a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.Подготовила учитель- логопед, Громышева И.В.

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Рекомендации логопеда Ирины Васильевны Громышевой. ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 2-3 раза в день по 3-5 минут. 2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки. 3. Все упражнения выполняются по подражанию, т.е. чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка). 4. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, с улучшением качества движений. 5. Возможно, и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками и т.д. 6. Необходимо добиваться чёткого, точного, ритмичного выполнения движений. 7. Постепенно, по мере овладения артикуляционными движениями, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 8. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отработанных логопедом упражнений. 9. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все упражнения будут получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ Рассмотрите с ребёнком перед зеркалом органы речи: губы, зубы, язык (кончик, спинка, корень), альвеолы – «бугорочки» (верхние, нижние), нёбо, голосовые складки. «НАДО КРЕПКО ЗАУЧИТЬ, ЧТО ТЕБЕ И МНЕ ПОМОЖЕТ ЧЁТКО ЗВУКИ ВСЕ ПРОИЗНОСИТЬ». І. Упражнения для губ 1. «Улыбка» – растягивание сомкнутых губ в улыбку (зубы сомкнуты). 2. «Заборчик» - губы в улыбке, раскрыть губы и показать сомкнутые зубы (хорошо видны и верхние, и нижние резцы). 3. «Хоботок» – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты). 4. «Трубочка» - вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты), губы округлены. 5. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки». 6. Проговорить гласные звуки, четко артикулируя губами - А-У-И-О (чередовать). 7. Проговорить гласные звуки, чередуя со звуком [И] – и-у, и-а, и-о, и-э. ІІ. Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти): 1. «Часики» - движения языком вправо-влево. 2. «Качели» - движения языком вверх-вниз. - к верхней/нижней губе; - к верхним/нижним зубам; - к верхним/нижним альвеолам. 3. «Лопатка» - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку ложечкой или пошлёпать губами, произнося «пя-пя-пя»). 4. «Иголочка» – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика языка холодной ложечкой). 5. «Чашечка» – широкий язык поднять кверху: - к верхней губе; - к верхним зубам; - к верхним альвеолам. 6. «Конфетка» - причмокивающие движения языком. 7. «Лошадка» – щёлканье языком. 8. «Грибок» – язык широкий, плоский, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам. Помните! Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Оставить комментарий: