a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на педагогическом совете

Автор: Зубкова-Дацьо Елена Анатольевна Опубликовано: 2015-12-12 09:22:48

Документы для скачивания

Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием Мысковского городского округа» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития воспитанников Психолого- педагогические требования к развивающей предметно- пространственной среде Воспитатель Зубкова- Дацьо Е. А. Мыски 2015 Вопрос создания предметно- развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно- пространственной среде. Понятие развивающая предметно- пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно- пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития. В каждой ДОО развивающая предметно- пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты( игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно- пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и   развивающейся. Принципы конструирования предметно- пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого- педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: с од ержательно- насыщенной – в к лючать средства обучения( в том числе технические) , материалы( в том числе расходные) , инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей; + вариативно й- предполагает наличие нескольких пространств, специально предназначенных для игры, конструирования, уединения. Вариативность предполагает также разнообразие материалов, игр и игрушек, оборудования, которые используются в совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. Необходимым требованием являются их периодическая сменяемость, появление новых предметов. Например, когда дети закончили игру, целесообразно убрать её и принести другую. Это всегда вызывает у них интерес, и стремление обратится к новому сюжету. полифункциональной – подразумевает возможность разнообразного использования составляющих РППС( например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности. Признаком полифункциональности является наличие предметов. Которые имеют не одну, а разные функции. Например, игровой уголок «Парикмахерская» выполняет лишь одну функцию и не пробуждает детскую инициативу. Действия ребенка в нём стереотипны. Он может играть здесь только в парикмахера. Другой пример- ширма. Ей свойственна полифункциональность: она пригодится при игре в магазин, в поликлинику. К сожалению, в большинстве детских садов недостаёт оборудования, которое отвечало бы этому свойству. Полифункциональное оборудование- это, например столики, располагающиеся один под другим, или маты. С одной стороны, это оборудование простое, но с другой стороны, его можно использовать в разных образовательных областях.   трансформируемой – о б еспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформация предметной среды способствует возникновению новых игр. Среда, таким образом, пробуждает инициативу. И каждый ребенок может удовлетворить свои интересы. Например, ширма установленная педагогом или стенка- модуль может организовать в группе новую зону. Дети с радостью воспринимают такие новшества. доступной   – обеспечивать свободный доступ воспитанников( в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.   безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Проектирование РППС осуществляется с учетом специфики дошкольного возраста и основных видов деятельности детей. Новая модель среды отвечает принципу вариативности. Образовательный процесс строится на основе «культурных практик» ребёнка: игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской. Коммуникативной деятельности. Восприятия художественной литературы и фольклора. Р азвивающая предметно- пространственную среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам( центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально- игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно- поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Активный сектор( занимает самую большую площадь в группе) , включающий в себя:  - центр игры- центр двигательной деятельности- центр конструирования- центр музыкально театрализованной деятельности Спокойный сектор: - центр книги- центр отдыха- центр природы Рабочий сектор: ( Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности) . Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.  - центр познавательной и исследовательской деятельности- центр продуктивной и творческой деятельности- центр правильной речи и моторики. Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметно- пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Таким образом, создавая развивающую предметно- пространственную среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Оставить комментарий: