Консультация для родителей "Детские страхи".Подготовила :Трунова О.А.
Документы для скачивания
Консультация для родителей на тему: «Детские страхи». Подготовила: Педагог- психолог МАДОУ д/ с № 14 Трунова О. А. 2015г. Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа. Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые дети испытывают навязчивые страхи( боятся собак, темноты и т. п. ) . Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно осложняют жизнь — особенно. Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что- то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие( действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т. п. Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств( страхов) у детей. Ваш ребенок может быть пугливым и часто испытывать страх, если: он очень восприимчив и у него развито воображение; он обладает слабым типом нервной системы, впечатлителен и раним; его безопасность была нарушена ранее из- за какого- то происшествия, события; он получил психологическую травму; в семье или окружении ребенка происходили потери, тяжелые болезни, необъясненные ребенку события; взрослые чрезмерно опекают ребенка и не дают, возможно, и ему самому спра виться с какими- то делами и ситуациями, он не уверен в своих силах, очень сильно опирается на взрослых; его осуждают или наказывают за проявленный страх. Наиболее частые страхи Страх потери близких людей( особенно матери) , собственной смерти, болезни, темноты, страх животных, засыпания, необъяснимых явлений( приведения, инопланетяне, звуки, тени, ожившие игрушки и т. п. ) ; героев сказок и фильмов; перемен, предстоящих событий, новой деятельности, незнакомых людей, агрессии со стороны других детей и взрослых, — всего, что, как кажется ребенку, представляет угрозу его жизни. Существует возрастная специфика детских страхов. В 2—3 года ребенок может бояться наказаний, боли( например, у врача) , громких звуков, замкнутого пространства, одиноче ства и особенно темноты. В 3—4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6—7 лет( а иногда и раньше) может поя виться страх смерти, своей или своих близких. Родителям важно знать, что: Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым. Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу. Страх субъективен. И если вам не страшно, это не значит, что не страшно тому, кто рядом с вами. Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира. Начиная с 5—6 лет, дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс. Как реагировать на детские страхи Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и ваша логика ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убежде ние, чтение морали. Если вы начинаете ругать ребенка за проявления страха, то он почувствует себя еще более беспомощным и «плохим». Это не поможет ему избавиться от страха, он просто загонит его внутрь, чтобы не показывать вам. Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь! ». Вы — большой, взрослый и сильный. Вам значительно легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя». Важно понимать, что нельзя усилием воли перестать бояться, можно только пережить страх. Но пережить его можно только тогда, когда есть возможность опереться на что- то внутри себя или на кого- то, кто может помочь. Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Если он хочет с вами поговорить о своих страхах, не стоит от него отмахиваться или пытаться переключить его внимание на другие темы. Высмеивание страхов также недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один. Проговаривание сильно уменьшает силу страха. Его интенсивность может значительно снижаться или даже уходить, если есть с кем его разделить. Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагиро вать на нее. Можно спросить ребенка о содержании рисунка или игры. Но не стоит вмеши ваться в этот процесс, если ребенок не приглашает вас, отзываться критически, осуждать. Если у ребенка есть желание поделиться с вами, можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т. п. При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну. Спокойное, доброе отношение родителей, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами. Если ваш ребенок боится заснуть, посидите около его кровати, пока он не заснет. Видите себя с ребенком весело, уверенно покажите, что оснований для страха нет. Не пытайтесь излишне опекать трусишку: если он не научится решать свои проблемы, то не сможет почувствовать силу, не будет способен защитить себя. Лучше всего — быть рядом, когда ребенку страшно, расспрашивать его о том, чего он боится, что может случиться, оказывать поддержку, вместе придумывать способы( включая волшебные) справиться с этой ситуацией. Важно создать дома такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопас ности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безо пасность, — лучшая защита от детских страхов. Ребёнок освобождается от страха, если он переживает это чувство. Чтобы помочь ребёнку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх. Рекомендуемые художественные фильмы для детей: «Приключения Карика и Вали»; «Новогодние приключения Маши и Вити»; «Приключения жёлтого чемоданчика». Рекомендуемые мультипликационные фильмы для детей: «Бояка мухи не обидит»; «Змей на чердаке»; «Нехороший мальчик»; «Ничуть не страшно»; «Дедушка Ау». Рекомендуемая художественная литература для совместного чтения с детьми дошкольного возраста: «Приключения жёлтого чемоданчика» Софья Прокофьева; «Тук- тук- тук» Николай Носов; «Живая шляпа» Николай Носов; «Прятки» Николай Носов; «Находчивость» Николай Носов. Для уменьшения у детей дошкольного возраста важно исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужасов». Чтобы помочь детям преодолеть страхи, необходимо детям за 30 минут до сна давать пить тёплое молоко. Оно успокаивает ребёнка. Кроме этого уменьшению страхов у детей способствует выезд на природу. Желателен сон с 21 часа в зимнее время и с 22 часов- в летнее, поскольку ранний сон способствует появлению ощущения спокойствия. Способом избавиться от страхов – давать ребёнку возможность действовать самому. Ребёнок перестаёт бояться, если взрослые, находящиеся рядом позволяют ему проговаривать вслух свои страхи, поскольку эмоции, выраженные словами, теряют свою силу. Можно использовать игры в домашних условиях, способствующие освобождению от страхов Качели Ребёнок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встаёт сзади, кладёт руки на полечи сидящему ребёнку, и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Игра способствует возникновению у ребёнка чувства родительской защищённости, надёжности Сражение Родителям и ребёнку предлагается бросать друг в друга мелкими, нетяжёлыми предметами( бумажные шарики, еловые шишки) из- за укрытия в виде стульев, поставленных напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Предметы нельзя бросать слишком сильно, главное – попасть и увернуться. Игра способствует уменьшению страха боли, уколов, неожиданного воздействия, способствует ослаблению напряжённости между взрослыми и ребёнком. Пролезание Родители и ребёнок по очереди пролезают через ряд стульев. В этой игре возможно догонять друг друга или уходить от погони. Игра способствует преодолению страхов замкнутого пространства и нападения. Рекомендуемая литература для родителей: «Дневные и ночные страхи у детей» А. И. Захаров; «Семья глазами ребёнка» Г. Т. Хоментаускас.