a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

10.12.2015г. Использование картин, иллюстраций как средство речевого развития. Орлова А.И.

Опубликовано: 2015-12-10 23:05:47

Консультация для родителей на тему «Использование картин, иллюстраций как средство речевого развития»

Подготовила:

Орлова Алла Ивановна воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад «Белочка» село Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области

 

    Одна из основных задач дошкольных учреждений обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно изложить свои мысли. Занимаясь с нашими детьми, пришли к выводу: надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность.

    Используя картины, иллюстрации на занятиях и в свободное время, помогающие детям составлять описательные рассказы о деревьях, овощах, фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных.

В распоряжении детей имеются крупные и мелкие «весёлые картинки», роль которых в развитии речи и мышления ребёнка огромна, а именно:

- картинки, на которых художники изображают несколько предметов, хитроумно расположив их один относительно другого (Догадайтесь, какие предметы на картинке и сколько их);

- картинки, на которых вперемешку изображены животные, птицы и их жильё (Покажи где их дом);

- картинки, на которых изображены два очень похожих сюжета или предмета (Найди отличия);

- в индивидуальной работе мы предметные картинки, предназначенные на группировку предметов. Например, 3 гриба и корзинка – «Что лишнее»;

- автобус, трамвай, самолёт – «Что лишнее?»;

- картинки – загадки «Что изменилось» на сравнении.

    Работая с детьми, всё более убеждаюсь, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиваться хороших результатов. Картинки с последовательно развивающимся действием. Прежде всего, просим кого-то из детей выстроить картинки в правильной последовательности. Этим предоставляется возможность детям обсудить эту последовательность.

   Такой момент общения наиболее благоприятен для обработки таких речевых формул как: «Считаю, думаю, уверен, полагаю» объяснить свои действия. После чего дети начинают припоминать и подсказывать, как можно в том, или ином случае обратиться к взрослому или сверстнику. Утвердив последовательность, предлагаем ребёнку составить повествовательный рассказ по первой картинке. Заслушиваем рассказ.

   После выступления спрашиваем у детей, что ещё можно было бы включить в рассказ, чтобы он стал интереснее, содержательнее. Затем предлагаем другому ребёнку составить рассказ по второй картинке и т.д. В заключение кто-то из детей составит рассказ по всем картинкам темы. У детей 5-6 лет уже имеется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти. Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль природных способностей. Регулярное включение игр и упражнений в занятия и свободную деятельность дошкольников позволит добиться очень неплохих результатов в развитии памяти, образного мышления, сообразительности, фантазии, смекалки. Узнай предмет Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы.

     При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание. Морские узлы В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения).

     Чудесные слова Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.

      Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса. Нарисуй фигуру Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Кто знает больше Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!    

     Таким образом, с помощью игровых упражнений и наглядного материала, а именно картин, иллюстраций у детей развивается не только внимание, память, но и монологическая речь, умение связно, последовательно излагать свои мысли, что является основной задачей развития речи.

Оставить комментарий: