a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительское собрание "Дочки, сыночки"

Опубликовано: 2015-12-15 00:09:58

Документы для скачивания

Родительское собрание «Дочки, сыночки»

Описание работы: Данная информация будет полезной для воспитателей детских садов, поможет провести родительское собрание с использованием игровых форм по гендерному воспитанию, поможет наладить взаимодействие ДОУ с семьей.

Форма проведения: «Родительская студия»

Цель: помочь родителям понять значимость проблемы гендерного воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе.

Предварительная работа:

  1. Консультация для  родителей «Гендерное воспитание в семье».
  2. Проведение анкетирования родителей группы.
  3. Подготовка раздаточного материала для родителей: «Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных способностей»; составление памятки для родителей.
  4. Подготовка  детской выставки рисунков.
  5. Составление родителями мини-рассказов «Мой ребенок, какой он».

План проведения:

  1. Приветствие.

  2. Выступление воспитателя: «Гендерный подход в воспитании ребёнка»

  3. Игра: «Ромашка – девочка. Василёк - мальчик»
  4. Чтение родителями рассказов и стихов на тему: «Мой ребёнок, какой он». (Составленных заранее)
  5. Работа в подгруппах по составлению портретов «Настоящая девочка», «Настоящий мальчик».

  6. Рефлексия.

Материал: 1. Папки –передвижки на тему: «Воспитываем будущего рыцаря», «Воспитываем будущую принцессу». 2. Заготовка ромашки. 3. Клей, фломастеры. 4. Музыкальное сопровождение (ритмичная детская музыка, фоновое сопровождение). 5. Альбом стихов и рассказов родителей об их детях.

Ход собрания.

Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу, предлагая использовать  необычные бейджики: у кого дочки – цветочки, а у кого сыночки – машинки.

Звучит приятная музыка. Воспитатель приветствует родителей:

- «Здравствуйте!» - мамы, папы девочек

- «Здравствуйте!» - мамы, папы мальчиков

- «Здравствуйте все!» 

Дорогие родители, сегодня мы собрались, чтобы понять почему воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному. Для начала мне хотелось бы, чтобы вы разделились на две команды: 

Первая команда - родители мальчиков, а вторая соответственно - родители девочек.

Пусть каждая команда придумает себе название и небольшой девиз.

Звучит приятная музыка, родители готовятся. Затем представляют свою команду.

Воспитатель благодарит команды. Предлагает родителям присесть полукругом и начинает своё выступление.

- Дорогие родители, в начале нашего собрания мне хотелось бы рассказать вам о том, что такое гендерный подход в воспитании детей. 

Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера.  Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина». Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процессе, т.е в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. 

В то же время, в педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата). В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. 

Сегодня я не ставлю целью ответить на вопрос «Как воспитывать, как любить?» Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами и ответить на вопрос «Мальчики и девочки.…Почему они такие разные?»

Я думаю, что каждый из нас не раз задумывался, почему даже в одной семье дети растут такие разные? Почему у каждого свой путь развития, свои привязанности, свои привычки? Тысячи почему….

Вот и сегодня давайте посмотрим на ребенка (девочку, мальчика) с разных сторон. 

В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.

Это явление хорошо иллюстрируют наблюдения за близнецами. Однояйцовые близнецы-мальчики (с одинаковым генотипом), даже если они были разлучены в детстве и росли в разных условиях, все равно будут очень похожи друг на друга. А однояйцовые близнецы-девочки при разных условиях воспитания могут существенно отличаться друг от друга (например, полнеть или худеть в более широких пределах). Если же условия жизни одни и те же, то даже разнояйцовые близнецы-девочки могут стать во многом похожими друг на друга.

Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочек.

Подростковые группировки с их строгой иерархией по большей части состоят из мальчиков.

Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует.

По мнению доктора биологических наук, генетика В.А.Геодакяна, у мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений), чем у женщин. Он говорит: «Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков».

Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В.Д.Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях. В самом деле, меняться, приспосабливаться под изменчивый мир им значительно сложнее, чем женщинам. «Пусть лучше мир прогнется под нас», – сказал мужчина, и, чтобы не погибнуть, отправился на поиски другого места (потеплее и получше) или изобрел шубу. Поисковым поведением определяется и тяга самцов к освоению новых пространств, их большая сообразительность, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованных предприятиям. Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает – по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Получается несоответствие во времени – самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т.н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы. «Должен он скакать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать, а иначе он взорвется, трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!

С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться. Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации. А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…

В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску. И помня о том, что перед нами не просто малыш и ребенок, а маленькая девочка или маленький мальчик, самое главное – очень его любить. Любовью не испортишь ни того, ни другую!

Как мы видим, мальчики и девочки – это два разных мира. Если этого не учитывать – то это значит, что мы часто неправильно понимаем, что стоит за их проступками, а, значит, и неправильно на них, эти проступки реагируем.

Мальчиков и девочек ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по – разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ромашка – девочка», «Василёк – мальчик»

Подгруппе родителей предлагается сделать ромашку и василек, на лепестках которых будут написаны качества мальчиков и девочек. Родители работают под спокойную музыку. 

- «настоящего мальчика» (для родителей девочек),

- «настоящей девочки» (для родителей мальчиков).

По окончании работы, каждая команда представляет свой результат.

Воспитатель делает выводы и предлагает вниманию собравшихся альбом, в котором собраны рассказы и стихи родителей об их детях. Мамы и папы зачитывают свои работы.

Воспитатель благодарит родителей за их выступления. Затем предлагает снова разделиться на команды и поиграть в игру: « Составление портрета настоящего мальчика и настоящей девочки».

Перед родителями разложены картинки с изображением детской одежды, игрушек, причесок, «мордашек» с различными эмоциональными состояниями для мальчика и девочки. Каждая команда собирает свой идеальный образ мальчика и девочки и рассказывает о нём.

 Воспитатель подводит итоги собрания:

- Дорогие родители, я думаю, что наше родительское собрание оказалось полезным для вас. Надеюсь, что вы теперь знаете, что такое гендерный подход и как его реализовать при воспитании своих детей. Но самое главное, что мне хотелось бы сказать: никогда не забывайте, что главное в нашей жизни – это семья. Ведь карьера не ждет дома, слава не утрет слезы, и свобода не обнимет ночью…

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей.

Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует.

Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Домашнее задание. Чаще всего дети играют в игры сами, со своими братьями и сестрами, родители, как правило, в играх участия не принимают. Хотя у мам и пап большой багаж различных игр. Домашнее задание - вспомните и напишите название игр, в которые вы играли в детстве.

Рефлексия: Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?

Спасибо за внимание.

 

Оставить комментарий: