Консультация для родителей "Скоро в садик мы пойдём"
Вы решили отдать ребенка в детский сад и, конечно, переживаете: как его встретят в саду, будет ли ему хорошо, какие отношения сложатся с воспитателями и детьми, а вдруг он начнет часто болеть? Но больше всего родителей обычно волнует главный вопрос: как быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке?
Разумеется, эти тревоги вполне оправданны, ведь процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение очень сложен, ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык дома. Это сильнейший стресс для ребенка, который сказывается на психическом и физическом здоровье детей, и только в наших с вами силах сделать его последствия минимальными. Для этого к садику надо готовиться.
Раньше считалось, что готовность к саду – это владение навыками самообслуживания и режим дня, приближенный к ясельному. Но гораздо более значимо то, насколько ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми и незнакомыми людьми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных правил поведения. Иногда сами родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад, чтобы там он этому научился. Такая «учеба» часто оборачивается тяжелыми переживаниями для ребенка, слезами и обидами. Важна именно психологическая готовность ребенка к выходу из семьи, а игнорирование этой проблемы порождает так называемого «несадовского» ребенка, который не может принять новые условия и нормы и выдвигает в качестве защиты бесконечные заболевания.
Особого внимания с точки зрения адаптации к детскому саду требует ранний возраст, ведь полутора-двухлет
Чем же родители могут помочь своему малышу перед поступлением в детский сад?
1. Постарайтесь расширить круг общения ребенка, помогите преодолеть страх перед незнакомыми людьми: беседуйте с ребенком, обращайте внимание на действия и поведение детей и взрослых, вызывайте положительное отношение к ним. Поощряйте попытки общения, называйте по именам детей на площадке. Учите обращаться к другому человеку, покажите, как надо делиться игрушкой и самому просить, а не отнимать, что нужно жалеть плачущего и т.д.
2. Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода: показывайте действия с ними, придумывайте увлекательные сюжеты, вовлекайте в совместную игру. Не забывайте поощрять любые успехи малыша и постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Играя, приучайте ребенка к порядку и аккуратности, вместе убирайте игрушки, формируйте навыки самообслуживания
3. Расскажите ребенку о детском садике, зачем туда ходят дети. Попробуйте погулять рядом с садом, покажите, как играют ребятки, порадуйтесь, что скоро и он сможет так играть, ведь он уже совсем большой. Формируйте у ребенка положительный образ детского сада, но не обещайте того, что заведомо невыполнимо («Ты там будешь целый день только играть…» и т.д.), чтобы ребенок потом не чувствовал себя обманутым в своих ожиданиях. Кроме радостных моментов, обсудите и возможные трудности: к кому ребенок сможет обратиться за помощью, как это сделать. Объясните, что в группе много детей, и иногда придется подождать своей очереди.
4. Желательно заранее познакомиться с воспитателями группы, обсудить возможные проблемы адаптации, так воспитатель будет знать об особенностях вашего малыша. Если это возможно, познакомьте ребенка с детьми, также поступающими в вашу группу, чтобы ребенку было проще освоиться в новом коллективе.
5. Заранее узнайте все режимные моменты в детском саду, старайтесь следовать им дома и объясните ребенку смысл каждого из них, постоянно повторяйте, что и как нужно делать, так ребенок будет чувствовать себя увереннее, когда придет в группу.
6. Укрепляйте здоровье малыша, ведь ребенок попадет в окружение сверстников и подвергнется риску инфицирования чужой вирусной флорой, что, в сочетании со стрессом, сопутствующим адаптации, приводит к частым болезням. Старайтесь расширять меню ребенка, чтобы блюда детского сада не были для него непривычными. Узнайте режим дня садика и дома старайтесь его соблюдать, чтобы поступление в сад не совпало и с полным нарушением обычного ритма сна и бодрствования, приема пищи.
7. Постарайтесь до поступления ребенка в сад отучить его от специфических привычек (сосание соски, питье из бутылочки, засыпание с укачиванием и т.д.). Ребенок, который и так находится в условиях стресса, будет резко лишен привычных для него ритуалов, что только усилит общее негативное состояние и утяжелит адаптацию. Также нужно отказаться от использования памперсов, приучайте ребенка к горшку.
8. Никогда не пугайте ребенка детским садом, в присутствии малыша не критикуйте садик и его сотрудников.
9. Не допускайте высказывания сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад. Если вы не уверены, что детский сад необходим вашему ребенку именно сейчас, то ребенок обязательно почувствует ваши колебания и будет противиться расставанию с вами. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
10. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться немало времени. Не обольщайтесь радужными надеждами, что он легко и радостно будет ходить в детский сад каждый день, а вечером с улыбкой вас встречать. Случаи легкой адаптации у детей раннего возраста, скорее, исключение, чем правило. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать по плотному графику. К сожалению, возможны и горькие слезы, и частые болезни. Лучше, если в этот период вы сможете подстроиться к особенностям адаптации вашего малыша, к тому же воспитатели могут посоветовать не оставлять ребенка первый месяц на полный день.
11. Если поступление ребенка в детский сад вызывает у вас сильную тревогу или вы сомневаетесь, стоит ли вообще отдавать ребенка в ясли, проконсультируйт
Что же должен уметь ребенок, поступающий в ясли, чтобы адаптация прошла быстрее и легче?
1. Малыш должен уверенно передвигаться, садиться на стул.
2. Научите ребенка пить из чашки, держать ее руками, аккуратно ставить на стол.
3. Малыш должен уметь пользоваться ложкой, есть с хлебом, приучайте его к аккуратности во время еды.
4. Поощряйте активное участие ребенка в одевании, умывании.
Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-нибудь делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию
По секрету всему свету
Уважаемые родители!
Конечно, вы стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые и доверительные отношения с ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Для этого нужно соблюдать простые правила:
- Безусловно принимайте и уважайте ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения, радуйтесь вашему малышу. При любых обстоятельствах он должен быть уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Доверие – основное правило. Всегда говорите своему ребенку правду, советуйтесь с ним.
- Активно выслушивайте его желания и потребности, поощряйте стремление задавать вопросы. Не перебивайте, не отворачивайтесь, говоря «Я уже это сто раз слышал».
- Старайтесь быть примером для ребенка. Помните, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
- Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе, проявляйте интерес к тому, что ему нравится делать.
- Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
- Если ребенок провинился, выражайте недовольство его действиями, а не ребенком в целом, причем осуждение поступков ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка.
- Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
- Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется сам, и помогайте, когда он просит.
- Радуйтесь успехам вашего ребенка, не скупитесь на награду: похвалу, ласковое слово или поцелуй.
- Старайтесь конструктивно решать конфликты.
- Поощряйте любопытство и воображение ребенка, его игры с другими детьми.
- Не устанавливайте для ребенка слишком много правил и не принуждайте делать то, к чему он еще не готов.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Не рассчитывайте на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным: он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
- Чаще вспоминайте, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день. Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а качество общения.
- Помните: дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.