Артикуляционные упражнения для дошкольников
Документы для скачивания
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «Лопаточка». Язычок наш, как лопатка: Закруглённый, плоский, гладкий. Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Лопаточка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Широкий язык высунуть, расслабить, поло жить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не д рожал. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ «Чашечка». Любим пить мы крепкий чай, Ну- ка, чашку подставляй! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым в ы полняй упражнение «Чашечка». Оно поможет тебе правильно произнос ить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8— 10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончи ком языка к верхним зубам, но не касаться их. Язычок наш, как иголка, Отойди, уколет колко! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы полняй упра жнение «Иголочка», Оно поможет теб е правильно произносить звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Делай чётко, плавно, не торопясь, Повтори 8— 10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Рот приоткры ть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд как можно дальше. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ «Горка». Выше, горка, поднимись, Мы помчимся с горки вниз! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы полн яй упражнение «Горка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Бо ковые края языка прижать к верхним корен ным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы. «Парус». Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Парус». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Л, ЛЬ. Д елай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков( альвеол) за верхни ми зубами. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Язычок у нас грибок, Подставляйте кузовок! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы- полняй упражнение «Грибок». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. ^ Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8— 10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Широкий язык присосать к нёбу. Рот рас крыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка( уздечка языка) натянулась. Щёткой кухню подмету, Наведу вам чистоту, Вправо, влево гну щетинки, Не оставлю ни соринки! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Щётка- смётка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Рот приоткрыть. Высунуть у зкий язык. Дви гать языком вправо, влево, не убирая его в глубь рта. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Покатилось колесо, Отвалилось, вот и всё. . . Колесо, вернись назад! Пожалей мой самокат! Сядь пе ред зеркалом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Колесо», Оно поможет тебе правильно произносить звуки С, 3, Ц. Делай чётко, плавно, не торопясь, Повтори 8 —10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕН ИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперёд, а затем убирать в глубь рта. Язык пе ремещать вперёд- назад в форме валика. «Качели». Вот весёлые качели — Выше крыши подлетели. На качелях вверх и вниз Ты качаться не ленись! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Качели». Оно поможет тебе правильно произн осить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тя нуться языком попереме нно к носу, к подбород ку. Рот не закрывать. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ «Маляр». Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым( вот дела! ) Всё, до дальнего угла! Сядь перед зеркал ом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Маляр». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИ Е ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по по толочку( по верхности нёба) вперёд- назад. «Змейка». Показала змейка жало, Убрала и хвост поджала Жало вынула опять, Хочет всех вас испугать! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Змейка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки ТЬ, ДЬ, К, Г, X, Л. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максималь но выдвигать вперёд и убирать в глубь рта. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ «Вкусное варенье». Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем. С губ сотрём следы варенья, Угощенья- объеденья! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Вкусное варенье». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Р, РЬ, ЛЬ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им вс ю верхнюю губу и убрать в глубь рта. «Дудочка». Дудочка, гуди сильней, Созовём мы всех друзей! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Д удочка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Высунуть широкий язык. Бок овые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получив шуюся дудочку. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Язычок мой крепким станет Барабанить не устанет, Барабана страшный гром Оглушит огромный дом! Сядь перед зер калом. Вместе со взрослым вы полняй упражнение «Громкий барабан». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, ЛЬ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБ ЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ. Рот широко открыть. Широкий язык поднять вверх. Произносить громко, отрывисто, много кратно, не опуская кончика языка: ДДДДДД.