературоведческими терминами. Стараюсь, чтоб знания детей пополнялись элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе( для этого имеется достаточное количество портретов писателей) , о теме, жанре читаемого произведения, об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства( метафора, сравнение, олицетворение, ритмичность и музыкальность стихотворной речи) . Большое внимание уделяю развитию воображения, фантазии, мышления, образного восприятия мира, умения выразить в слове свои личные впечатления. Часто даю задания пересказать текст с изменением лица рассказчика, закончить текст, придумав свою концовку. Любят дети и иллюстрировать произведения, изображая героев по собственному воображению. Считаю необходимым приобщать детей других национальностей к культуре той местности, где они проживают. Даю понятие о малых фольклорных жанрах( загадка, прибаутка, пословица, считалка) . Дети с огромным удовольствием на каждом празднике исполняют русские народные частушки, проводят фольклорные праздники в русских национальных костюмах, исполняя русские народные песни и танцы. Наряду с этим они с большой гордостью показывают и свои народные танцы и песни. Кроме навыков чтения и речеведческих умений( деление текста на части, озаглавливание, составление плана, краткий и полный пересказ прочитанного) , особенное внимание обращаю на круг чтения детей. С этой цель ю провожу уроки внеклассно го чтения, привлекаю сельского библиотекаря, с которым у нас многолетняя тесная связь, для подбора книг об окружающем мире, о своих сверстниках, о приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины. Думаю, что вся эта кропотливая работа дает свои результаты: желание читать книги, что немаловажно в наш век компьютеризации, и получать н аслаждение художественными образами, потребность в самостоятельном чтении художественных произведений. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» стараюсь систематизировать и расширять представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивать интерес к их познанию, обогащать нравственный опыт учащихся, воспитывать у них любовь к своему селу, своей Родине. Формированию бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде я уделяю особое внимание, много лет веду факультатив «Экология», оформила класс на экологическую тему. Это направление моей работы описано мною отдельно. Первую содержательную линию курса составляет ознакомление с природой. Уделяю большое внимание формированию важнейших природоведческих понятий: природа живая и неживая, дикорастущие и культурные раст ения, дикие и домашние животные. В условиях села мы имеем возможность учиться распознавать растения и животных своей местности, самостоятельно выращивать и изучать комнатные растения. При изучении поверхности, полезных ископаемых, водоемов, почв, природных сообществ, сельского хозяйства мы имеем огромные возможности наблюдать все на практике, проводя многочисленные экску рсии в лес, на поле, на реку Цну, на территорию бывшего каменного карьера. С каждым выпуском( 1 раз в 4 года) непременно организую экскурсию в Желанновский краеведческий музей. Такие экскурсии, наблюдения в природе, практические работы имеют большое преимущество перед теоретическим изучением материала. Особое внимание обращаю на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком. Поощряю учащихся, которые при помощи родителей находят дополнительный материал в интернете, пользуясь современными технологиями. На уроках окружающего мира нашла свое место проектная деятельность в виде сбора материалов о животных и растениях нашей местности под охраной, о своем селе и оформлении их в книжечки. В качестве другой содержательной линии курса знакомимся с жизнью общества на примере города и своего села: даю элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах, о профессиях людей, о культуре и образовании. Опять же изучаем все это не только в теории, но и на практике. Проводим экскурсии по селу, на почту, в магазины, в шко льную и сельскую библиотеки, в амбулаторию. При этом воспитываю уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни, к людям труда. Во время таких экскурсий, общений выполняется еще одна содержательная линия курса – обучение общению с другими людьми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей – в семье, в гостях, в школе, в общественных местах. След у ющая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка. Изучая правила гигиены, в игровой форме знакомимся с подборкой статей « Про М ашу и Витю». Обучая умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми, читаем и обсуждаем подборку статей «Приключения Стобеда » и смотрим обучающий диск «Уроки осторожности», где охвачены все эти темы. Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентироваться на местности и формированием первоначальных географических представлений: о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и планете в целом. Изучая эти вопросы, стремлюсь развивать пространственные представления детей, их воображение, воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества. Задачи обучения школьников русскому языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Поэтому основная задача обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. В начальном курсе русского языка четко выступают две подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Для школьника родной язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. Поэтому считаю самым важным развивать специальные речевые умения младшего школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливать причинно- следственные связи и обобщать существенное, умение составлять план прочитанного, подбирать материал для сообщения на определенную тему, создавать текст- повествование, описание или рассуждение, подробно сжато или выборочно передавать его содержание. Важно, чтоб дети осознали, что изучают они те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей. Во 2 классе большое внимание уделяю фонетике и графике, умению слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы, правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановок букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные, мягкие и твердые согласные, что дает основу для правильного фонетического разбора слов в старших классах. В 3 классе центральное место занимает отработка знаний основных понятий курса: части речи( имя существительное, имя прилагательное, глагол) , значимые части слова( корень, приставка, суффикс, окончание) , предложение, словосочетание, текст. На основе знаний состава слова проводится формирование навыков правописания безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок. Ведущим направлением по языку в 4 классе является словоизменение. Поэтому главной задачей является отработка навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных и личных окончаний глаголов. Новым для учащихся 4 класса является изучение предложений с однородными членами. Сложные предложения в курсе начальной школы специально не изучаются. Но в сочинениях, изложениях учащиеся их используют. Поэтому считаю возможным использование пропедевтического метода: вырабатывать в детях потребность выяснить структуру предложения, особенности его употребления, правильность постановки знаков препинания. Постепенное усложнение от класса к классу характерно для всего программного материала русского языка, поэтому всегда соблюдаю преемственность, опираясь на изученные ранее понятия и орфограммы и стараюсь подготовить учащихся к требованиям средних классов школы. Практикую также перспективное ознакомление со словообразованием, склонением местоимений и числительных, с употреблением наречий. А вот ознакомление с видами второстепенных членов предложения – определением, дополнением, обстоятельством – в обязательном порядке ввожу с начала 4 класса и к концу его дети достаточно свободно ориентируются в этих понятиях и производят полный синтаксический разбор предложения. Для выработки орфографической зоркости очень большое внимание уделяю комментированному письму, объяснительным и предупредительным диктантам, орфографическим минуткам, которые провожу практически на каждом уроке, начиная со 2 класса. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле и четырех арифметических действиях, а также прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением, формирование пространственных представлений, ознакомление с геометрическими фигурами. Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях, образование каждого следующего числа в ряду, соотношение между ними и сравнение невозможно без иллюстраций, практических действий, использования ранее накопленного опыта, тесной связи с жизнью. Поэтому непременно использую на каждом уроке печатный иллюстративный материал, игровые упражнения, а также дидактический материал, в большом количестве изготовленный самостоятельно. Начиная со сложения и вычитания в пределах 10 и во всем дальнейшем курсе математики дети знакомятся с математическими терминами: названиями действий, их компо нентов и результатов, с терминами «равенство» и «неравенство», «выражение» и «значение выражения», усваивают некоторые элементы математической символики: больше, меньше, равно, плюс, минус. Для того, чтобы эти понятия усваивались детьми естественно, как усваиваются ими любые новые для них слова, если они часто употребляются, стремлюсь сама употреблять их постоянно и требую этого от детей. Чтобы закрепить навык пользования некоторыми свойствами арифметических действий( переместительное свойство, сочетательное) , стараюсь не пропускать ни одного случая, чтоб не обратить внимание на рациональные приемы вычислений, даже если это не предусмотрено заданиями учебника. Центральной задачей всего курса математики является изучение табличного сложения и вычитания, умножения и деления. Чтобы обеспечить прочное усвоение таблиц, не только своевременно создаю у детей установку на их запоминание, но и организовываю повседневную тренировочную работу в виде игровых упражнений, устного счета, работы с перфокартами, устной работы в парах. П ровожу систематический контроль за усвоением таблиц каждым учеником. Кроме того внушаю детям осмысленное использование знания умножения для решения примеров на деление. При ознакомлении с письменными приемами выполнения действий с многозначными числами важное значение придаю алгоритмизации, чтобы выработать осознанное рассуждение, в дальнейшем для ускорения процесса производим действия без проговаривания. Один из сложных и ответственных вопросов курса – правила о порядке выполнения действий. Работа над ним требует многочисленных тренировочных упражнений. Это умение является одним из основных требований программы на конец обучения в начальной школе. Важной особенностью курса является умение решать текстовые задачи. Чтобы исключить возможность выработки штампов и натаскивания в решении задач, стараюсь добиваться, чтоб каждая задача была представлена образно, понята и осм ысленна. Считаю большим успехом, если дети видят возможность различных способов решения и сознательно выбирают наиболее рациональный. Сквозной нитью через все уроки проходит работа с величинами, их преобразованием, действий с ними. Работа с геометрическим материалом не ограничивается ознакомлением с ними, а включает в себя умение находить длину сторон, периметр и площадь. К элементам алгебраической пропедевтики относится понятие переменной, что является подготовкой к решению уравнений. Особое внимание уделяю отработке знаний взаимосвязи между компонентами и результатом действий. П ри обучении математике важное значение имеет индивидуальный подход к учащимся.

Оставить комментарий: